На официальном сайте Петра Порошенко зарегистрирована петиция с предложением запретить на Украине деятельность российских финансовых учреждений, в том числе «Сбербанка России», Альфа-банка и ВТБ. Авторы петиции считают, что деятельность этих банков вредит украинскому государству.
Это автоматически спровоцирует очередной виток экономического кризиса в стране
Если петиция набирает не менее 25 тыс. подписей граждан страны в течение не более трех месяцев со дня опубликования, то президент должен ее рассмотреть и внести на рассмотрение Верховной рады законопроекты, направленные на решение поставленных в петиции вопросов. Впрочем, в обязательном порядке принимать законы на основе петиции президент не обязан. Пока петицию поддержали только 10 человек.
Заявление, что деятельность российских банков вредит украинскому государству, ложно. Наоборот, выполнение этого требования означает нанесение непоправимого удара по украинскому банковскому сектору и по экономике страны в целом. Авторам петиции явно не дает покоя тот факт, что под украинские санкции не попали российские банки, которые работают на Украине. В частности, этого избежали Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк, хотя Запад поставил их во главу собственных санкционных списков – ведь это крупнейшие госбанки РФ. Альфа-банк также оказался вне санкций.
Украинскому руководству пришлось ограничить свои санкционные намерения, потому что и на Украине эти банки в десятке крупнейших. Так, по данным на 1 апреля 2015 года, в топ-10 по активам входит всего четыре украинских финорганизации: крупнейший в стране частный ПриватБанк Коломойского, два госбанка и «Первый украинский международный банк» (ПУМБ) Рината Ахметова. Остальные шесть – это иностранные банки, причем четыре из них – как раз российские: Проминвестбанк (принадлежит ВЭБу), Сбербанк, Альфа-банк и «ВТБ Банк». Еще есть два банка с европейским материнским капиталом: Укрсоцбанк (принадлежит UniCredit) и «Райффайзен Банк Аваль». Причем UniCredit в течение трех месяцев собирается внести свое украинское отделение – Укрсоцбанк – в капитал украинского Альфа-банка. В итоге будет создан четвертый по активам банк на Украине российского происхождения.
«Да, есть банки, которые принадлежат резидентам Евросоюза, но в чем курьез: банки из ЕС хотят уйти с Украины. Если европейские банки уйдут, а российские сами закроем, то на Украине останутся два частных банка, которые будут на букву «П» начинаться (ПриватБанк Коломойского и ПУМБ Рината Ахметова – прим. ВЗГЛЯД). Это будет кошмар. Это будет монополизм», – заявил гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко газете ВЗГЛЯД.
По данным на август 2014 года, объем российского капитала в банковской системе Украины составлял 32%. Сейчас, по данным украинского экономиста Александра Охрименко, объем капитала меньше, но он по-прежнему значительный – 12%. Мировая практика показывает, что уход с любого рынка хотя бы одного столь же крупного банка будет означать серьезный стресс не только для банковской системы, но и для всей экономики.
«Если ликвидировать российские банки на Украине, то активы банковской системы Украины сразу уменьшаются на 12%. Это автоматически спровоцирует очередной виток экономического кризиса в стране. Будут очень печальные последствия не только для банковской системы, а в целом для всей экономики Украины. Надо искать решения, которые выгодны для экономики Украины, а не создавать проблемы, чтобы потом не знать, что с ними делать», – говорит Александр Охрименко.
Закрытие российских банков на Украине, в частности, будет означать потерю денег юрлицами и физлицами, то есть украинским бизнесом и украинцами. «Если это произойдет, то можно ожидать нового витка банкротства предприятий, девальвации гривны и продолжения падения ВВП, потому что все цепляется одно за другое», – отмечает эксперт.
Достаточно вспомнить, каким катализатором распространения кризиса стало банкротство Lehman Brothers в 2008 году. Украинская банковская система, конечно, лишь маленький островок в мировой финансовой системе. Но удар по собственному острову Киев обеспечит болезненный.
Собственно, украинская экономика уже смогла оценить на себе все негативные последствия от такой шоковой терапии. Подобный эффект страна получала от политики Нацбанка Украины все последние полтора года – время зачистки банковского сектора. За это время украинский регулятор обанкротил 50 банков в стране, что уже привело к сокращению активов украинской банковской системы почти на 25%, отмечает Охрименко. Причем в числе ликвидированных регулятором банков – крупнейшие из топ-20, в частности банк «Дельта», «Надра», «Финансы и Кредит» и «Финансовая инициатива».
