Участники рынка уже назвали документ «очередным инструментом для вытеснения с рынка компаний среднего звена». Эксперты говорят, что с новыми требованиями с трудом справятся даже лидеры.
В начале октября состоится заседание рабочей группы представителей Минтранса, Росавиации и крупнейших авиакомпаний, которые должны сформировать консолидированную позицию насчет внесения изменений в приказ N92 (регулирует допуск компаний к международным перевозкам). Проект этих изменений Минтранс и Росавиация уже разослали в авиакомпании для изучения. Он существенно ужесточает условия допуска авиакомпаний на международные рейсы.
В частности, «на момент подачи заявления» на новые маршруты авиакомпания не должна иметь просроченных задолженностей по налогам и сборам, платежам в Пенсионный фонд, аэропорты и топливно-заправочные комплексы, за аэронавигационные услуги. За период «сезона ИАТА» (летняя либо зимняя навигация) перевозчик не должен допускать более 7% задержек на два часа и более либо отменять более 5% рейсов из согласованного расписания. Кроме того, заявки будут сниматься с рассмотрения, если компания не использует в полном объеме уже имеющиеся частоты на конкретной воздушной линии. Ограничения, связанные с согласованием чартерных программ с назначенными перевозчиками, сохраняются.
В Росавиации уточнили, что это не окончательная редакция документа, он может измениться после обсуждения с авиакомпаниями. Предложения по новым критериям допуска перевозчиков на международные маршруты Минтранс и Росавиация подготовили после изучения идей, которые изложил в своем письме премьеру Владимиру Путину гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Топ-менеджер настаивал на распределении международных направлений исходя из доли рынка авиакомпании и ее оборота. Глава «Аэрофлота» предложил также создать межведомственную комиссию, которая будет более прозрачно, нежели Росавиация, распределять новые рейсы. По словам источника в одном из профильных ведомств, Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову проработать предложения господина Савельева.
#{interviewsociety}Если бы новый приказ заработал уже с этого зимнего сезона, допусков на международные рейсы не получили бы Sky Express, «ВИМ-Авиа», «Уральские авиалинии», «Татарстан», «Авианова», «Авиалинии Кубани», «Руслайн». Они, по данным Росавиации, допустили более 7% задержек в апреле-августе 2011 года. Кроме того, целый ряд перевозчиков не прошел бы по финансовым параметрам. К финансово несостоятельным Росавиация уже отнесла 21 компанию, в том числе «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Авианову».
Источник в одной из российских авиакомпаний второго эшелона, комментируя предложения Минтранса, говорит, что «с каждым днем российские авиационные власти предлагают все более жесткие правила».
«Предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию, поздно,- считает источник.- Все это вписывается в общую стратегию сокращения количества авиакомпаний на рынке». Глава комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин полагает, что таким высоким требованиям даже лидеры рынка могут соответствовать лишь с натяжкой. Открыто никто из опрошенных основных российских перевозчиков комментировать инициативу Минтранса не решился, пишет «Коммерсантъ».