Минфин до конца 2016 года планирует выпустить облигации федерального займа (ОФЗ) для населения, сообщил министр финансов Антон Силуанов на Московском финансовом форуме в пятницу.
Государство вполне может за несколько лет привлечь 1 трлн рублей у населения с помощью продажи ОФЗ
«В этом году выпустим облигации для населения, которые могут заинтересовать наших граждан. Считаю, что помимо обычных инструментов хранения денежных средств они могут вложиться в государственные облигации, которые будут более доходны, чем депозиты. Поэтому мы расширяем линейку наших инструментов», – сказал Силуанов.
Накануне Россия удачно разместила 1,25 млрд долларов на внешних рынках, выбрав весь установленный бюджетом лимит внешнего заимствования в 3 млрд долларов на этот год. Россия могла бы занимать куда больше за рубежом, однако, судя по всему, и в 2017 году будет установлен такой же или чуть выше лимит для выпуска евробондов.
В итоге правительство решило пойти по пути расширения внутреннего заимствования. В 2017 году Минфин намерен увеличить внутренние займы в 3,5 раза по сравнению с этим годом. «Видим, что рынок готов к таким объемам», – сказал Силуанов. Общий объем программы внутренних заимствований Минфина на 2016 год составляет 802 млрд рублей.
Идея занять в долг у населения появилась еще в прошлом году. В Минфине отмечали, что облигации для населения должны иметь особый порядок размещения и обращения с учетом того, что граждане не являются ни профессиональными участниками финансовых рынков, ни квалифицированными инвесторами. Приобретать ОФЗ население сможет только через лицензированных государством профессиональных участников рынка ценных бумаг. Также сообщалось, что в 2016 году общий объем выпускаемых ОФЗ в сумме составит не более 30 млрд рублей. При этом за несколько лет государство может занять у населения через продажу гособлигаций около 1 трлн рублей.
Обычно облигации выпускают на срок от одного до десяти лет, иногда больше. Для населения Минфин, скорее всего, предложит облигации сроком от одного до пяти лет, считает Роман Ткачук из «Альпари». Наверное, облигации для населения будут на срок более пяти лет, чтобы не конкурировать с предложениями банков по депозитам, полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Существуют разные типы ОФЗ – с зафиксированным купоном, с переменным купоном, с амортизацией долга и т. д. Традиционный для облигации номинал – 1000 рублей. Возможно, для населения государство создаст порог покупки ОФЗ – от 100 бумаг, полагает Ткачук. То есть приобрести ОФЗ можно будет на сумму от 100 тыс. рублей.
«Наиболее вероятно, что на первых порах приобрести их можно будет в отделениях госбанков – Сбербанка, ВТБ и т. д., в дальнейшем к программе могут присоединиться и другие банки. Первые выпуски будут «пробными», далее, если на этот инструмент будет спрос со стороны населения, будут размещены дополнительные выпуски», – говорит эксперт.
По сути, ОФЗ – это альтернативный банковским депозитам инструмент сохранения накоплений и способ инвестирования. Эксперты согласны, что облигации могут оказаться более доходным инструментом для населения.
«Облигации более доходны, чем депозиты, так как пропадает лишнее звено в виде розничных банков. Плюс более высокую доходность «народным» облигациям может обеспечить более длительный срок размещения», – поясняет Купцикевич.
Так, банки предлагают депозиты на один–три года с доходностью 8,3%, тогда как облигации на этот срок обеспечат доходность от 8,3% до 10,2%, а по более длинным бумагам на срок от 10 лет доходность уверенно держится выше 10,5% годовых, добавляет он.
«Сейчас доходность по биржевым ОФЗ с фиксированным купоном составляет порядка 8–9%. Вероятно, сходную доходность предложат по ОФЗ и населению. Это выше, чем доходность депозитов госбанков, но чуть ниже, чем у коммерческих банков», – полагает Ткачук.
В отличие от облигаций, вклады до 1,4 млн рублей застрахованы АСВ, то есть в случае банкротства банка вам вернут вклад. По облигациям нет системы страхования вкладов, но здесь гарантом выступает само государство. Риски по ОФЗ ниже, чем по депозитам, так как вероятность того, что случится дефолт государства, ниже, чем банкротства какого бы то ни было банка.
