Экономика

21 сентября 2011, 20:01

На ЗИЛе пропишутся автобусы Mercedes-Benz и Setra

Фото: mercedes-benz-passion.com

Старейший российский автозавод ЗИЛ до конца года надеется договориться с Daimler Buses о сборке на своих мощностях немецких автобусов Mercedes-Benz и Setra. Однако одного этого проекта, чтобы поставить ЗИЛ на ноги, будет недостаточно, считают эксперты. Московским властям придется найти либо инвестора покрупнее, либо еще несколько подобных проектов.

Московский ЗИЛ ведет переговоры с подразделением германского концерна Daimler – Daimler Buses – по организации сборки автобусов на своих мощностях. «На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин и член правления Daimler AG Андреас Реншлер провели встречу, на которой в том числе обсудили вопрос о возможном производстве автобусов концерна на мощностях ЗИЛа», – рассказал «Интерфаксу» представитель завода. По его словам, переговоры могут быть завершены до конца года.

ЗИЛу сотрудничество с Daimler Buses точно выгодно, потому что ему нужен новый продукт. То, что выпускает сейчас ЗИЛ, неконкурентоспособно

На заводе ЗИЛ и в компании «ЕвоБус Русслэнд» (официальный представитель концерна Daimler Buses в России) подтвердили газете ВЗГЛЯД факт ведения переговоров, однако от развернутых комментариев отказались.

«Daimler Buses ведет в России переговоры с производителями коммерческой техники о возможности будущей кооперации в области городских автобусов (в Москве и других крупных городах). Конечно, Daimler ведет переговоры с КамАЗом в рамках стратегического партнерства с подразделением Daimler Trucks, а также ведет переговоры с ЗИЛом», – отметили газете ВЗГЛЯД в «ЕвоБус Русслэнд», которая занимается в России продажами и послепродажным обслуживанием автобусов Mercedes-Benz и Setra.

Daimler AG начал планировать организацию производства автобусов в России еще с 2008 года. Сейчас «ЕвоБус Русслэнд» в России продает 20–25 больших туристических автобусов в год, которые импортируются с заводов в Турции и Германии. Городские автобусы пока не сертифицированы в России, поэтому и не продаются здесь. Однако, как указывает представитель компании, при появлении спроса компания готова начать продажи и городских автобусов.

До кризиса компания продавала по 40–50 туристических автобусов немецкой марки в год, но после 2008 года продажи упали вдвое. Основными заказчиками туристических автобусов являются туристические компании, ведомственные транспортные компании, Газпром, спортивные клубы.

Идея возрождения

Старейшему в России автозаводу ЗИЛ удалось избежать в этом году банкротства благодаря своему основному акционеру – московскому правительству.

Еще в апреле этого года город не исключал полного прекращения производства автомобилей на ЗИЛе и его банкротства. Однако спустя месяц власти Москвы решили не банкротить ЗИЛ, а помочь ему на первых порах с реструктуризацией и выплатой долгов, а также с запуском производства. После власти хотят скинуть этот балласт стратегическому инвестору.

Завод задолжал около 15 млрд рублей, из которых 2,5 млрд – первоочередные долги, говорил в мае столичный мэр Сергей Собянин. Он пообещал выплатить «за завод» эти 2,5 млрд, а также дать ЗИЛу еще 2,2 млрд на оборотные средства, чтобы запустить производство.

Мэр сдержал обещание. В августе московские власти реструктуризировали задолженность завода перед бюджетом города. На 16 августа ЗИЛ задолжал 2,6 млрд рублей и проценты за неуплату в 3,3 млрд рублей. Город предоставил рассрочку уплаты непогашенной консолидированной задолженности в 5,9 млрд рублей на 4,5 года – до 31 декабря 2015 года.

