Конгресс увеличивает давление на президента США Барака Обаму, чтобы тот разрешил экспорт природного газа. Это должно ослабить энергетическое влияние России на Украину, пишет WSJ. Причем на изменении энергетической политики США настаивают как республиканцы, так и демократы.
Так, лидер республиканцев Джон Бонер выступил с предложением отменить запрет на экспорт газа из США с целью «противостоять агрессии России».
На данный момент экспорт сырья из страны формально запрещен: согласно принятому в 1979 году закону (Export Administration Act) право контролировать экспорт по соображениям национальной безопасности и внешней политики предоставлено президенту США.
Однако чиновники уверены, что нынешняя ситуация в Европе и на Украине может изменить эту ситуацию. «Я бы, безусловно, приветствовал консультации о том, чтобы идти вперед. Очевидно, что это очень, очень серьезная и важная ситуация», – сказал министр энергетики США Эрнест Мониз в среду на энергетической конференции в Хьюстоне.
«Если будет решение, например, официальное заявление президента или Белого дома, что они готовы предоставить десятки лицензий американским компаниям для экспорта огромных объемов природного газа, это не просто повлияет на европейские рынки, это будет иметь большое влияние на (российские) цены на газ и на международные рынки», – говорит WSJ один из иностранных дипломатов.
Пугать Россию отменой запрета экспорта СПГ в Европу США начали еще в начале конфликта на Украине. За несколько дней до того, как Украина и Россия 17 декабря 2013 года подписали дополнение к контракту от 2009 года с предоставлением скидки на газ украинцам, американский сенатор представил законопроект, снимающий ограничения на экспорт СПГ в Европу. Этот документ, призванный усилить конкуренцию на европейских энергетических рынках, представил замглавы международного комитета Сената республиканец Ричард Лугар.
«Возможность экспорта газа у США поможет устранить рычаги влияния России на зависящих от поставок газа союзников по НАТО... Администрация США должна в большей степени поддерживать диверсификацию путей поставок газа, в том числе конкурентоспособность стратегически важных трубопроводов, идущих в Европу из Средней Азии», – заявил тогда Лугар, подтвердив уверенность в том, что США смогут без особых проблем в условиях роста добычи газа направить часть своего топлива европейским партнерам. Однако довести начатое дело до конца Лугар так и не смог, тем более что в конце декабря он покинул Сенат.
Угроза для России в том, что если американский газ заполонит Европу, это приведет к падению цен на газ. У Европы появятся излишки дешевого газа, которые она обязательно предложит Украине. Результат – позиции Газпрома на европейских и украинском рынках серьезно ослабнут или он вообще уйдет с этих рынков.
Экспорт нефти
Параллельно с попытками американских законодателей отменить запрет на экспорт газа в США идут разговоры и о необходимости открыть экспорт сырой нефти из страны.
США должны использовать свои ресурсы нефти как стратегический актив для защиты союзников и разрешения кризисов: чем больше нефти и газа США будут поставлять на глобальный рынок, тем больше это будет способствовать стабилизации цен на нефть, заявила сенатор США Лиза Мурковски.
Она отправила запрос в правительство о необходимости оценить последствия выхода нефти США на мировой рынок. Управление энергетической информации США (EIA) уже выразило готовность изучить этот вопрос, заявил на конференции CERAWeek в Хьюстоне руководитель управления Адам Сиемински.
Экспорт легкой сырой нефти из США способен изменить механизм формирования цен на мировом рынке, убеждена министр нефти Нигерии Диензани Элисон-Мадуеке. Снятие ограничений на экспорт сырой нефти активно поддерживают крупнейшие глобальные трейдеры.
Снижение цен на нефть сразу отражается на российской экономике, которая по-прежнему зависима от нефтегазовых доходов. Впрочем, министр нефти Нигерии сомневается, что запрет на экспорт сырой нефти удастся снять в ближайшем будущем.
Нереально и несерьезно
«Текущие заявления, касающиеся влияния на экспорт российской нефти и газа за счет добычи углеводородов в США, носят исключительно популистский характер и не расцениваются серьезно ни в России, ни в Европе», – заверил газету ВЗГЛЯД управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
Что касается голубого топлива, то цена американского газа будет как минимум сопоставима со стоимостью российского сырья, а то и выше. «Для экспорта США будут использовать сланцевый газ. Но себестоимость добычи такого газа выше – 105–150 долларов за тысячу кубометров, чем себестоимость добычи традиционного – 70–85 долларов за тысячу кубометров. С учетом затрат на сжижение и транспортировку стоимость такого газа для Европы и Украины будет ненамного дешевле, чем цена российского топлива», – отмечает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
«Сбить цены на газ не получится еще по одной причине. Вытеснив Газпром с европейских рынков, произойдет замещение, на смену России в Европу придут США. Предложение газа останется на прежнем уровне, а может быть, и уменьшится, поэтому цены останутся на прежнем уровне», – добавляет эксперт.
«Также Штаты опасаются повторения дефицита топливных ресурсов, как это уже было в 70-80 гг. прошлого века, поэтому вряд ли будут экспортировать газ в больших количествах и вряд ли смогут полностью вытеснить Газпром с рынка», – говорит Кокорева.
Тем более есть реальный риск, что после 2020 года объемы добычи сланцевого газа в США могут начать снижаться, говорит управляющий активами Concern Genral Invest Владислав Метнев.
В целом, чтобы все это провернуть, потребуются десятки миллиардов долларов как со стороны США, так и со стороны Евросоюза. Америке надо будет создать инфраструктуру и флот для экспорта СПГ в Европу, а самой Европе – построить инфраструктуру для приема танкеров СПГ и разжижения газа.
Едва ли из-за ситуации на Украине и США, и ЕС захотят каждый потратить миллиарды долларов, «принимая во внимание, что в саму экономику Украины США и еврозоне придется инвестировать десятки миллиардов долларов для восстановления ситуации, которая была до евромайдана», замечает Метнев.
Что касается черного топлива, то США сейчас не в состоянии ни отказаться от импорта нефти, ни существенно увеличить экспорт просто в силу отсутствия достаточного количества добываемого сырья, говорит Ковжаров. «Несмотря на рост уровня добычи нефти в США до 7,5 млн баррелей в сутки, суточное потребление в самой стране уже вплотную приблизилось к 19 млн баррелей в сутки», – приводит он данные в доказательство. Для сравнения: Россия ежедневно отправляет в западном направлении до 4,7 млн баррелей.
«США не смогут в ближайшие 10 лет обеспечить объем экспорта, необходимый для замещения российских объемов. Плюс, опять же, после 2020 года США едва ли смогут поддерживать темпы роста добычи, который страна показывала в последние годы», – говорит Метнев.
Да и цены на американскую нефть при экспорте вряд ли будут привлекательными. «Американская легкая нефть значительно дороже тяжелой российской, а необходимость ее транспортировки морем значительно увеличивает стоимость сырья для НПЗ», – говорит Ковжаров.
На самом деле, Америка же сама меньше всего заинтересована в снижении цен на нефть, иначе добыча сланцевой нефти для нее станет невыгодной, поэтому ждать больших объемов на экспорт от США не стоит, добавляет Кокорева.
«Даже если США неожиданно отправят на экспорт всю самостоятельно добываемую нефть и даже газ, им для этого придется повысить уровень импорта, то есть Россия по факту ничего не потеряет. А Украина в текущем состоянии неспособна расплачиваться за поставляемое топливо, поэтому санкции больнее ударят по Вашингтону, чем по Москве», – резюмирует Сергей Ковжаров.