Европа в целом не пострадает, если российские поставки по украинскому маршруту будут остановлены с 1 января 2020 года, посчитали немецкие ученые EWI. Куда больший убыток понесет Газпром, считают там.
«Ни в одной из стран ЕС энергетическая безопасность не окажется под угрозой, причем во всех рассмотренных сценариях», – заявил руководитель авторского коллектива Зимон Шульте, представляя исследование.
С одной стороны, немцы правы, европейцы вряд ли замерзнут, так как по сравнению с 2009 годом ситуация на газовом рынке ЕС серьезно изменилась. Во-первых, подземные хранилища газа в Европе заполнены до максимума. И сами европейцы, и Газпром активно закачивали туда топливо весь год, ведь о рисках закрытия украинского транзита известно давно.
Во-вторых, в ЕС появились терминалы по приему СПГ, а с 2013 года и «Северный поток – 1». Польша недавно смогла своим иском перекрыть половину газопровода Opal, который является продолжением «Северного потока – 1» по европейской территории. Но нет сомнений, что в случае кризиса ЕС найдет способ вернуть Opal полную загрузку.
В-третьих, появились новые трубопроводы, намного лучше связывающие европейские страны между собой, что позволит более оперативно направлять топливо туда, где его не хватает из-за закрытия украинского направления.
Другой вопрос, что цены на газ однозначно вырастут, поэтому финансовых потерь европейцам не избежать. Сейчас газовые цены в Европе, правда, находятся на своих исторических минимумах – в третьем квартале они упали до 160 долларов за тысячу кубометров. Средняя цена по году на российский газ будет в районе 180 долларов за тысячу кубометров.
Немцы констатируют, что Северо-Западная Европа, благодаря в том числе «Северному потоку – 1» и газопроводу «Ямал – Европа», защищена от дефицита газа намного лучше, чем Юго-Восточная Европа. Поэтому на севере цены на газ подрастут буквально на 3–5% (в Германии, Дании, Нидерландах, Чехии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Франции, Словакии и Венгрии), посчитали немецкие эксперты.
Тогда как в Италии, Хорватии, Австрии и Словении цены вырастут уже на 9–10%. А вот в Румынии цены подскочат на 18%, или на 30 долларов, в Болгарии – на 24%, или 40 долларов, а в Греции на все 45%, или 70 долларов за тысячу кубометров, хотя эта страна и владеет терминалом по приему СПГ, который в сценарии EWI будет работать на полную мощность.
Но это оптимистичный сценарий на случай теплой погоды. Если же в январе стукнут сильные морозы, цены вырастут сильней. В Германии, например, на 7%, или 12 долларов, а в Греции – на 56%, или на 90 долларов (от минималки в 160 долларов сейчас). Наиболее уязвимыми перед закрытием украинского транзита оказываются три европейские страны – Греция, Болгария и Румыния, считают немецкие эксперты.
По их расчетам,
европейцам придется потратить на более дорогой газ дополнительно 1,5 млрд евро в случае теплой погоды и 2,1 млрд евро при холодной зиме. При этом Газпром потеряет больше, чем потребители в Евросоюзе, а именно 3,4 млрд евро, от недопоставок газа европейцам в первом квартале.
Украина пострадает меньше всех – ее ущерб от потери транзитных сборов немцы оценили в 0,5 млрд евро.
Однако расчеты немцев на практике могут оказаться слишком оптимистичными. В моменте на новостях о неподписании нового транзитного контракта на спотовой бирже ЕС возникнет паника, и цены могут взлететь в разы. Потому что влияние оказывает не только соотношение спроса и предложения, но и психологический фактор.
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев ждет как минимум двукратный рост цен на газ в Европе на первых порах, добавляя, что «кризисные цены спрогнозировать сложно». В этом случае европейским потребителям придется закупать газ на споте уже не по 160, а по 320 долларов за тысячу кубометров или даже выше. Плюс в том, что поставщики СПГ с радостью направят свои суда в Европу, где продавать газ станет выгодно. Стоимость газпромовского газа для европейцев от этого не изменится, потому что его цена зафиксирована в контрактных формулах.
Что касается Газпрома, то его прямые потери от недопоставки газа в Европу из-за отсутствия украинского транзита могут быть компенсированы другим газом. Во-первых, за счет поставок газа из подземных хранилищ, расположенных в Европе и заполненных под завязку. Во-вторых, за счет поставок СПГ. Это может быть как российский СПГ с Ямала компании «Новатэк», так и купленный Газпромом на рынке СПГ для удовлетворения заявок европейцев.
Единственный минус в том, что покупать СПГ Газпрому придется по более высокой цене, а продавать по более низкой – той, которая прописана по европейским контрактам. Но здесь на первый план для Газпрома выходит задача обеспечить надежность контрактных обязательств во что бы то ни стало. Тем более что в течение года благодаря запуску «Северного потока – 2» Газпрому, скорее всего, удастся закрыть «потерянные» в первом квартале объемы. Европейские подземные хранилища после кризисной зимы, скорее всего, серьезно опустеют, что подтолкнет спрос на российский газ весной и летом в рамках подготовки к новому отопительному сезону. Кроме того, без украинского транзита Газпром сможет сэкономить 3 млрд долларов, которые каждый год отдавал «Нафтогазу». Расходы на транспортировку газа по собственному новому газопроводу обещают быть значительно ниже.
