Экономика

27 мая 2021, 22:00

Почему рейсы из Европы в Москву отменяются

Фото: Massimo Insabato/Keystone Press Agency/Global Look Press

Сразу несколько европейских авиакомпаний не смогли совершить запланированные рейсы в Москву. Они в последний момент изменили маршрут полета, отказавшись лететь над территорией Белоруссии, и не получили разрешение от России. Что это – техническая проблема или политический ответ Москвы Европе на бойкот Минска?

Австрийская авиакомпания Austrian Airlines пожаловалась, что российская сторона не выдала разрешение на прибытие ее рейса из Вены в Москву в четверг по альтернативному маршруту в обход Белоруссии, сообщил ТАСС представитель этого перевозчика. Также был отменен рейс из Парижа в Москву французской авиакомпании Air France – по причинам, связанным с обходом воздушного пространства Белоруссии и необходимостью получать новое разрешение со стороны властей России. Позже «Аэрофлот» заявил, что сам вернет в Москву часть пассажиров отмененного рейса.

Европейские авиакомпании следуют рекомендациям Агентства авиационной безопасности Евросоюза, которое посоветовало им не летать в воздушном пространстве Белоруссии.

Почему Россия не пускает европейские борта, которые решают облететь Белоруссию? Неужели Москва решила вступиться за Минск, который оказался на грани воздушной блокады?

Вряд ли эти истории стоит рассматривать сквозь призму политики. «Программа подготовки полетов имеет большую глубину по времени. Поэтому обычно авиакомпании заблаговременно подают заявки на выполнение полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации, где указываются конкретные параметры, в том числе точка пересечения границы РФ и желаемый перечень воздушных трасс, по которым они хотят летать. Российская сторона изучает эти заявки и одобряет их или предлагает скорректировать план полета», – рассказывает отраслевой эксперт Олег Пантелеев из «Авиапорта».

Поэтому в этой истории, когда регулятор Европы буквально во вторник выдал рекомендации авиакомпаниям облетать Белоруссию, на Россию в среду могли посыпаться заявки об альтернативных маршрутах.

«Когда нужно в одночасье изменить планы полетов, то могут возникнуть технические сложности, связанные с большим объемом работы и информации.

Возможно, по каким-то причинам невозможно нарастить пропускную способность некоторых авиационных трасс. Какая именно техническая сложность возникла, сложно сказать. В любом случае, если через два–три дня российская сторона скажет, что эта проблема решена, то, значит, в этой истории нет никакой политической подоплеки», – считает Пантелеев.

«Не думаю, что Москва намерена принуждать европейские авиакомпании и дальше летать над Белоруссией, если рейс направляется в РФ», – считает и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Более того, говорить, что Россия запретила рейсы из Вены и Парижа, не совсем корректно. По его словам, рейс Austrian Airlines мог спокойно лететь по согласованному маршруту в Москву, но «в последний момент Вена, как я понимаю, запросила новый маршрут, и вот его-то им не согласовали», у них «одно разрешение есть, но они захотели другое». Та же ситуация и с рейсом французской авиакомпании. Это был их выбор, а точнее – выбор ЕС.

При этом сейчас из-за пандемии рейсов между ЕС и Россией и так немного. Европа не открывала свое воздушное пространство для граждан России, визовые центры закрыты. Несостоявшиеся рейсы – это не регулярное авиасообщение, а чартерные рейсы, говорит Гусаров.

В любом случае запрещать России сейчас особо нечего. Другое дело, что технические проблемы могли помешать и этим нечастым полетам. В Росавиации в четверг прошло совещание, на котором обсуждался как раз вопрос возможности разрешить европейским авиакомпаниям летать в Россию в обход Белоруссии. Об этом сообщил РБК со ссылкой на источник в крупной российской авиакомпании. Источник, близкий к Минтрансу, считает, что в ближайшее время российская сторона даст такое разрешение. Задержку с их выдачей он объяснил тем, что потребовалась проработка обновленных маршрутов для полетов из-за отказа европейских авиакомпаний летать над территорией Белоруссии.

Если предположить, что Россия все-таки решится на политический ответ в знак солидарности с Белоруссией, то пострадают от этого обе стороны – и европейские, и российские авиаперевозчики.

«Если европейские компании так и не получат разрешения на полеты по трассам, идущим за пределами Белоруссии, значит, у европейцев вообще не будет возможности летать в Россию. Авиационные власти соответствующих стран с наибольшей  вероятностью, опираясь на принципы паритетности в авиаперевозках, закроют полеты для российских авиакомпаний. Если Air France не удается вылететь из Парижа в Москву, значит, и «Аэрофлот» не сможет летать из Москвы в Париж», – рассуждает Олег Пантелеев.

Но даже в этом случае не идет речь о полном закрытии воздушного пространства России, в том числе для транзитных полетов. Это на самом деле очень серьезный козырь в рукаве нашей страны, который может сильно навредить европейцам, когда авиационное сообщение в мире в принципе откроется (этого ждут к концу года).

Россия имеет уникальное географическое положение, и через ее территорию короче и удобней летать из Европы в Азию. Не зря европейские авиакомпании платят так называемые пролетные деньги «Аэрофорту», которые, по экспертным оценкам, достигали минимум 300 млн долларов год, а то и больше. Лишиться этого маршрута над Сибирью означает серьезные убытки при полетах в Азию и риск потери этого рынка. А как только мировые воздушные ворота будут открыты, оголодавшие перевозчики будут биться за каждый маршрут и за каждый рейс, чтобы выбраться из «ковидных» убытков.

В любом случае этот козырь Москва, скорее всего, прибережет на тот действительно крайний случай, когда на кону будет стоять куда более весомый повод, чем «воздушная истерия» вокруг Белоруссии. Как минимум повод должен касаться самой России, а не соседней, хоть и дружественной нам страны. 

Должна ли Россия закрывать свое воздушное пространство для рейсов бойкотирующих Белоруссию авиакомпаний?


Проголосовать

«Российское воздушное пространство играет важную роль для европейских авиаперевозчиков, совершающих прямые перелеты в ту же Азию, поэтому со стороны ЕС маловероятно ожидать такую меру. С другой стороны, России тоже невыгодно прекратить авиасообщение с Европой из-за ситуации с Белоруссией, поскольку отечественные авиаперевозчики более чем нуждаются в загрузке своих международных рейсов, а туристический сезон в Европе смог бы улучшить финансовое положение в секторе», – говорит аналитик ГК «Финам» Наталия Пырьева.

Конечно, есть риски, что на первых порах будут возникать сложности, несостыковки и запреты, но в среднесрочной перспективе либо наладят новые маршруты, либо снимут запрет с белорусского воздушного пространства, потому что, действительно, всем представителям авиаотрасли необходимо наращивать число полетов, чтобы выйти из убытков, уверена собеседница.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Тбилиси начались аресты противников закона об иноагентах
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?