Старший управляющий S&P Кай Штукенброк считает, что ухудшение экономического потенциала России и ее зависимость от экспорта нефти делает надежды на повышение кредитного рейтинга страны в ближайшее время несбыточными.
Сейчас нет ни серьезных рисков, что рейтинг пойдет вниз, ни серьезных шансов, что его повысят
Правда, о понижении тоже можно не беспокоиться. «Сейчас нет ни серьезных рисков, что рейтинг пойдет вниз, ни серьезных шансов, что его повысят», – цитирует эксперта The Wall Street Journal. В данный момент S&P держит рейтинг России на уровне BBB, равно как и агентство Fitch Ratings. Moody's Investors Services присвоило России рейтинг Baa1.
Мечта российских финансовых властей – повысить кредитный рейтинг до категории A. Весной текущего года были предприняты активные шаги для этого. Крупнейший мировой инвестбанк Goldman Sachs был нанят за 500 тыс. долларов за три года для улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом. Среди основных обязанностей банка – помощь в контактах с международными рейтинговыми агентствами.
Помимо этого, Министерство финансов наняло другой известный банк JP Morgan в качестве консультанта по продвижению суверенного кредитного рейтинга. Планируется, что долгосрочный кредитный рейтинг России достигнет в 2016 году категории А по шкале Fitch и S&P и уровня А3 – по шкале Moody's. Весной обсуждалась возможность повышения суверенного рейтинга России уже в 2013 году. Это должно позволить стране и ее компаниям дешево занимать за границей.
Но, по мнению S&P, позитивные факторы – открытость финансов и положительный торговый баланс, которые поддерживают суверенный рейтинг – нивелируются слабеющим потенциалом роста и недостатком конкуренции. Хорошие бюджетные позиции и низкий уровень долга в последние годы во многом основаны на экспорте нефти и газа. А это делает страну восприимчивой к ценовому шоку. «Если произойдет нефтяной ценовой шок и цены будут снижаться продолжительный период, это потенциально нанесет удар по финансам и станет негативным фактором для рейтинга», – отметил Штукенброк.
Другими рисками снижения кредитного рейтинга России может стать решение властей стимулировать экономический рост с помощью бюджетных расходов или нерасторопность в изменении структуры экономики с целью снизить ее зависимость от сырьевых товаров. «Если в экономике продолжится спад на фоне отсутствия реформ, а рост будет продолжать замедляться, вы можете оказаться в ситуации, когда вообще не будет возможен никакой рост», – предупреждает старший управляющий S&P.
Слова Штукенброка вполне соответствуют оценке российских экономических перспектив Международного валютного фонда, который накануне дал прогноз по росту мировой экономики в целом и отдельных стран. В сообщении МВФ говорится, что экономика развивающихся стран в среднесрочной перспективе будет демонстрировать слабые показатели.
МВФ снизил прогноз экономического роста РФ в этом году на 1% – до 1,5% – и на 0,3% – до 3% в 2014 году. Фонд особо подчеркивает, что падение роста экономик Китая и России будет происходить по той простой причине, что их текущая экономическая модель практически себя исчерпала, передает AFP.
Китайская модель, базирующаяся на экстенсивном росте, привела к перепроизводству и снижению отдачи, а тренды в демографии теперь работают против экстенсивной политики. «Без фундаментальных реформ для придания баланса экономике, уравновесив потребление, и стимуляции роста производительности при помощи сокращения госрегулирования рост заметно замедлится», – отмечает МВФ.
Что же касается России, то ее модель роста, завязанная на рост цен на нефть и использование запасных мощностей, себя «исчерпала», считают в МВФ. Этот взгляд разделяют и власти России. Глава правительства Дмитрий Медведев заявил в конце сентября, что Россия находится на развилке. Она либо может продолжить очень медленное движение, близкое к нулевым темпам экономического роста, либо сделать серьезный шаг вперед, считает премьер-министр. Второй путь, по его словам, сопряжен с рисками, но следование первому сценарию еще опаснее, поскольку ведет в пропасть.
Кажущаяся надежной современная экономическая модель России может привести к нулевым темпам роста, потому что «опора на государственный спрос и бюджетные методы поддержки, конъюнктуру внешних рынков не может быть дальше единственным источником устойчивого роста». «Этот потенциал нашей страны исчерпан», – заявил Медведев.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев тогда же заявлял о необходимости диверсификации российской экономики. Первая задача ведомства, по его словам, – «запустить механизм снижения издержек, начиная с инфраструктурных компаний, через долгосрочное и прозрачное тарифообразование – и дальше по всем циклам в экономике». Вторая задача ведомства – «максимально способствовать поддержке малого и среднего бизнеса».
Аналитики согласны с тем, что для России настала пора менять модель экономики. «Еще в прошлом году для нас было очевидно, что мы будем бороться за 2,5% роста экономики, а сейчас рост в 1,5% – это уже хорошо. Ситуация стремительно ухудшается, и, на мой взгляд, внутренних причин для этого больше, чем внешних. И основная внутренняя причина – это неэффективность существующей модели экономики, плохая бизнес-среда и нежелание предпринимателей инвестировать и расширять производства», – отмечал директор Центра структурных исследований Института экономической политики Гайдара Алексей Ведев.
Между тем вопрос повышения кредитного рейтинга становится для России все более актуальным, поскольку это дает возможность брать кредиты за рубежом дешевле. «Сейчас бюджет страны в одиночку не способен быстро и в полном объеме профинансировать все назревшие преобразования. В качестве дополнительного источника финансирования могут выступать зарубежные кредитные организации. Но они, понимая всю сложность ситуации в России, готовы выдавать кредиты под достаточно высокий процент», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД управляющий партнер «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.
По его мнению, у России есть аргументы для того, чтобы получать кредиты дешевле. Национальная экономика в последние годы все время росла, кредиты своевременно погашались и т.п. «Недавно Владимир Путин официально объявил, что Россия уже преодолела самую сложную стадию кризиса, а новая экономическая модель будет способствовать постепенному возврату на устойчивую траекторию развития», – отмечает Иван Андриевский.