Завершение многострадального отопительного сезона 2016/2017 дало лишь временную передышку украинским коммунальщикам. До следующих холодов осталось сравнительно немного времени, и багаж проблем, с которыми Украина подходит к новой зиме, куда больше, чем год назад. Фактически украинские власти оказались заложниками собственных потуг на «социальную политику»: обещанные населению льготы и субсидии в значительной степени остались на бумаге, быстро превратившись для бюджета страны в «токсичный актив».
Мертвый груз
Где деньги, Зин?» – поинтересовалось руководство Нафтогаза у Киевэнерго через свой аккаунт в Facebook
Одна из главных проблем украинского ЖКХ (наступление которой было неизбежно) – отсутствие средств на выплату субсидий по коммунальным услугам. Чтобы серия решений о повышении тарифов не выглядела совсем уж людоедской, власти Украины пообещали населению хотя бы частично компенсировать резкое увеличение расходов на «коммуналку», но не рассчитали своих возможностей.
В сентябре прошлого года на заседании кабмина было сказано, что в отопительный сезон субсидии будут получать 9 млн украинских семей, а размер компенсаций из бюджета составит как минимум 52 млрд гривен (127,4 млрд рублей по тогдашнему курсу). Такую же сумму в гривнах на 2017 год называл вице-премьер Украины Павел Розенко. Однако по факту в бюджет было заложено всего 40 млрд гривен (88 млрд рублей по текущему курсу).
То есть для обремененного долгами украинского бюджета даже столь небольшая в государственных масштабах сумма оказалась неподъемной. Но это еще не все: как оказалось, накопившаяся за прошлый год задолженность по субсидиям и льготам в переводе на наши деньги составляет 77 млрд рублей. С учетом нынешнего недофинансирования речь уже идет о дыре более чем в 100 млрд рублей.
Все это вызвало острую реакцию со стороны украинской общественности. В качестве одного из главных переговорщиков с ее стороны выступил Всеукраинский совет председателей объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД, аналог ТСЖ в России). На недавно прошедшей в Киеве пресс-конференции ее первый вице-президент Роман Бондарук заявил, что полугодовая задержка с выплатами субсидий ведет к финансовому коллапсу. Ведь многие ОСМД брали кредиты и уже очень скоро не смогут их выплачивать.
Одновременно ухудшается финансовое состояние коммунальных предприятий. Присутствовавший на пресс-конференции мэр города Черкассы Анатолий Бондаренко привел такую статистику: на начало февраля 2017 года задолженность перед коммунальщиками составляла 127 млн гривен, а на начало мая достигла 202 млн гривен. «Город не может готовиться к отопительному сезону, начинают блокироваться счета предприятий. Если мы затянем с этой ситуацией, то мы заблокируем жизнедеятельность городов», – добавил со своей стороны Ярослав Матвийчук – первый вице-мэр Владимира-Волынского, где задолженность по госпрограммам поддержки ЖКХ достигла 51 млн гривен (главным образом по субсидиям).
#{smallinfographicleft=759315}Это еще не самые крупные суммы. Так, задолженность по льготам и субсидиям перед энергопоставляющей компанией «Киевэнерго» уже превысила миллиард гривен.
Общественникам и муниципальным чиновникам вроде бы удалось достучаться до правительства. На днях Павел Розенко сообщил, что минфин готовит изменения в бюджет, предполагающие дополнительное выделение на субсидии еще 10 млрд гривен, чего хватит для нормального вхождения в новый отопительный сезон. А премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство внесет в Верховную раду предложение о перераспределении 15 млрд гривен на льготы и субсидии для всех предприятий топливно-энергетического комплекса, которые предоставляют услуги ЖКХ.
Есть, впрочем, и альтернативная точка зрения на приоритеты бюджетных расходов в коммунальной сфере, которые озвучил во время выступления в Верховной раде министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко. По его словам, первоочередные вложения должны быть сосредоточены на мероприятиях по энергоэффективности. В противном случае потребность в субсидиях может достичь 75 млрд гривен. Это больше половины текущего бюджета на оборону.
Правда, к чему приведут инвестиции в энергоэффективность в украинских реалиях, вряд ли приходится сомневаться: скорее всего, эти деньги «творчески» освоят аффилированные с чиновниками структуры. А гражданам придется ощутить на себе энергоэффективность другого рода. Как сообщил несколько дней назад председатель наблюдательного совета компании «Киевэнерго» Иван Плачков, из-за отключения газа и простоя киевской ТЭЦ-6 горячую воду в украинской столице могут отключить аж до октября.
Конец антрацитовой эпохи
Ситуация с поставками угля на украинские теплоэлектростанции, прерванными из-за блокады Донбасса, на первый взгляд выглядит чуть более оптимистично. Альтернативу донбасскому антрациту удалось найти на другом конце света – в конце мая энергохолдинг «ДТЭК» Рината Ахметова сообщил о получении первой партии угля из ЮАР через порт Одессы. До этого анонсировался объем закупок в 600 тысяч тонн с опцией до 1 млн тонн.
Но спустя две недели и. о. гендиректора госкомпании-оператора единой энергосистемы Украины «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук сообщил, что уровень обеспечения складов ТЭС антрацитом по-прежнему низок. Остановленные весной антрацитовые блоки ТЭС придется запускать уже в июле – из-за того, что значительная часть блоков украинских АЭС уйдет на ремонт. Следовательно, необходимо поставлять на склады ТЭС по 300 тысяч тонн антрацита в месяц.