А вот Украина вряд ли потеряет только 0,5 млрд евро за отсутствие транзитных платежей за три месяца. Если в январе – марте 2020 года новый транзитный контракт не будет подписан, то подписывать его позже нет никакого смысла с точки зрения Газпрома, говорил ведущий эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. Украинский транзит особенно нужен именно в первом квартале, а потом пиковый спрос на газ уходит, плюс в первой половине года заработает «Северный поток – 2», а к концу года – европейская нитка «Турецкого потока». Поэтому Украина потеряет все 3 млрд долларов, которые Газпром платил ей за транзит в год. Хотя российский президент Владимир Путин говорит, что ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» не означает, что Россия откажется от транзита газа через Украину. Но это вопрос экономической целесообразности, добавил он.
По каким-то причинам немецкие эксперты упускают из вида также рост расходов Украины на импортный газ. Сам Коболев не скрывает, что если цены на газ вырастут вдвое в Европе, то и для Украины топливо подорожает.
Вместо 200 долларов за тысячу кубометров, которые Киев сейчас платит европейцам за так называемый реверс, придется платить вдвое больше – все 400 долларов плюс расходы за транспортировку.
Ведь сейчас украинцы получают 10,5 млрд кубометров импортного газа путем бумажного реверса только благодаря тому, что по их трубе транзитом в Европу течет российский газ. Не будет российского транзита – не будет свободного газа в Европе для Украины, отмечает Юшков. Если такой газ вдруг и появится, то, скорее всего, это будет СПГ, который придет в польский терминал.
Впрочем, к росту цен на газ глава «Нафтогаза» относится спокойно. В интервью украинской прессе Коболев уверяет: «по нашим расчетам, Украина спокойно сможет пройти эту зиму». «Мы старались подготовиться и технически, и операционно к разным ситуациям», – говорит Коболев, добавляя, что первые три месяца года страна может обойтись вообще без импорта газа благодаря запасам в ПХГ.
Однако так говорить может Европа, потому что риски замерзнуть у них действительно минимальны, пострадают только европейские кошельки. Но вот Коболев никак не может гарантировать украинцам спокойную зиму – газ будет дорогой, и его будут экономить. Собственно, поэтому после обещаний не замерзнуть Коболев оговаривается: «если не будет никаких форс-мажорных ситуаций». Этим форс-мажором он потом и будет оправдываться.
«Газотранспортная система никогда не работала в реверсном режиме с запада на восток. Импортный газ Украина получала всегда путем отбора топлива из транзитной трубы, а потом она эти объемы компенсировала Газпрому из подземных хранилищ на западе страны. В случае отсутствия транзита должен будет заработать реальный физический реверс. Коболев пытается успокоить, что технически это все возможно, но так это или нет, покажет только практика», – говорит Игорь Юшков.
Многое зимой без транзита будет зависеть от расторопности и слаженности работы украинских специалистов в энергетике, от технической готовности объектов инфраструктуры, а также от удачи. Чем морозней будет на улице, тем выше будут риски технических аварий и недопоставок газа в украинские дома.
«В «Нафтогазе» умалчивают о том, какие будут ограничения в потреблении газа.
Если Украина надеется только на те объемы газа, которые закачаны в подземные хранилища – это 20–21 млрд кубометров, то придется серьезно ограничить украинских потребителей в газе. В первую очередь встанет промышленность, во вторую – ограничат поступление газа населению», – объяснял член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.
Достаточно вспомнить, что было зимой 2008/2009, когда транзит и импорт российского газа были остановлены на три недели. «Нафтогаз» тогда действительно поднимал газ из подземных хранилищ, которые находятся на западе Украины, и качал топливо на восток страны. Однако какую цену пришлось за это заплатить? Население тогда не замерзло только благодаря тому, что не работали почти все промышленные предприятия Востока. По официальным данным, в первом квартале 2009 года промышленные предприятия Украины потребили газа на 40% меньше, чем в тот же период 2008 года. Химические предприятия Украины, в частности, сократили потребление газа на 50%, и это сразу уменьшило суточную потребность страны в газе на 15 млн кубов.
Корольчук считает, что дольше трех недель энергосистема Украины в таком режиме не могла продержаться, поэтому срочно был подписан новый транзитный контракт. «По моим данным, сейчас украинская ГТС может проработать в режиме жуткой экономии потребления газа максимум полтора месяца. Дальше – неизвестно, что будет, если наступят морозы. Нельзя исключать чрезвычайной ситуации», – считает украинский эксперт.
Если температура в январе – феврале будет плюсовая, как в декабре, тогда Украина может пройти отопительный сезон без импорта газа только за счет газа в подземных хранилищах, если, конечно, технически справится с этим, считает Юшков. Но если будет мороз, то без импорта и транзита украинцам придется сокращать потребление газа, согласен он.