Экономика

20 марта 2019, 12:12

Путешественники без багажа смогут существенно сэкономить

Фото: Сергей Пивоваров/РИА «Новости»

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот», которой грех жаловаться на финансовые показатели и число пассажиров, решила существенно снизить цены на авиабилеты. Для этого премиальный перевозчик решил перенять инструменты лоукостеров. Что же подвигло «Аэрофлот» решиться на введение безбагажного тарифа и чем он выгоден пассажирам?

Группа «Аэрофлот» со 2 апреля 2019 года вводит на некоторых направлениях безбагажные тарифы. На собственных рейсах «Аэрофлота» безбагажные тарифы вводятся для перевозок в города Германии (Берлин, Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, Ганновер, Дрезден) и Италии (Рим, Милан, Венеция, Болонья, Неаполь и Верона).

На рейсах авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») безбагажные тарифы вводятся на среднемагистральных направлениях.

Как указывает перевозчик, введение безбагажных тарифов позволит снизить цены на билеты эконом-класса. На некоторых направлениях снижение стоимости минимального тарифа составит 30%. Речь идет о появлении нового тарифа эконом-класса. При этом на всех рейсах авиакомпаний «Россия» и «Аэрофлот» продолжат действовать тарифы, включающие стоимость перевозки багажа.

«Безбагажные тарифы вводятся по многочисленным просьбам пассажиров, которые путешествуют налегке. Ранее из-за отсутствия в тарифной линейке группы «Аэрофлот» безбагажных тарифов такие пассажиры вынуждены были оплачивать неоказанную по сути услугу – перевозку отсутствующего регистрируемого багажа», – говорится в сообщении компании.

«Главная цель введения безбагажного тарифа – сделать минимальные цены на авиаперелет еще ниже и расширить линейку предлагаемого продукта, это общемировой тренд даже для классических авиакомпаний, – заявил заместитель генерального директора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин. ­– Теперь мы можем предложить оптимальные варианты и тем, кто хочет путешествовать налегке и недорого, и тем, кто хочет получить премиальный опыт полета».

«Вряд ли это связано с недозагрузкой пассажирских кресел. Группа «Аэрофлот» растет быстрее рынка, так было и в прошлом году, и в предыдущем. «Победа» вытягивает новых пассажиров. Но «Аэрофлот» понимает, что на тех драйверах роста, которые были, расти бесконечно невозможно. Расходы авиакомпаний растут, в частности на авиакеросин. И авиакомпании ищут способы сдерживания цен на авиабилеты, понимая, что платежеспособность населения не растет», – говорит Роман Гусаров из «Авиа.ру». 

Согласно отчетности «Аэрофлота», расходы действительно существенно выросли в 2018 году. Себестоимость продаж по РСБУ выросла на четверть – почти до 500 млрд рублей. И хотя перевозчик, как и прежде, получил чистую прибыль, она была уже значительно меньше, чем в 2017 или 2016 годах. Чистая прибыль в 2018 году составила 2,8 млрд рублей против 28,5 млрд рублей в 2017 году. Выручка выросла на 13% – до 505 млрд рублей.

Причем весной прошлого года «Аэрофлот» жаловался на падение показателей занятости кресел и коммерческой загрузки группы, несмотря на рост перевозок. К примеру, в мае 2018 года группа увеличила перевозки на 8,2% по сравнению с маем 2017 года, но загрузка кресел сократилась на 2,5%, до 77,3%, а коммерческая загрузка – на 1,3%, до 65%. А если загрузка кресел меньше, чем 75%, то рейс становится нерентабельным, говорил в 2017 году генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Конечно, главная цель «Аэрофлота» – привлечение новых клиентов, и безбагажный тариф – это один из инструментов, который активно используется в бизнес-модели лоукостеров.

Когда в 2015 году возможность продажи билета без багажа внедрялась в законодательство РФ, многие говорили, что это делается якобы исключительно под нужды бюджетной авиакомпании «Победа». В реальности этим инструментом почти сразу воспользовались многие российские перевозчики. Уже несколько лет купить безбагажный билет можно у S7 Airlines, Utair, «Уральских авиалиний», а также у Nordwind.

«Аэрофлот», позиционирующий себя как премиальный перевозчик, сначала долго отвергал «замашки» бюджетных перевозчиков. Компания делала ставку на предоставление полного комплекса услуг, уже включенных в стоимость билета. Однако мировые тенденции авиаперевозок заставили и его передумать. В Европе уже многие премиальные авиакомпании – прямые конкуренты «Аэрофлота» – не стесняются выставлять дешевые безбагажные тарифы. Например, такие билеты продают British Airways, Lufthansa и Etihad.

«Авиаперевозчики боятся повышать цены на билеты из-за конкуренции и платежеспособности пассажиров. Поэтому ищут новые возможности для роста.

Лоукостеры очень сильно потеснили классические авиакомпании во всем мире, составляют им серьезную конкуренцию. И западные классические перевозчики начали применять инструменты бюджетных компаний. Элементы бизнес-модели лоукостеров будут все больше проникать в бизнес-модель классических авиакомпаний. Но их задача – не стать бюджетной авиакомпанией, а сохранить свой статус премиум-перевозчика», – говорит Гусаров.

В чем хитрость такого маркетингового хода? Благодаря безбагажному тарифу авиакомпания может предложить более дешевый билет, который позволит ей занять первые строчки в автопоисковиках типа Momondo, Onetwotrip и прочих. Сейчас «Аэрофлот» со своими тарифами «все включено» чаще оказывается не на первой строчке в поисковике, а на пятой или десятой. А значит, куда больше вероятность, что клиент выберет полет не «Аэрофлотом», а его конкурентом. Даже если этому пассажиру не нужен безбагажный билет, который в поисковике на первом месте. Клиент, скорее всего, просто заплатит дополнительно за багаж при покупке билета. Конечная цена билета может оказаться не сильно отличающейся от цены у того же «Аэрофлота».

