Экономика

27 мая 2021, 22:00

Почему рейсы из Европы в Москву отменяются

Фото: Massimo Insabato/Keystone Press Agency/Global Look Press

Сразу несколько европейских авиакомпаний не смогли совершить запланированные рейсы в Москву. Они в последний момент изменили маршрут полета, отказавшись лететь над территорией Белоруссии, и не получили разрешение от России. Что это – техническая проблема или политический ответ Москвы Европе на бойкот Минска?

Австрийская авиакомпания Austrian Airlines пожаловалась, что российская сторона не выдала разрешение на прибытие ее рейса из Вены в Москву в четверг по альтернативному маршруту в обход Белоруссии, сообщил ТАСС представитель этого перевозчика. Также был отменен рейс из Парижа в Москву французской авиакомпании Air France – по причинам, связанным с обходом воздушного пространства Белоруссии и необходимостью получать новое разрешение со стороны властей России. Позже «Аэрофлот» заявил, что сам вернет в Москву часть пассажиров отмененного рейса.

Европейские авиакомпании следуют рекомендациям Агентства авиационной безопасности Евросоюза, которое посоветовало им не летать в воздушном пространстве Белоруссии.

Почему Россия не пускает европейские борта, которые решают облететь Белоруссию? Неужели Москва решила вступиться за Минск, который оказался на грани воздушной блокады?

Вряд ли эти истории стоит рассматривать сквозь призму политики. «Программа подготовки полетов имеет большую глубину по времени. Поэтому обычно авиакомпании заблаговременно подают заявки на выполнение полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации, где указываются конкретные параметры, в том числе точка пересечения границы РФ и желаемый перечень воздушных трасс, по которым они хотят летать. Российская сторона изучает эти заявки и одобряет их или предлагает скорректировать план полета», – рассказывает отраслевой эксперт Олег Пантелеев из «Авиапорта».

Поэтому в этой истории, когда регулятор Европы буквально во вторник выдал рекомендации авиакомпаниям облетать Белоруссию, на Россию в среду могли посыпаться заявки об альтернативных маршрутах.

«Когда нужно в одночасье изменить планы полетов, то могут возникнуть технические сложности, связанные с большим объемом работы и информации.

Возможно, по каким-то причинам невозможно нарастить пропускную способность некоторых авиационных трасс. Какая именно техническая сложность возникла, сложно сказать. В любом случае, если через два–три дня российская сторона скажет, что эта проблема решена, то, значит, в этой истории нет никакой политической подоплеки», – считает Пантелеев.

«Не думаю, что Москва намерена принуждать европейские авиакомпании и дальше летать над Белоруссией, если рейс направляется в РФ», – считает и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Более того, говорить, что Россия запретила рейсы из Вены и Парижа, не совсем корректно. По его словам, рейс Austrian Airlines мог спокойно лететь по согласованному маршруту в Москву, но «в последний момент Вена, как я понимаю, запросила новый маршрут, и вот его-то им не согласовали», у них «одно разрешение есть, но они захотели другое». Та же ситуация и с рейсом французской авиакомпании. Это был их выбор, а точнее – выбор ЕС.

При этом сейчас из-за пандемии рейсов между ЕС и Россией и так немного. Европа не открывала свое воздушное пространство для граждан России, визовые центры закрыты. Несостоявшиеся рейсы – это не регулярное авиасообщение, а чартерные рейсы, говорит Гусаров.

В любом случае запрещать России сейчас особо нечего. Другое дело, что технические проблемы могли помешать и этим нечастым полетам. В Росавиации в четверг прошло совещание, на котором обсуждался как раз вопрос возможности разрешить европейским авиакомпаниям летать в Россию в обход Белоруссии. Об этом сообщил РБК со ссылкой на источник в крупной российской авиакомпании. Источник, близкий к Минтрансу, считает, что в ближайшее время российская сторона даст такое разрешение. Задержку с их выдачей он объяснил тем, что потребовалась проработка обновленных маршрутов для полетов из-за отказа европейских авиакомпаний летать над территорией Белоруссии.

Если предположить, что Россия все-таки решится на политический ответ в знак солидарности с Белоруссией, то пострадают от этого обе стороны – и европейские, и российские авиаперевозчики.

«Если европейские компании так и не получат разрешения на полеты по трассам, идущим за пределами Белоруссии, значит, у европейцев вообще не будет возможности летать в Россию. Авиационные власти соответствующих стран с наибольшей  вероятностью, опираясь на принципы паритетности в авиаперевозках, закроют полеты для российских авиакомпаний. Если Air France не удается вылететь из Парижа в Москву, значит, и «Аэрофлот» не сможет летать из Москвы в Париж», – рассуждает Олег Пантелеев.

Но даже в этом случае не идет речь о полном закрытии воздушного пространства России, в том числе для транзитных полетов. Это на самом деле очень серьезный козырь в рукаве нашей страны, который может сильно навредить европейцам, когда авиационное сообщение в мире в принципе откроется (этого ждут к концу года).

Россия имеет уникальное географическое положение, и через ее территорию короче и удобней летать из Европы в Азию. Не зря европейские авиакомпании платят так называемые пролетные деньги «Аэрофорту», которые, по экспертным оценкам, достигали минимум 300 млн долларов год, а то и больше. Лишиться этого маршрута над Сибирью означает серьезные убытки при полетах в Азию и риск потери этого рынка. А как только мировые воздушные ворота будут открыты, оголодавшие перевозчики будут биться за каждый маршрут и за каждый рейс, чтобы выбраться из «ковидных» убытков.

В любом случае этот козырь Москва, скорее всего, прибережет на тот действительно крайний случай, когда на кону будет стоять куда более весомый повод, чем «воздушная истерия» вокруг Белоруссии. Как минимум повод должен касаться самой России, а не соседней, хоть и дружественной нам страны. 

Должна ли Россия закрывать свое воздушное пространство для рейсов бойкотирующих Белоруссию авиакомпаний?


Проголосовать

«Российское воздушное пространство играет важную роль для европейских авиаперевозчиков, совершающих прямые перелеты в ту же Азию, поэтому со стороны ЕС маловероятно ожидать такую меру. С другой стороны, России тоже невыгодно прекратить авиасообщение с Европой из-за ситуации с Белоруссией, поскольку отечественные авиаперевозчики более чем нуждаются в загрузке своих международных рейсов, а туристический сезон в Европе смог бы улучшить финансовое положение в секторе», – говорит аналитик ГК «Финам» Наталия Пырьева.

Конечно, есть риски, что на первых порах будут возникать сложности, несостыковки и запреты, но в среднесрочной перспективе либо наладят новые маршруты, либо снимут запрет с белорусского воздушного пространства, потому что, действительно, всем представителям авиаотрасли необходимо наращивать число полетов, чтобы выйти из убытков, уверена собеседница.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления

В материалах к совещанию президента раскрыты планы по массовому внедрению искусственного интеллекта в новые системы вооружения и военной техники.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов