В Госдуму на ратификацию внесено соглашение между Россией и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) об урегулировании долга по предоставленным Советским Союзом кредитам на 11 млрд долларов. Соответствующий законопроект размещен в электронной базе документов Госдумы.
За последние 13 лет Россия списала бывшим странам соцлагеря долги на общую сумму более 100 млрд долларов
Долг КНДР перед Россией на 17 сентября 2012 года (дата подписания соглашения) составлял 10,96 млрд долларов. При пересчете части задолженности, выраженной в рублях, используют официальный курс Госбанка СССР (0,6 рубля за 1 доллар), а полученную сумму долга КНДР уменьшают на сумму встречных финансовых требований северокорейской стороны (24,62 млн долларов).
По условиям соглашения Россия применит к сумме долга скидку в размере 90%. Остаток долга – 1,09 млрд долларов – КНДР погасит в течение 20 лет 40 равными полугодовыми платежами путем зачисления на беспроцентный счет, открываемый Внешэкономбанком в Банке внешней торговли КНДР. Средства, направляемые КНДР в счет погашения долга, пойдут на финансирование в КНДР проектов в здравоохранении, образовании и энергетике.
Получается, что Россия вернула почти 10% долга. Однако надо понимать, что, по сути, это виртуальные деньги для нашей страны, потому что остаток долга физически вряд ли будет лежать на счетах ВЭБа. КНДР не надо переводить 274 млн долларов на счет ВЭБа каждые погода. Суть схемы в том, что КНДР, например, решила построить у себя школу, но на это она тратит деньги не из своего бюджета, а как бы списывает необходимую сумму с долгового счета ВЭБа. Эти средства проводятся как российские инвестиции в КНДР.
На самом деле эта договоренность – совершенно правильная политика России. Изначально Пхеньян вообще не хотел признавать советский долг перед Москвой. С приходом к власти Владимира Путина в 2000 году на фоне улучшения отношений с Северной Кореей Пхеньян стал хотя бы признавать сам факт наличия долга. Однако решить проблему задолженности в 2000-х так и не удалось. В 2011 году переговоры на эту тему снова возобновились. И уже в 2012 году стали говорить о способе решения проблемы, который теперь воплощается в жизнь.
По приблизительным оценкам, за последние 13 лет Россия списала бывшим странам соцлагеря долги на общую сумму более 100 млрд долларов, говорит член правления Corum Group Елена Плахова. И долг КНДР – последний из крупных.
«Урегулирование задолженности является практически последним шагом на пути к избавлению от унаследованных еще от СССР спорных инвестиционных позиций», – говорит аналитик Инвесткафе Тимур Нигматуллин.
Больше всего Россия списала долгов Кубе – 32 млрд долларов. Знаковое решение было принято в прошлом году. Здесь была использована практически та же схема – 90% долга списывается, а оставшиеся 3,2 млрд долларов Куба обязуется выплатить в течение 10 лет.
В числе «злостных должников» были также Афганистан и Иран, которым Россия простила по 12 млрд долларов долга каждому. Еще 11 млрд долларов были списаны Монголии. Сирии и Вьетнаму Россия простила 9,8 и 9,4 млрд долларов соответственно. Эфиопии, Алжиру, Ливии, Никарагуа и Анголе были списаны долги в диапазоне от 3,5 до 4,8 млрд долларов.
«Подобные кредиты выдавались во времена СССР во многом по политическим соображениям, на льготных условиях и без учета возможностей дебитора полностью и своевременно выполнять свои обязательства по долгу. Именно поэтому сейчас такие долги приходится реструктуризировать», – говорит Шабанов. Как правило, эти кредиты предоставлялись в виде поставок вооружений, товаров или непосредственно в валюте для поддержания режима, отмечает Нигматуллин.
«Северная Корея и другие страны бывшего соцлагеря, которым прощаются долги, как правило, являются одними из самых бедных стран в мире с неразвитой экономикой. Странно было бы ожидать от них выплаты предоставленных на нерыночных условиях кредитов в советское время», – отмечает эксперт.
Важно понимать, что это не полное прощение долга, а переоформление задолженности на условиях хотя бы частичного возврата, замечает эксперт банка «БКС Премьер» Антон Шабанов. Кроме того, выпадающие доходы всегда компенсируются какими-либо иными экономическими договоренностями.
«Кроме самого списания всегда параллельно подписываются другие акты, выгодные тому, кто этот долг как бы прощает. Например, списав долг Кубе, мы зашли на их закрытый рынок нефтедобычи», – отмечает эксперт. Ливии в свое время долг был списан в обмен на контракты по строительству дорог, добыче нефти и поставкам оружия. А Северная Корея – это отличный рынок для поставки различного оборудования и вооружений, тогда как без реструктуризации процент возврата был бы совсем нулевым – из двух зол пришлось выбирать меньшее, считает он.
Между тем Россия предпочитает платить по своим долгам из советского прошлого по большей части напрямую деньгами. «Это говорит в пользу руководства страны – ведь это помогает реализовывать более свободную внешнюю политику», – считает Шабанов.
Между тем Россия продолжает давать в долг другим странам, как правило, наиболее близким. Так, в числе основных «должников» Украина (обещано 15 млрд долларов), Белоруссия (2 млрд долларов), Кипр (5 млрд долларов), Вьетнам (8 млрд долларов), Венесуэла (4 млрд долларов), Исландия (4 млрд евро) и многие другие.
«Должны России даже США. Долг данной страны России составляет примерно 3% от всего госдолга США, или примерно 150 млрд долларов. Этот долг образовался по той же схеме, что и у Украины: путем покупки облигаций. Россия занимает восьмое место в общем списке кредиторов США», – говорит эксперт банка «БКС Премьер».
Однако в современном мире долговой рынок имеет довольно сильные механизмы защиты. Покупка тех же украинских еврооблигаций – это не безвозмездная помощь, а кредит с конкретными условиями уплаты, хотя ставка кредита и определена на нерыночных условиях. Так как Украина находится в сильной зависимости от поставок газа из РФ, то она явно не заинтересована в нарушении условий обслуживания кредита, отмечает Нигматуллин. И даже если Украина из-за политического и экономического кризиса все же переживет дефолт, то это не означает полной потери российских вложений.
«Как правило, в случае дефолта страны еврооблигации просто переносятся во времени с повышенным доходом, так что беспокоиться о доходности таких вложений не приходится», – говорит Шабанов.
Хотя, конечно, никто не мешает России по доброте душевной лет через 30 списать долги той же Украине, если ей совсем тяжело будет платить по счетам. Подобные договоренности между дебитором и кредитором вполне могут иметь место. Другое дело, что политика инвестирования России в иностранные активы со времен СССР стала гораздо более консервативной и, кроме политической окраски, имеет все-таки и экономическую выгоду.