Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму поправки в закон «О недрах», в соответствии с которыми торги на право пользования участками недр федерального значения могут проводиться исключительно в форме аукциона, сообщает пресс-служба Кремля.
На практике крупные месторождения достаются определенным компаниям еще до проведения официальной процедуры конкурса
Этот документ нацелен на совершенствование правового регулирования в сфере пользования участками недр федерального значения. Поправки предусматривают также изменения в федеральные законы «О континентальном шельфе» и «О газоснабжении».
Отказаться от конкурсов в пользу аукционов при раздаче месторождений федерального значения неожиданно предложил сам Путин 10 июля. Тогда он отметил, что считает распределение недр через конкурсы неэффективным способом, как показывает последняя практика, их итоги зачастую провоцируют споры и судебные тяжбы. Этот механизм непрозрачен, а на аукционах государство может больше заработать, подчеркнул президент.
Участками недр федерального значения в России являются месторождения с запасами нефти свыше 70 млн тонн и с запасами газа более 50 млрд кубометров.
«Конкурс ставит несколько преград перед участниками. Они должны удовлетворять определенным требованиям, установленным в конкурсной документации. Компании могут отсеиваться из-за несоответствия этим критериям», – говорит газете ВЗГЛЯД старший аналитик по нефти и газу ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. В итоге в конкурсе может остаться один участник и победить. «Даже если конкурс будет признан несостоявшимся, чиновники правительства могут отдать лицензию оставшемуся единственному претенденту», – добавляет эксперт.
На аукционе обязательно присутствие более одного участника, а основным критерием выявления победителя является размер разового платежа за право пользования участком недр, указывает аналитик по нефти и газу ИК «Регион» Андрей Бушев. В аукционе механизм предоставления лицензии на пользование участком недр является более прозрачным.
Показательный пример
Из-за непрозрачности конкурсов после признания победителя возникают споры о правомерности получения той или иной компанией лицензии. Яркий пример – недавний скандал вокруг конкурса на месторождения Требса и Титова, когда от участия были отстранены большинство участников. В конкурсе хотели участвовать «Газпром нефть», Сургутнефтегаз, Самотлорнефтегаз («дочка» ТНК-BP), «Норд Империал» и ЛУКОЙЛ. Однако Роснедра приняли заявку только от Башнефти. Конкурс был признан несостоявшимся, но комиссия Роснедр рекомендовала правительству отдать лицензию единственному претенденту – Башнефти, которая и получила ее в феврале 2011 года.
В конце того же года Башнефть переоформила эту лицензию на свою 100-процентную «дочку» «Башнефть-Полюс», 25,1% акций которой были сразу же проданы ЛУКОЙЛу. В итоге доступ к этому месторождению получил еще и ЛУКОЙЛ. Это сразу вызвало вопросы. В марте этого года депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Каргинов написал Владимиру Путину письмо с просьбой поручить Генпрокуратуре проверить законность получения Башнефтью этой лицензии. По его мнению, Башнефть и ЛУКОЙЛ совместно с руководством Минприроды и Роснедр в обход закона реализовали схему бесконкурсного получения прав на стратегические месторождения, причем по минимальной цене. Башнефть заплатила за эти месторождения всего 18,4 млрд рублей.
Глава Министерства природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев в конце марта заявил, что может отозвать лицензию у Башнефти из-за того, что на момент ее переоформления у «Башнефть-Полюса» не было собственных перерабатывающих мощностей. При этом, по словам министра, даже покупка таких мощностей уже не исправит ситуацию, поскольку во время самой процедуры выдачи были допущены нарушения.
Дело в том, что главным требованием к компании, которая получает лицензию на месторождения Требса и Титова, была возможность переработки 42% добываемого сырья на собственных перерабатывающих мощностях. Но Башнефть, которая получила эти недра, могла перерабатывать только 10 млн тонн нефти в год на уфимских НПЗ мощностью 21 млн тонн. Чтобы выполнить это условие, компании нужна была помощь ЛУКОЙЛа.
