Экономика

15 ноября 2019, 16:45

Трасса Москва – Петербург решила большую проблему и породила несколько маленьких

Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости»

На автодороге М-11 Москва – Санкт-Петербург полностью завершились строительные работы. Соответствующее заключение выдано Ростехнадзором, и этот документ открывает процесс подготовки ко вводу трассы в эксплуатацию уже с конца ноября. Чем запомнилось строительство дороги и каким образом она улучшит не только транспортную, но и экологическую ситуацию?

Строительство новой скоростной дороги изначально стало непростым занятием. Если выход трассы из предместий Санкт-Петербурга удалось в основном провести по неудобьям и бросовым землям, то с выходом из столичного мегаполиса ситуация оказалась гораздо сложнее. На возможном векторе выхода трассы из Москвы оказалось сразу два охраняемых объекта: национальный парк «Завидово» и печально известный Химкинский лес.

Интересно, что формальный охранный статус двух этих объектов был строго противоположен уделенному их судьбе в прессе и общественном сознании вниманию. Национальный парк «Завидово» является особо охраняемой природной территорией федерального значения со статусом национального парка. А вот Химкинский лес был и есть лишь составной частью лесозащитного пояса Москвы и обладает обычным статусом лесного фонда – природно-хозяйственного объекта федеральной собственности, однако без охранного свидетельства.

Тем не менее, массовые протесты против строительства трассы М-11 развернулись именно вокруг Химкинского леса. Причем по постановлению правительства зеленый массив отнюдь не «уничтожался» – из его общей площади в 1100 га, и так зажатой между Москвой и ее растущими пригородами, изымалось под нужды дороги лишь 145 га.

Уровень «аргументации» экоактивистов, изложенной в их открытых письмах президенту и правительству, можно понять уже теперь, с учетом прошедших лет и постфактум. Например, в качестве примера якобы неудачного решения, «загубившего» столичную экологию, «защитники Химкинского леса» привели... постройку линии «Аэроэкспресса» в аэропорт Шереметьево. Дословно: «с постройкой железной дороги уничтожена природа, а железной дорогой мало кто пользуется из-за сверхдорогой стоимости проезда».

Судя по всему, экоактивисты-защитники предлагали улетающим из Шереметьево по-прежнему ездить в аэропорт по «экологичной» автодороге – или же, как вариант, ходить к аэропорту пешком? Неудивительно, что повторные экологические экспертизы, которые действительно должны были проверить обоснованность прокладки трассы через Химкинский лес, показали очевидное – вывод из земель лесного фонда вышеупомянутых 145 га действительно был «меньшим злом» в сложившейся вокруг строительства дороги ситуации.

Причем дело тут было, как ни странно, именно в экологии. К началу постройки новой трассы М-11 загрузка существующей федеральной трассы М-10 «Россия» на подъездах к Москве уже составляла от 130 до 170 тысяч автомобилей в сутки, что многократно превосходило ее максимальную разрешенную пропускную способность. В итоге средняя скорость на М-10 вблизи Москвы падала в часы пик до 5–7 км/час. В пробках стояли тысячи машин, уровень загрязнения по основным выбросам превышал ПДК в три–пять раз, а общие вредные выбросы на трассе М-10 составляли чудовищную цифру в 247 кг на каждый километр дороги в час.

Так что как ни крути, а новую дорогу надо было строить – в том числе ради улучшения экологической ситуации.

Экономика и частный капитал

Вторым фактором, который присутствовал в истории строительства дороги М-11, был, конечно же, вопрос государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессионного соглашения. М-11 стала первой в России крупной дорогой, для которой был применен данный механизм, позволяющий заменить часть бюджетных средств на частный капитал при постройке инфраструктурного объекта.

Проект строительства действительно получился масштабным. Стоимость дороги составила 152,8 млрд рублей, из которых 75% взяло на себя государство, а еще 25% обеспечил частный инвестор. Концессионером выступила «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК), 50% которой принадлежит французской компании Vinci, а другие 50% – российским акционерам.

Именно российские акционеры СЗКК, в число которых попал российский миллиардер Аркадий Ротенберг, оказались в прицеле общественной критики. Все дело в том, что средства СЗКК, потраченные на постройку М-11, также были частично заемными. В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с Внешэкономбанком и Сбербанком России, в соответствии с которым банки предоставили СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Таким образом, из доли инвестора в 38,2 млрд рублей около ¾ средств составили деньги, фактически полученные через государственные банки.

Конечно, такая практика неизбежно привела к удорожанию проекта: ведь инвестор в этом случае просто перекладывает стоимость заемных средств на стоимость проезда по дороге.

С другой стороны – в рамках ГЧП невозможно ограничить инвестора в методах и способах привлечения денег в строительство, если он добросовестно выполняет свои обязательства по финансированию проекта. А заем у государственных или полугосударственных банков, таких как Внешэкономбанк и Сбербанк, хоть и выглядит «перекладыванием денег из одного кармана в другой», на деле таковым не является, а лишь позволяет управлять рисками и стоимостью заемных денег. Такие же средства, но полученные из рук коммерческих банков, просто стоили бы принципиально дороже – что однозначно еще больше подняло бы стоимость проезда.

В общем, если и можно критиковать Ротенберга и других акционеров СЗКК, то ровно за то, что они сделали – а именно взяли кредит на ¾ своей инвестиционной доли в М-11. Теперь выгодополучателями проекта являются не только они, но и два банка, которые взяли на себя часть рисков проекта.

Что же касается стоимости проезда, то тут, как ни странно, никакой катастрофы не произошло. Достаточно упомянуть, что еще в 2007 году, при начале работ по М-11, было просчитано, что размер средневзвешенного тарифа за проезд по головному участку дороги составит без малого 3,62 руб./км без НДС в ценах 2007 года. Это даже привело к скандалу, вышедшему на уровень президента России в 2016 году, когда выяснилось, что пилотный участок дороги будет обходиться в сумму от 200 до 500 рублей для легкового автомобиля и до 1200 рублей для грузового. Учитывая, что речь тогда шла о пилотном участке трассы длиной всего в 43 км из 684 км общей длины М-11, это действительно могло стать катастрофой для проекта. Тогда проезд самой завалящей легковушки по всей М-11 легко бы перешагнул бы через отметку 3000 рублей, а за грузовик пришлось бы отдавать и вовсе больше 19 000 рублей.

В итоге после проверки Генпрокуратуры стоимость проезда по пилотному участку М-11 снизили. На сегодняшний день тарифы на проезд по М-11 выглядят гораздо гуманнее. Например, проезд легкового автомобиля на самом протяженном уже введенном в эксплуатацию участке «Мясной Бор – Медное», длина которого составляет около половины длины всей М-11 (335 км), обойдется автолюбителям в 396 рублей при оплате транспондером и 660 рублей при оплате наличными.

В конце октября 2019 года были озвучены и тарифы на сквозной проезд трассы М-11. Поездка по всей длине автострады (без выезда на КАД и к аэропорту «Пулково») в среднем обойдется для легковых автомобилей в 1300–2000 рублей. Стоимость будет варьироваться и зависеть от дня недели, а также от наличия и марки транспондера – или же оплаты наличными. Тариф на поездку от Москвы до Санкт-Петербурга для грузовых автомобилей будет ожидаемо выше и составит 2780 рублей, а для автобусов – 3980 рублей.

За что еще можно ругать М11 и за что стоит похвалить

Конечно, на трассе еще немало недостатков.

Например, съезд с М-11 к Санкт-Петербургу на КАД в районе Пулковской трехэтажной развязки сделан сложным и неудобным. Неподготовленный человек и так с трудом попадает там в нужный съезд, а тут еще организовывается по дополнительному съезду с каждой из сторон.

Несколько пунктов взимания платы, связанных с бесплатными дорогами, оказались неудачно спроектированными: выход с автомагистрали расположен после входа на нее. Такая схема приводит к конфликтам входящих и выходящих автомобилей.

Не все в порядке пока что и с поддерживающей инфраструктурой. Например, у каждой зоны отдыха на М-11 запланировано лишь по 10 парковочных мест под легковые автомобили, а места под грузовики нет вовсе.

И это – на трассе, которая должна перебрасывать через себя за сутки не менее 30 000 автомобилей, что означает по одной машине каждые три секунды! Понятное дело, что в этом случае зоны отдыха будут просто переполнены. Причем остановиться «по малой нужде» на обочине тут просто нереально – ведь это автомагистраль, а не проселочная дорога. Остановки вне оборудованных зон тут просто запрещены.

Есть на М-11 и еще одна опасность – пока что неясно, где и в каких количествах на ней вырастут АЗС и другие коммерческие предприятия (магазины, рестораны и пр.). Скорее всего, «лепить» их будут позже, уже явочным порядком. И вот тут важно тоже действовать в рамках разумного плана, чтобы избежать ситуации, когда возле крупных городов такие объекты стоят чуть ли не через каждые 100 метров, а на «перегонах» между городами грустные автомобилисты едут голодные и с сомнением смотрят на горящую лампочку «топлива почти нет» в ожидании очередной заправки.

Ну а хорошая новость, понятное дело, одна. С конца ноября любой желающий сможет на своем автомобиле преодолеть расстояние в почти что 700 км между Москвой и Санкт-Петербургом всего за пять с половиной часов на проектной скорости в 150 км/час. Благодаря новой трассе М-11, которая теперь будет открыта на всем своем протяжении.

Так что, верится, со временем одной бедой в России станет меньше.

Текст: Алексей Анпилогов

Вам может быть интересно

Российский Superjet загорелся при посадке в Анталье
Темы дня

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Противник Украины намерен шокировать Румынию

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

Киев не поверил в существование гиперзвуковой ракеты «Орешник»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Либералы могут потерять власть еще в одной стране Европы

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Суд арестовал имущество замглавы транспортной полиции Махачкалы

Московский суд наложил арест на имущество родственников Казбека Мурзаева, обвиняемого в получении взятки, включая земельные участки и автомобили, оформленные на его отца и родственников.

Группа бойцов ЧВК «Вагнер» погибла в Мали, попав в засаду

В Мали шесть бойцов частной военной компании «Вагнер» погибли во время атаки террористов. Нападение произошло в регионе Мопти, где российская колонна попала в засаду.

Жительница Курской области сообщила о мародерстве ВСУ

Эвакуированная жительница Курской области рассказала, что военнослужащие ВСУ похищали у мирных жителей деревни Никипеловка телевизоры и холодильники, оставляя дома с выбитыми окнами и полностью разграбленными.

Банкоматы в Китае перестали выдавать наличные с карт Газпромбанка

Банкоматы Bank of China и ICBC прекратили выдачу наличных с карт Газпромбанка Union Pay, информируя о сбое транзакции.

FT: Россия привлекла йеменских наемников для войны на Украине

Российские вооруженные силы завербовали сотни йеменских мужчин для участия в боевых действиях на Украине, используя сеть контрабанды, связанной с группировкой хуситов, пишет Financial Times.

Россиянин отсудил у BMW 300 млн рублей за неисправность вентилятора

Бизнесмен из Подмосковья выиграл дело против компании BMW из-за неработающего вентилятора в автомобиле, что привело к неустойке в размере 300 млн рублей, сообщили СМИ.

Назван кандидат на должность посла России в США

В Москве рассматривают назначение Александра Дарчиева на пост посла России в США, кандидатура которого уже проходит необходимые процедуры утверждения, об этом «Коммерсанту» сообщили три осведомленных источника.

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

На Курском направлении силовые структуры взяли в плен британского наемника Джеймса Скотта Риса Андерсена, служившего в 22-м полку связи Великобритании, сообщили в силовых структурах.

В Раде заявили о возвращении 150 тыс. жителей Донбасса в Россию

Депутат Верховной рады Максим Ткаченко заявил о возвращении около 150 тыс. временно перемещенных лиц, включая 70 тыс. в Мариуполь, из-за отсутствия должной помощи на Украине.

Российские войска продвинулись в Запорожской области

Российские войска продвинулись более чем на два километра на Ореховском направлении в Запорожской области, начав бои за село Белогорье, которое является последним перед пока контролируемой ВСУ Малой Токмачкой, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил о последствиях поставок южнокорейского оружия Украине, которые могут окончательно разрушить отношения между Сеулом и Москвой.
Мнения

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?