«Мы все исходим из того, что пограничный договор нужен как Эстонии, так и России», – сказал Ансип в четверг.
Как передает «Интерфакс», премьер уточнил, что МИД Эстонии начнет заниматься этим вопросом. «Эстонская сторона подписала пограничный договор, ратифицировала, но российская сторона затем заявила, что парламент Эстонии добавил в договор о ратификации преамбулу, в одностороннем порядке изменившую пограничный договор», – напомнил он.
Все фракции парламента в минувший вторник рекомендовали правительству возобновить переговоры с Москвой.
По словам Ансипа, в преамбуле ратификационного закона нельзя изменить двусторонний договор, «и мы этого не делали». «Мы как-то должны выйти из этой ситуации. У одних одно понимание, и у других – другое. Если стороны не общаются, то мы навряд ли когда-нибудь придем к единому мнению. Если другая сторона открыта для общения, то и за эстонской стороной не застоится», – сказал глава правительства.
По его словам, нет никаких оснований начинать пограничные переговоры сначала. «Ни одна из сторон не оспорила, как проходят сухопутная и морская границы. Здесь спора нет, – отметил он. – Вопрос в трактовке преамбулы, в акцептировании правопреемственности государства, здесь наша позиция неизменна».
В то же время премьер отметил, что «преамбулу не нужно было добавлять к закону о ратификации, но у независимых парламентов есть право разъяснять, что означает для нашего народа ратифицируемый договор».
«Сейчас ситуация такова: российская сторона отозвала подписи под договорами о сухопутной и морской границе, и нужно дать чувство уверенности другой стороне, чтобы сверхважные темы никто не смог бы неверно трактовать. Тема правопреемственности государства останется для нас важной. Это ясно, надеемся на лучшее», – сказал Ансип.
Напомним, Эстония и Россия в мае 2005 года подписали договоры о сухопутной и морской границе. Однако парламент Эстонии добавил в закон о ратификации преамбулу, в которой заявил о действенности Тартуского мирного договора 1920 года, по которому проходила довоенная граница и в котором признавалась независимость Эстонии. В России этот договор рассматривается как исторический документ, и Москва отозвала подписи под договорами, усмотрев в преамбуле попытку Таллина зарезервировать за собой в будущем территориальные претензии к России.
Как рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД председатель парламента Эстонии Эне Эргма, «в парламентарном государстве всегда есть возможность, что парламент добавит преамбулу к закону о ратификации рассматриваемого договора».
«В добавленной Рийгикогу преамбуле есть ссылка на Тартуский мир как на один из основополагающих документов Эстонии. Содержание договора этим никоим образом изменено не было. Подчеркиваю: у Эстонии нет никаких территориальных требований по отношению к России. На мой взгляд, отзывая свою подпись, российская сторона действовала под влиянием минутных эмоций», – считает спикер эстонской палаты.