В итоге в мае Роснедра отменили передачу лицензии на месторождения Требса и Титова «Башнефть-Полюсу» в связи с выявленными нарушениями. Лицензию вернули головной компании Башнефти. «Башнефть-Полюсу» оспорить это решение в суде не удалось.
Кому выгодно
Новые поправки могут быть выгодны как государству, так и самим нефтяным компаниям. «Конкурс выгоден государству тем, что позволяет переложить часть своих функций на предпринимателей. Аукцион же хорош для государства тем, что способствует получению наибольшей финансовой выгоды», – считает партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Антон Самохвалов. Кроме того, по его словам, аукцион – более открытая процедура, поэтому должна уменьшить коррупционную емкость процесса распределения участков недр.
Основная цель этих изменений – в необходимости наполнения бюджета
«Для компаний, обладающих финансовыми возможностями, но не соответствующих требованиям в отношении опыта разработки месторождений и наличия определенного персонала и производственных мощностей, аукцион, безусловно, открывает больше возможностей. В то же время компаниям, которые могли рассчитывать на победу в конкурсе, может быть трудно конкурировать с другими претендентами на финансовом поле», – считает Самохвалов.
По его мнению, больше компаний может принять участие в «гонке» за лицензиями на месторождения среднего размера федерального значения. «Что же касается крупных месторождений, то, учитывая их значимость и стоимость «входного билета», основные игроки останутся теми же», – считает Самохвалов.
Впрочем, эксперты считают, что конкурс заменяется на аукцион при раздаче месторождений не столько с целью повышения прозрачности, сколько с целью пополнения бюджета. И не факт, что введение аукциона на практике изменит коррупционную составляющую этого процесса.
«Основная цель этих изменений не столько в «совершенствовании регулирования», как указано в пояснительной записке к законопроекту, сколько в необходимости наполнения бюджета», – считает Антон Самохвалов. По данным Роснедр, за семь месяцев этого года государство заработало более 9 млрд рублей на продаже углеводородных лицензий. Это сопоставимо с результатами 2010 года, если не учитывать продажу месторождений Требса и Титова за 18,4 млрд рублей. В Минфине ожидают, что Роснедра будут ежегодно пополнять бюджет на 42 млрд рублей вплоть до 2015 года. При этом в прошлом году Минфин надеялся, что Роснедра будут давать больше – по 58 млрд рублей. Аукционы позволят дать бюджету еще больше.
«Отказ от конкурсов в пользу аукционов – это, конечно, правильный шаг, надо повышать прозрачность критериев выбора победителя. Но другое дело, как эти поправки будут реализованы на практике. На практике же крупные месторождения достаются определенным компаниям еще до проведения официальной процедуры конкурса, потому что есть негласные договоренности между компаниями и регулятором. И замена конкурса на аукцион не снимает рисков, что на практике это может и не измениться», – считает отраслевой аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.
Первые аукционы
Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что новые поправки не коснутся тех конкурсов, которые уже были проведены. Но осенью этого года могут быть розданы первые участки недр федерального значения через аукционы. По крайней мере в конце июня замминистра природных ресурсов Денис Храмов рассказал, что Роснедра через три–четыре месяца (то есть осенью этого года) могут начать выставлять на аукционах три крупнейших месторождения нефти.
Это Лодочное месторождение в Красноярском крае с запасами нефти в почти 130 млн тонн, Гавриковское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе, запасы которого оцениваются в 123,7 млн тонн нефти, третье – месторождение имени Шпильмана в том же округе с ресурсом 145,9 млн тонн нефти.
Однако эти месторождения уже не раз хотели выставить на торги. «Я бы не рассчитывал, что они будут продавать в этот раз», – говорит Крюков. Новые поправки тоже не дают особых привилегий для каких-то компаний в этих конкурсах. Правда, больше шансов получить эти месторождения у компаний, которым эти участки недр были отданы на геологоразведку.
Так, Роснефть проводила геологоразведочные работы на Лодочном месторождении по госконтракту и получила поисковую лицензию на него. А разведыванием запасов на месторождении Шпильмана занимался Сургунефтегаз. «Но нет гарантий, что они получат эти участки недр, так как всегда есть негласные договоренности между компаниями и регулятором», – говорит Крюков.