Украина намерена подписать соглашение о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите уже 28–29 ноября. Это будет официальным оформлением разрыва республики с Торговым союзом, куда Украину пыталась вписать Россия.
Украина не пойдет на широкомасштабные реформы, а это делает маловероятным согласование программы внешнего финансирования
Москва неоднократно подчеркивала, что выбор Украины в пользу Европы приведет к осложнению торговых отношений. В частности, ожидается введение торговых барьеров. Как говорил на прошлой неделе первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, лидеры стран ТС приняли решение о возможности наделения Совета Евразийской экономической комиссии полномочиями по введению единого таможенного тарифа для третьих стран в таких случаях, как в случае отношений Украины и Евросоюза.
В таких условиях Европейский союз обсуждает с Международным валютным фондом возможность предоставления Украине немедленного кредита, если экономическое давление Москвы станет критическим. «МВФ играет очень важную роль, и с ним ведутся переговоры о кредите stand-by», – цитирует высокопоставленного чиновника ЕС на условиях анонимности Reuters. Другой чиновник ЕС, непосредственно участвующий в переговорах об Украине, добавил, что их цель – «найти путь для заключения в ближайшее время соглашения stand-by».
О том, что давление со стороны России действительно может иметь место, говорит тот факт, что буквально на днях появились признаки вроде бы немного подзабытой «газовой войны». Газпром поднял вопрос о неуплате украинской стороной за газ. Украина просрочила оплату августовских поставок газа из России на 882 млн долларов, зашел разговор о переходе на систему стопроцентной предоплаты за поставку газа. Правда, как заявил в пятницу председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, требования Газпрома никак не связаны с намерением Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС, передает ПРАЙМ.
Как говорят чиновники ЕС, у Евросоюза есть резервный план, как обеспечить Украину газом, а также договоренности с МВФ об экстренном кредите. Банкиры и управляющие фондами предполагают, что республике может понадобиться 10–15 млрд долларов. Кроме потенциального кредита МВФ, ЕС подготовил 610 млн евро, которые он также может одолжить Украине, если она договорится с фондом.
Но вот с этим последним пунктом как раз не все в порядке. МВФ уже давно выдвигает Украине очень жесткие требования, выполнение которых грозит снижением популярности властей республики среди населения. Фонд хочет, чтобы Киев ради снижения дефицита бюджета сократил персонал и зарплату в бюджетном секторе, отложил снижение налоговых ставок и, что самое неприятное, существенно повысил тарифы на газ и отопление. Из-за того, что правительство Украины отказалось повысить цены на газ для жителей страны, в 2011 году МВФ заморозил 15,5-миллиардную кредитную программу, из которой Украина успела получить только два транша на сумму 3 млрд долларов.
А между тем деньги Украине действительно нужны. По оценкам международного рейтингового агентства Fitch Ratings, золотовалютные резервы Национального банка Украины сократятся до 17,8 млрд долларов в 2013 году и до 12,9 млрд долларов в 2014 году, причем значительную часть резервов поглощает выплата задолженности МВФ. А депутат Верховной рады Виктор Пинзеник в сентябре заявлял, что с середины 2011 года Украина потратила 16 млрд долларов из золотовалютных резервов на удержание валютного курса. Обеспечение гибкости курса национальной валюты, кстати, еще одно крайне неприятное для украинских властей требование МВФ.
В ближайшие две недели, до 15 ноября, Украине необходимо вернуть МВФ 1,5 млрд долларов. А всего в 2013 году республика должна выплатить фонду рекордные 5,63 млрд долларов, передает «Интерфакс». В то же время ситуация в экономике не слишком обнадеживает: ВВП Украины падает пять кварталов подряд. Если в третьем и четвертом кварталах 2012 года спад составил 1,3% и 2,5% соответственно, то в текущем году снижение ускорилось с 1,1% в первом квартале до 1,3% во втором и 1,5% – в третьем.
Некоторые специалисты предупреждают, что дальнейшее падение ЗВР Украины грозит дефолтом. «Если Украина сейчас не сбалансирует свою финансовую систему, то дефолт не за горами. Он может случиться через два–три месяца, может быть, через полгода», – предупреждает директор Института новой экономики Государственного университета управления, академик РАН Сергей Глазьев. Об опасности говорят и международные институты. Так, в сентябре агентство Moody's снизило рейтинг Украины до уровня «Caa1», указав на риск дефолта Украины, который оно оценило в 10%.
В пятницу же рейтинг Украины понизило агентство S&P: с B до B-, сохранив негативный прогноз. Специалистов S&P также беспокоит сокращение ЗВР республики, они ожидают падения гривны в следующем году. Что же касается ассоциации с ЕС, то S&P предупреждает: Россия отреагирует ужесточением торгового режима. При этом, по базовому сценарию агентства, Украина не пойдет на широкомасштабные реформы, а это делает маловероятным согласование программы внешнего финансирования. То есть МВФ, скорее всего, денег не даст.
Тут в игру как раз и должен вступить Евросоюз, пообещавший в свое время, что от ассоциации с ним Украина только выиграет. По мнению чиновников ЕС, МВФ может проявить гибкость в условиях кредитования. «МВФ может рассмотреть возможные сроки реализации определенной «дорожной карты» вместо требования, что все должно быть выполнено завтра, невзирая на возможные политические и социальные последствия», – сказали источники. Украина таким образом станет очередной проблемной страной Европы, для которых ЕС раньше добивался кредитов.
Если Украина подпишет соглашение с Евросоюзом, то сможет рассчитывать на помощь со стороны европейских финансовых структур. «Это будет касаться и поддержания стабильности национальной валюты, и выплаты суверенных долгов», – сказал газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. Но все равно специалисты сомневаются в благосклонности МВФ. «Даже если МВФ не будет слишком строг к Украине в плане выполнения условий, их позиции все равно чрезвычайно далеки», – отмечает портфолио-менеджер фирмы Aberdeen Asset Management Виктор Цабо.