И власть, и энергетики, похоже, осознают, что полноценно перезапустить антрацитовые блоки ТЭС (а на теплогенерацию приходится порядка 23% выработки электроэнергии в стране) уже не получится. В связи с этим на Украине набирает ход кампания по перепрофилированию электростанций на другую группу угля – газовую, причем некоторые ТЭС озаботились этим еще до блокады Донбасса. Например, в прошлом году госкомпания «Центрэнерго» начала переоборудование двух блоков Змиевской ТЭС на сжигание угля газовой группы, а несколько дней назад один из этих блоков уже начал вырабатывать электроэнергию. Но как минимум в предстоящем отопительном сезоне обойтись без антрацита все равно не получится, и гендиректор Центрэнерго уже заявил, что через два месяца на ТЭС компании прибудет первый уголь из США, а всего планируется закупить 700 тысяч тонн антрацита.
Проблема в том, что переход на газовый уголь – весьма затратное удовольствие. Упомянутый проект обошелся в 240,5 млн гривен (порядка 500 млн рублей), еще 100 млн гривен потребовала аналогичная модернизация одного энергоблока Трипольской ТЭС в Киевской области. Для завершения этих работ электростанциям придется залезать в очередные долги, и во время недавнего визита на Трипольскую ТЭС президента Петра Порошенко была названа сумма, которая понадобится для переоборудования еще одного блока: 40 млн долларов. Получить эти деньги планируется в виде займа в Японии.
Сам Порошенко не усматривает во всем этом чего-то критичного – главное для него то, что энергосистема Украины все дальше уходит от России. «Энергетические реформы сдвинулись с места, и за последние три года мы обеспечили энергетическую безопасность государства и диверсификацию источников энергоснабжения», – заявил он в выступлении на Трипольской ТЭС.
Следующий шаг в этом направлении планируется предпринять в сфере атомной энергетики. В этом году Украина намерена закупить в России только 45% ядерного топлива, а остальное приобрести у американско-японской компании Westinghouse. Еще три года назад объем российских поставок достигал ста процентов.
Двойные стандарты Нафтогаза
Объясняются феноменальные успехи просто: компания зарабатывает на росте транзита российского газа
Если вернуться к ситуации вокруг отключения горячей воды в Киеве, она выглядит вопиющей еще и потому, что «Нафтогаз Украины», отключивший подачу голубого топлива для столичной ТЭЦ, в последнее время демонстрирует чудеса финансовой эффективности. По итогам прошлого года компания впервые за последние пять лет получила чистую прибыль в 26,5 млрд гривен (чуть меньше миллиарда долларов), а выручка увеличилась почти в полтора раза – до 192,8 млрд гривен. За первые три месяца текущего года Нафтогаз нарастил выручку еще на 43% (к январю – марту 2016-го).
Объясняются эти феноменальные успехи просто: компания зарабатывает на росте транзита российского газа. В 2016 году его объем вырос на 23% по сравнению с 2015 годом – до 82,2 млрд кубометров, а за пять месяцев этого года увеличился еще на 21,8% – до 38,3 млрд кубометров.
Однако выход Нафтогаза на положительную рентабельность никак не повлиял на отношения компании с потребителями внутри страны, которые лишены такой роскоши, как постоянное получение валютной выручки. «Действия Нафтогаза не являются прогнозируемыми, они ситуативные. Взяли и отключили», – развел руками глава набсовета Киевэнерго Иван Плачков на пресс-конференции, посвященной предстоящим перебоям с горячей водой в ряде районов столицы.
Хуже всего в данной ситуации то, что руководство Нафтогаза вообще не предприняло никаких усилий, чтобы разобраться в ситуации. Газовики обвиняют Киевэнерго, долг которого за потребленный газ на 1 мая составлял 3,2 млрд гривен, в том, что энергетики не перечисляют им деньги, собранные с населения за тепло и горячую воду. «Где деньги, Зин?» – поинтересовалось руководство Нафтогаза у Киевэнерго через свой аккаунт в Facebook.
Но структура дебиторки «Киевэнерго» свидетельствует, что, если такие факты и имеют место, они лишь часть проблемы. В общем объеме долга перед Киевэнерго (4,9 млрд гривен) почти половину (около 2 млрд гривен) составляет долг государства. Причем 1,2 млрд гривен приходится на те самые некомпенсированные льготы и субсидии, остальное – некомпенсированная разница в тарифах за прошлые годы.
Субсидии за ЖКХ буквально на глазах превращаются в некую украинскую «квазивалюту». Не так давно «Интерфакс-Украина» со ссылкой на Региональную газовую компанию (она объединяет 20 облгазов, а бенефициаром считается миллиардер Дмитрий Фирташ) сообщил, что доля субсидий и льгот в платежах населения за газ по итогам отопительного сезона возросла до 69%. В абсолютных цифрах это 32,6 млрд гривен, в то время как денежными средствами бытовые потребители оплатили всего 14,9 млрд гривен. При этом, как и следовало ожидать, облгазы Фирташа получили далеко не полную компенсацию субсидий – объем несвоевременного финансирования из бюджета достиг 12 млрд гривен.
В то же время субсидии, похоже, сыграли и некую положительную роль: в последнее время задолженность украинцев за услуги ЖКХ несколько снизилась. В апреле по централизованному отоплению и горячему водоснабжению она сократилась на 17,3% по сравнению с показателем на конец марта (до 8,6 млрд гривен), а долги за газ (5,7 млрд гривен) стали меньше на 24,5%.
Но было бы неверно трактовать это как некую, выражаясь кондовым марксистским языком, превращенную (по факту – извращенную) форму социальной ответственности, когда государство облегчает участь населения, в то же время ставя коммунальщиков перед фактом, что живые деньги за субсидии еще надо уметь у него извлечь. Конфликт между Нафтогазом и Киевэнерго свидетельствует как раз о том, что крайним все равно оказывается население, поскольку поставщик энергоресурсов в любой момент может перекрыть «трубу» в одностороннем порядке, и за этим не последует никаких санкций.