Экономика

28 июля 2021, 21:00

БАМ лишили главного советского недостатка

Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

Целых семь лет потребовалось российским строителям, чтобы проложить семь километров современного Байкальского тоннеля. Он заменит построенный еще во времена СССР тоннель под Байкальским хребтом. Один километр строительства обошелся более чем в триста миллионов рублей. Почему на это ушло так много времени и денег, зачем он нужен и сможет ли окупиться?

В России запустили второй Байкальский тоннель, который расположен в западной части Байкало-Амурской магистрали. Это было самое узкое место БАМа. Старый тоннель был построен еще в 1985 году и имеет всего один путь. Если в советские годы этого было достаточно, то сейчас он уже давно перестал справляться с увеличившимся грузопотоком. Поездам приходилось то и дело останавливаться и пропускать друг друга.

Новый тоннель, напичканный современными технологическими решениями, имеет уже два пути, и поезда могут беспрепятственно пересекать Байкальский хребет. Пропускная способность тоннеля повысится в пять раз. Ввод в строй второго пути от Дельбичинды, что в Иркутской области, до Дабана, что в Бурятии, позволит увеличить трафик в пять раз: с 17 до 85 пар поездов в сутки, сообщили в РЖД.

Стройку начали еще в 2014 году, и она растянулась на долгих семь лет. Изначально окончание строительства планировалось в 2019 году, но сроки сдвинулись на два года. Казалось бы, построить надо было всего семь километров тоннеля. Фактически стройка шла по километру в год. Один километр обошелся в целых 314 млн рублей, учитывая, что весь проект стоил 2,1 млрд рублей.

Однако это только на первый взгляд задача была простой, а в реальности проект уникальный и сложный. Во-первых, тоннель прокладывали прямо в скале. Здесь использовались примерно те же технологии, что и при строительстве тоннелей метро. Вот только горная порода здесь намного прочнее. Тоннелестроителями пройдено почти 6,7 км толщи Байкальского хребта. Глубина заложения достигает 300 метров.

Во-вторых, стройка шла в суровых климатических условиях. Тоннель строили в тайге, где температура зимой легко достигает минус 50 градусов. Чтобы в холодное время тоннель не обледенел, здесь уложен специальный согревающий кабель. Кроме того, установлены автоматические ворота, которые также помогают удерживать важный микроклимат внутри тоннеля.

В-третьих, здесь не редкость землетрясения.

Сейсмичность участка составляет девять баллов. Именно поэтому тоннель оснащен всевозможными датчиками, которые контролируют сейсмоактивность. Для уменьшения вибрации в тоннеле уложен бесстыковой путь, а в его основании – специальные демпфирующие маты.

Проходка велась горнопроходческим щитом Lovat, который ранее использовался при строительстве тоннелей на трассе Адлер – Красная Поляна в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи.

Новый тоннель построен всего в 35 метрах от старого тоннеля, поэтому работы велись осторожно, чтобы не навредить действующей ветке, ведь движение по ней не прекращалось, отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Хотя были сложности и организационного характера.  

Данный тоннель является важнейшим объектом в программе модернизации БАМа и Транссиба, уверяют в РЖД. «Это откроет новые возможности для бизнеса, для увеличения грузоперевозок на «восточном полигоне», для реализации транзитного потенциала России. Дополнительный импульс получит экономика ряда регионов Сибири и Дальнего Востока», – отметил Владимир Путин.

После запуска тоннеля он сразу же выйдет на 33, а через пять месяцев – на 85 пар поездов, говорит глава РЖД Олег Белозеров.

«Запуск второго Байкальского тоннеля – один из проектов, про который можно сказать, что он окупится в обозримой перспективе. Хотя стоимость тоннеля и существенная», – говорит Евгений Миронюк из «Фридом Финанс». Провозная способность участка после запуска в эксплуатацию тоннеля, который соединяет Иркутскую область и Бурятию, увеличится в 2,5 раза – с 13,2 до 32,4 млн тонн грузов в год, отмечается в справке Кремля.

«Конечно, окончание строительства тоннеля – лишь одно из многих звеньев в вопросе возведения необходимой инфраструктуры. Поэтому оценивать экономический эффект запуска одного тоннеля без привязки к запуску других проектов – невозможно», – говорит Миронюк.

В любом случае тоннель решает стратегическую задачу по росту экспорта. В частности, указывает эксперт, правительственная комиссия по ТЭК поставила задачу бесперебойно вывозить на экспорт 195 млн тонн угля к 2025 году. Но это невозможно достичь без расширения пропускной способности магистралей. Кроме того, нужны дополнительные мощности по генерации для электрификации БАМа и Транссиба.

С 2014 года на БАМе был реализован не один проект. В частности, был построен второй путь на перегоне Марикта – Небель за 500 млн рублей, второй путь на перегоне Сакукан – Салликит участка Таксимо – Новая Чара за 660 млн рублей, второй путь на перегоне Таксимо – Лодья участка Таксимо – Новая Чара за 600 млн рублей. Однако второй Байкальский тоннель, конечно, стал самым крупным реализованным проектом.

«Запуск второго Байкальского тоннеля значительно ускорит контейнерные перевозки по железной дороге. В 2020 году, в разгар пандемии, многие перевозчики пострадали от падения объемов перевозок из-за перебоев в морских и авиаперевозках. Железнодорожный маршрут в этом плане показал стабильность и смог переориентировать в свою пользу значительный объем грузов. Поэтому России так важно построить гарантированную бесперебойную цепочку доставки грузов между Европой и Китаем с обязательным включением в нее Транссибирской магистрали», – говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Татьяна Скрыль.

Выгода России здесь вполне очевидна. Во-первых, это поступление дополнительных доходов от использования транспортной инфраструктуры, во-вторых, развитие транспортной доступности, усовершенствование и модернизация транспортного комплекса, отмечает эксперт.

«Ведущие экономики мира акцентируют свое внимание и закладывают немалые средства на развитие транспортной инфраструктуры страны. Яркий пример развития транспортной инфраструктуры – Китай, который год за годом прибавляет километры высокоскоростных ж/д путей», – говорит Скрыль. Поэтому продолжение развития транспортной инфраструктуры, о чем заявил Владимир Путин, поможет развитию российской экономики. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВС России нанесли удар по местам расположения ВСУ в Харькове
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Маск: Украине нужно было соглашаться на сделку с Россией в Стамбуле

Американский предприниматель Илон Маск выразил мнение, что Киеву и его западным союзникам нужно было пойти на сделку с Россией в ходе переговоров в Турции в 2022 году.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

ВС России поразили ангар с техникой ВСУ под Николаевом

ВС России силы уничтожили ангар с украинской военной техникой в селе Дмитровка Николаевской области, заявил координатор местного подполья Сергей Лебедев.

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

События 2 мая 2014 года в Одессе официально считаются на Украине трагическим стечением обстоятельств, на деле же это было целенаправленной операцией, заявил бывший подполковник Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Прозоров.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

В парламенте Грузии начались потасовки из-за закона «О прозрачности»

Потасовками и словесными оскорблениями сопровождается в среду обсуждение в парламенте Грузии во втором чтении законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?