Важное отличие облигаций от вкладов заключается в том, что их можно покупать и продавать в любой момент, не теряя при этом накопленных купонных платежей. «Однако есть риск попасть на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, когда продавать облигацию придется дешевле, чем покупал. Но в целом это гораздо более гибкий инструмент, хоть и с некоторой степенью неопределенности», – поясняет Купцикевич.
Если сравнивать с другими инструментами инвестирования, то вложения в недвижимость за последние три года потеряли свою привлекательность. «Это был один из наиболее доходных инструментов, но с 2014 года рынок недвижимости стагнирует – цены не растут, платежеспособного спроса нет. Многие инвесторы, ранее вкладывавшие в недвижимость, ищут альтернативные варианты вложения средств. Одним из них вполне могут стать ОФЗ», – считает Ткачук. К тому же покупка недвижимости требует куда больше средств, чем покупка гособлигаций.
«Если вы верите, что ЦБ удастся кардинально подавить инфляцию, то текущая доходность облигаций выглядит более чем привлекательной. Тут действуют те же законы, что и с депозитами: чем ниже инфляция – тем ниже доходность депозитов и облигаций. Здесь инвестор может выиграть как от купонного дохода, так и от разницы в цене: она растет по мере снижения доходности», – объясняет Купцикевич.
Более доходный вариант инвестирования – это фондовый и валютный рынки, но здесь выше не только доходность, но и риски. ОФЗ – более предсказуемая инвестиция.
«В личных финансах мне нравится такое правило: доля облигаций у инвестора должна быть равной его возрасту. Остальное в акциях. Правда, ближайшее время можно быть еще более осторожным и держать деньги в банке, пока доходность там выше депозита и ваш приоритет – полная уверенность возврата средств точно в срок. Но очень скоро мы вернемся в привычные (и у нас, и во всем мире) условия, когда депозит помогает лишь частично отбить потери покупательной стоимости денег из-за инфляции. Тогда интерес к подобным ОФЗ будет расти», – считает Александр Купцикевич.
Но на первых порах программа ОФЗ для населения может забуксовать. Во-первых, из-за низкой финансовой грамотности россиян, да и многие после 1991 и 1998 годов по-прежнему с настороженностью относятся к новым инструментам инвестирования. «Многим по старинке проще открыть депозит, так что многое будет зависеть от того, как будет «подан» и разрекламирован Минфином новый инструмент. Но по мере узнавания его популярность будет расти», – считает старший эксперт «Альпари». Поэтому государство вполне может за несколько лет привлечь 1 трлн рублей у населения с помощью продажи ОФЗ, полагает он. Для сравнения – объем рынка рублевых депозитов сейчас составляет порядка 17 трлн рублей.
Из-за наступившей эпохи низких цен на нефть бюджет России испытывает проблемы. Минфин пытается найти разные возможности для того, чтобы пополнять бюджет. В ход идут как резервы, внешние займы, так и приватизация. Правда, последняя была отложена, так как власти не хотят расставаться с Башнефтью и Роснефтью за копейки, а рыночные условия сейчас не способствуют продаже госпакетов.
Наконец, Минфин решил развивать рынок внутреннего рублевого долга. Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуеваев считает это правильным и лучшим вариантом, ведь в крайнем случае проблему внутреннего долга всегда можно решить через печатный станок. Понятно, что до этого лучше не доводить, но с точки зрения национальной безопасности попасть в кабалу к западным кредиторам куда опасней. И, конечно, займы в рублях спровоцируют дополнительный спрос на рубли. «Процентные ставки сейчас в мире около нуля. Занять денег на международном рынке и купить российские долги – не самая хитрая, но очень доходная стратегия. Так работают многие международные фонды», – подсказывает Александр Разуваев.
Наконец, размещение ОФЗ и увеличение займов – это куда лучший вариант, чем увеличение налогов или расходование резервных фондов. На текущий момент объем рынка ОФЗ составляет около 5,5 трлн рублей (из них порядка 25% у нерезидентов) – это менее 7% ВВП. По сравнению с развитыми странами это низкий показатель, и обслуживание такого долга не должно вызвать затруднения у Минфина, заключает Роман Ткачук.