#{ussr}«Почему на Украине падение ВВП в этом году больше 15%? Во многом по вине руководства НБУ. Уничтожая крупные банки, НБУ фактически делает банкротами тысячи и тысячи юридических лиц, которые или закрывают, или сворачивают свою деятельность. Кроме того, теряют клиентов и доходы и те юридические лица, которые обслуживаются в других банках, но так как им не могут заплатить их контрагенты, где счета в банках с временной администрацией, то начинает действовать принцип домино. Валится вся экономика. Пока НБУ и дальше будет уничтожать банки, у нас ВВП будет только падать, что бы там ни обещали МВФ и правительство», – говорит Охрименко.
Формально ликвидатор банка должен компенсировать юрлицам их денежные средства, но практика ликвидации банка «Форум» или Еврогазбанка показала, что после работы куратора НБУ, временного администратора и ликвидатора в банке ничего не остается, и в конечном итоге юридические лица ничего не получают при ликвидации банка, объясняет эксперт.
Что же касается компенсации депозитов физлицам, то их осуществляет Фонд гарантированных вкладов. Депозиты с задержками и проблемами, но частично возвращают вкладчикам. Однако делают это за счет пустой эмиссии гривны: НБУ печатает деньги, отдает ФГВ, который передает их населению, но украинцы эти деньги обратно в банковскую систему уже, как правило, не возвращают, объясняет Охрименко. Они просто боятся нести деньги в банк. Понятно, что эмиссия гривны подстегивает инфляцию, которая в стране уже ожидается выше 50%.
Чистка банков привела к тотальному страху. На Украине второй год подряд наблюдается катастрофический отток депозитов, как гривневых, так и долларовых. Так, по официальной статистике, только за первое полугодие объем депозитов в иностранной валюте снизился с начала года на 19,5% – до 15,6 млрд долларов.
Кстати, авторы петиции, требующие запретить российские банки на Украине, одним своим предложением усиливают отток депозитов из банков. А закрывается эта дыра опять же кредитной эмиссией регулятора. Только в первом полугодии Нацбанк Украины выдал банкам кредитов на 16 млрд гривен. Это тоже подхлестывает инфляцию в стране.
Еще одним отрицательным последствием изгнания именно российских банков могут стать проблемы с атомной энергетикой. «Так сложилось, что есть ряд кредитных программ, по которым работают только украинские «дочки» российских банков. Через эти банки идет кредитование покупки твэлов (ядерного топлива) для атомных электростанций Украины. Плюс через эти банки чаще всего идут расчеты по внешнеэкономическим контрактам между Россией и Украиной, они выдают кучу товарных кредитов, а это целая цепочка деловых отношений», – рассказывает Александр Охрименко.
Поэтому если закрыть российские банки на Украине, то неминуемо появятся проблемы с покупкой российского ядерного топлива для украинских АЭС. А атомная энергетика страны обеспечивает половину потребностей в электроэнергии. Более того, это самая дешевая электроэнергия. На фоне серьезных проблем с углем на ТЭС дефицит топлива на АЭС угрожает не только энергетическим коллапсом, но и еще и экологическим. «Сразу возникнут проблемы в портах, на границах. Банальные перевозки по железной дороге – и те могут остановиться», – отмечает экономист. Украина и так теряет десятки миллиардов долларов валютной экспортной выручки. Так, в первом полугодии 2015 года она потеряла 12 млрд долларов по сравнению с 2013 годом из-за падения экспорта на 40%.
«Это нагнетание истерики политически выгодно. На сегодня это шикарный пиар, который эксплуатируют многие. Но тут надо разграничивать экономику и политику. С точки зрения экономики это убьет украинскую банковскую систему и украинскую экономику в целом. А с точки зрения политиков любая подобная глупость может быть», – резюмирует Охрименко.
И все же в реальное закрытие российских банков на Украине верится с трудом, даже если петиция наберет через три месяца необходимые для рассмотрения президентом 25 тысяч голосов. Не случайно даже глава Нацбанка Украины Наталья Гонтарева встала на защиту российских «дочек», работающих на Украине, уверяя, что это лишь формально российские банки, а капитал у них украинский и работают они на украинскую экономику. В этом контексте не удивительно, что в список антироссийских санкций эти банки не попали.
А президент может еще долго рассматривать петицию, обсуждать ее последствия и отклонить тогда, когда политически это будет для него наименее опасно.