Например, в поисковике Momondo выводится самый дешевый прямой перелет из Москвы в Рим (туда-обратно) на 7–14 сентября 2019 года – около 12 тыс. рублей от «Уральских авиалиний». Это невозвратный билет, без питания и только с ручной кладью не более 5 кг.

Следом предлагается прямой перелет (с пересадкой не берем в расчет) авиакомпании Alitalia в районе 16 тыс. рублей (254 доллара). Здесь также пассажира не накормят, бесплатный багаж в виде ручной клади весом не более 8 кг, за дополнительный багаж придется доплатить 25 или 40 евро (1800 или 3000 рублей) в зависимости от направления (для поездок из Европы в США – 60 евро), предупреждает перевозчик. То есть в обе стороны дополнительно за багаж придется отдать 3600 или 6000 рублей. Итоговая цена билета с нормальным багажом получается более 19 тыс. рублей.

Предложение «Аэрофлота» для пассажира с багажом выгодней – менее 18 тыс. рублей. В этот тариф включен багаж 23 кг в дополнение к ручной клади в 10 кг и питание на борту (для четырехчасового рейса питание далеко не лишнее). Но в поисковике предложение «Аэрофлота» теряется – оно появляется только на четвертой странице, до которой вряд ли дойдет большинство желающих купить билет.

Безбагажный тариф даст «Аэрофлоту» возможность выйти на первые страницы в автопоиске авиабилетов и отжать часть пассажиров у своих конкурентов – европейских или российских.

Для современного мира предложение по багажу у «Аэрофлота» на самом деле все чаще является избыточным. Большинство действительно не пользуются этой услугой. Например, семья из четырех человек – муж, жена и двое детей, купив билеты «Аэрофлота», получает возможность провезти 40 кг в ручной клади (10 кг на человека) и 92 кг в багажном отделении (23 кг на человека). По факту семья вряд ли будет перевозить такой вес. Теперь у нее появится выбор – купить один или два более дорогих билета с правом провоза багажа в 23 кг на человека, а остальные билеты взять подешевле благодаря безбагажному тарифу.

«Аэрофлот» точные тарифы пока не озвучил, но по аналогии с Alitalia можно предположить, что на одном билете (туда-обратно) в Рим можно будет сэкономить минимум 3600 рублей.

То есть безбагажный тариф в Рим у «Аэрофлота» должен ориентировочно составить чуть более 14 тыс. рублей. Это дороже, чем у «Уральских авиалиний», но дешевле, чем у итальянского перевозчика, который в таком случае, скорее всего, потеряет часть российских, да и европейских клиентов.

«Аэрофлот» хочет перераспределить часть пассажиропотока в свою пользу. Чтобы группа росла не только за счет «Победы», но и за счет новых пассажиров», – говорит Гусаров.

С одной стороны, с помощью «Победы» (входит в группу «Аэрофлот») привлекаются бюджетные пассажиры, для которых главное – цена. В 2016 году «Победа» перевезла, например, 15% пассажиров, которые до этого вообще не летали ни одной компанией, то есть пользовались только услугами РЖД. Сам «Аэрофлот» как премиальная авиакомпания ориентирован больше на состоятельных клиентов, а также пассажиров, для которых важно наилучшее соотношение цены и качества. Введение безбагажаного билета призвано привлечь в группу новых клиентов, находящихся между двумя этими категориями. «Аэрофлот» хочет привлечь ту часть мобильного среднего класса, которая тщательней считает свои деньги и предпочитает не переплачивать при поездках в командировку или на короткий отдых (уикенд).

«Победа» – это очень дешево, «Аэрофлот» – это премиальный класс, а «серединка» достается конкурентам. Мне кажется, что группа как раз пытается сделать интересное предложение для этого среднего класса, который уже летает», – говорит Роман Гусаров. При этом конкуренции внутри группы – с «Победой», по его мнению, не будет, так как разрыв в цене между «Аэрофлотом» и «Победой» все равно будет оставаться существенным.

В итоге «Аэрофлот» делает хорошее предложение пассажирам и помогает собственному росту. «Мы живем в мире, когда человек должен получать не пакет услуг, а иметь возможность самостоятельно моделировать тот набор услуг, который он хочет получить. Поэтому шаг «Аэрофлота» правильный», – считает собеседник.

Впрочем, ожидать, что «Аэрофлот» распространит безбагажный тариф на все свои направления, не стоит. Скорее новые тарифы появятся только там, где в этом будет экономический смысл, как в случае с полетами в немецкие и итальянские города.

«Аэрофлот» по цифровизации один из мировых лидеров. У него великолепно налажен учет и статистика. Не просто так «Аэрофлот» вводит безбагажный тариф не на всех, а только на отдельных направлениях. В компании знают, где им выгодно вводить подобные тарифы, на каких направлениях люди хотели бы летать, не переплачивая за багаж», – добавляет Гусаров. Впрочем, учитывая желание «Аэрофлота» создать четыре региональных хаба, развивать региональные перевозки, введение безбагажных тарифов может пригодиться и здесь.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Бердычи в ДНР
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Кремль: Урегулирование по итогам конференции в Швейцарии без России невозможно

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии явно не нацелена на результат, поскольку без участия России говорить о серьезных ожиданиях нельзя, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?