Экономика

5 мая 2012, 19:41

Москва ищет внебюджетные средства на развитие метро

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва может в будущем акционировать столичный метрополитен. До 2020 года город собирается ежегодно тратить по 100 млрд рублей на подземку, но даже этих сумм для развития метро будет мало. Найти дополнительные средства как раз и планируется с помощью акционирования предприятия. Однако не факт, что кто-то захочет купить себе немного московского метро.

ГУП «Московский метрополитен» в перспективе предполагается акционировать для привлечения в его развитие внебюджетных средств, но с сохранением контрольного пакета акций за Москвой, говорится в проекте «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года», опубликованном на сайте столичного департамента экономической политики и развития.

Это очень длинные деньги, период окупаемости составляет десятки лет, что неинтересно подавляющему большинству инвесторов

Ранее заммэра Москвы Наталья Сергунина говорила, что в ближайшее время продавать метрополитен в рамках программы по приватизации городских активов не планируется.

Чтобы решить проблему перегруженности метро, мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу до 2020 года увеличить протяженность метрополитена в 1,5 раза и построить третий пересадочный контур. До 2020 года должно быть построено 150 км новых линий метрополитена, 70 станций, а также семь новых электродепо.

Ежегодно на развитие метро будет тратиться по 100 млрд рублей из городского бюджета. В 2012 году на строительство метрополитена будет затрачено порядка 73 млрд рублей. Получается, что за девять лет город намерен вложить в столичную подземку порядка 900 млрд рублей (30 млрд долларов). Столько расходов на метро – 30 млрд долларов – предполагается в проекте президента Франции Николя Саркози по развитию инфраструктуры Парижа Le Grand Paris с 2011-го по 2023 год.

ГУП «Московский метрополитен» периодически отчитывается о прибыли своего предприятия без подробной раскладки статей дохода. По последним раскрытым данным, в 2010 году чистая прибыль столичной подземки выросла почти в два раза до 3,35 млрд с 1,92 млрд рублей в 2009 году. В 2009 году столичное метро показало рост прибыли в 2,3 раза, а в 2008 году – падение в 2,6 раза.

Выручка метро от перевозки пассажиров в 2010 году увеличилась почти на 20% – с 47 млрд до 56,3 млрд рублей. Себестоимость росла чуть медленнее, увеличившись на 16% – до 50,7 млрд рублей. В 2010 году было перевезено 2,3 млрд пассажиров.

Итоги 2011 года официально еще не были озвучены. Однако в конце прошлого года начальник ФГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин говорил, что в последние месяцы прибыль Московского метрополитена как предприятия увеличилась в два раза «за счет снижения издержек и роста доходности».

Метрополитен может зарабатывать не только на ежегодно увеличивающихся в цене билетах на проезд, но также на продаже рекламных площадей и торговых палатках при входах в метро. «Ни для кого не секрет, что метрополитен – это огромный передвижной рекламный щит. Кроме того, в вестибюлях и переходах расположена масса торговых точек. Наверняка там есть резервы пополнения бюджета», – говорил об источниках финансирования подземки в интервью газете ВЗГЛЯД глава комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев.

«Даже если метрополитен прибыльный, то вряд ли его доходов хватит на его дальнейшее развитие, поэтому привлечение бюджетных средств на строительство новых линий совершенно оправданно», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, федеральные власти, по его мнению, могли бы возобновить практику выделения городу части средств на развитие метро в качестве компенсации Москве за выполнение столичных функций. У экспертов возникают сомнения, сможет ли город привлечь средства за счет акционирования подземки.

Не так-то просто

«Акционировать Московский метрополитен – это правильная идея. В транспортном отношении это, конечно, может быть монополия, но в отношении стратегии развития предприятия и инфраструктуры принимать решение должен не город, а коллектив инвесторов и акционеров», – считает эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев.

«Если город не остановится на создании из ГУПа акционерного общества со 100-процентным капиталом города и на рынок все-таки попадет большая часть акций, за исключением контрольного пакета (это не золотая акция, поэтому контрольный пакет – это не 50%, а 26%), то это увеличит капитализацию и даст возможность использовать полученные средства для развития метрополитена», – считает он.

#{image=581190}По его мнению, у инвесторов будет интерес к предприятию, потому что метро – это постоянно востребованный вид услуг и прибыльный актив. «Но у метро есть реальные проблемы, на решение которых требуются большие средства. При этом инвесторы смогут более оптимально вкладывать средства, нежели город», – считает Гордеев. Еще в советские времена, по его словам, говорили о необходимости проложить метро из пригородов столицы. Сейчас две трети населения ездят из пригородов, тех же Химок и Мытищ, в Москву на работу, однако метро так и не продлили за город, замечает эксперт.

Отраслевой эксперт фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов сомневается, что найти инвесторов для столичной подземки будет так просто. «Мне кажется неразумным проводить акционирование Московского метрополитена, если у города нет четкого понимания и конкретного перечня потенциальных инвесторов. Акционировать-то несложно, но привлечь инвесторов – вот непростая задача», – говорит эксперт газете ВЗГЛЯД.

С точки зрения вложений и окупаемости метрополитен – не очень привлекательный объект для инвестора. «Это очень длинные деньги, период окупаемости составляет десятки лет, что неинтересно подавляющему большинству инвесторов. Эти деньги можно вложить в тысячу более привлекательных проектов с гораздо меньшими рисками и более низкими сроками окупаемости», – объясняет Алексей Родионов.

«Для развития метрополитена городу придется постараться найти некого стратегического инвестора, в какой-то форме близкого городу, у которого есть возможности вложить большую сумму на очень длинный срок. Здесь будет идти речь не о бизнесе, а скорее о помощи государству», – считает эксперт.

Надо сказать, что транспортная инфраструктура в большинстве зарубежных стран находится в собственности у муниципалитетов или регионов. «Тем более когда речь идет о метрополитене, то собственником является город или государство. Я не знаю городов, в которых метрополитен находился бы в частной форме собственности», – указывает Алексей Родионов.

Однако в мире существуют разные схемы управления метрополитенами, в одних управлением занимаются государственные структуры, в других – частные компании, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Возможны варианты, когда метрополитен и пригородные линии транспорта передаются в концессию. «В этом случае собственником всех объектов: поездов, рельс и т. д. – остается город, а работает на этой собственности, управляет ею привлеченный частный инвестор», – говорит Родионов, добавляя, что полностью в частные руки метрополитен не отдают нигде.

«Причина в том, что в большинстве городов плата пассажиров за проезд на городском пассажирском транспорте не покрывает на 100% расходы на эксплуатацию и развитие инфраструктуры. В той или иной форме пассажирский транспорт субсидируется городом или регионом. А на создание, содержание и эксплуатацию инфраструктуры метрополитена требуются слишком большие расходы», – рассказывает эксперт «Института экономики города».

Если Гордеев считает, что надо приватизировать весь транспортный комплекс Москвы, то Родионов не видит в этом особого смысла. «Приватизация всего транспортного комплекса может происходить за счет привлечения частных инвесторов (что не так-то просто) либо за счет привлечения крупного оператора, который обладает уникальными знаниями и опытом по развитию транспортной инфраструктуры. Есть ли в России инвестор с таким опытом, готовый заняться управлением всем городским транспортом? Я таких не знаю», – говорит Родионов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Антон Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?