31 августа ЗИЛ после двухлетнего перерыва начал производство грузовиков ЗИЛ-334362 на средства, выделенные московским правительством. В сентябре с конвейера завода должно сойти более 300 автомобилей. До конца 2011 года завод планирует собрать более 2 тыс. автомобилей. Кроме грузовиков, планируется выпуск также шасси грузовых автомобилей, пожарных автоцистерн и аварийно-ремонтных машин.

Между тем мощности ЗИЛа рассчитаны на выпуск 250 тыс. грузовиков в год. С начала 90-х годов их производство стало постепенно сокращаться, пока не дошло до критического объема. В 2010 году, по данным «АСМ-холдинга», завод продал всего около 1,3 тыс. грузовиков, что на 44,1% меньше, чем годом ранее. Столь небольшое производство приносило ЗИЛу одни убытки, хотя компания время от времени показывала прибыль за  счет сдачи в аренду своих площадей и продажи земельных участков.

Теперь правительство Москвы хочет найти стратегического инвестора для ЗИЛа, причем не позднее середины 2013 года. «Сейчас мы ведем переговоры, чтобы наполнить завод другим содержанием. Вы же не будете все время «Бычки» выпускать, это нереально, это одни убытки», – говорил весной Собянин руководству и рабочим завода. Московские власти хотят с помощью инвесторов превратить завод в инновационную площадку, где будет не только автомобильное, но и высокотехнологичное производство.

Если затраты Daimler Buses на создание производства на ЗИЛе составят 10–15 млн долларов, то экономически целесообразно собирать 200–300 автобусов в год

Среди потенциальных инвесторов Собянин называл КамАЗ или Renault Trucks. Ранее одним из возможных вариантов было строительство завода совместно с СП Daimler и КамАЗа «Мерседес-Бенс Тракс Восток» (МБТВ) в Набережных Челнах, которое производит грузовики Mercedes-Benz.

ЗИЛ также ведет переговоры с Volvo Trucks, в частности обсуждается возможность совместной локализации производства, то есть выпуска автомобильных компонентов. В сентябре представители шведской компании посетили завод и осмотрели производственные площадки, рассказал представитель московского завода. На данный момент Volvo Trucks выпускает грузовые автомобили Volvo и Renault на собственном заводе в Калуге.

Интерес к автозаводу этой весной проявлял также глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров. Он не исключал возможности сборки своих «ё-мобилей» на мощностях московского завода и даже лично ездил осматривать завод. Однако конкретных предложений с его стороны руководству ЗИЛа до сих пор так и не последовало.

ЗИЛу мало одних автобусов

Для спасения ЗИЛа сейчас единственный вариант – найти инвесторов, отмечают эксперты. «ЗИЛу сотрудничество с Daimler Buses точно выгодно, потому что ему нужен новый продукт. То, что выпускает сейчас ЗИЛ, неконкурентоспособно», – говорит газете ВЗГЛЯД замдиректора «Автостата» Сергей Удалов.

По его словам, туристические автобусы выпускать сложнее, чем городские, из-за более сложного процесса. Кроме того, объемы продаж туристических автобусов скромнее. «Поэтому Daimler Buses, скорее всего, заинтересован в выпуске на мощностях ЗИЛа именно городских автобусов. Для этого им нужно заручиться заказами от муниципалитетов»,  – замечает Удалов.

С ним соглашается отраслевой эксперт Андрей Рожков из ИФК «Метрополь»: «При нынешних объемах продаж туристических автобусов в 25 штук в год основной объем производства должен приходиться именно на городские автобусы немецкой компании, которые сейчас не сертифицированы и не продаются в России».

По словам Рожкова, выпуск 20–25 автобусов может быть рентабельным при небольших объемах инвестиций – порядка 2–5 млн долларов. Если затраты Daimler Buses на создание производства на ЗИЛе составят 10–15 млн долларов, то экономически целесообразно собирать 200–300 автобусов в год, оценивает эксперт. «В этом случае Daimler Buses будет рассчитывать на то, что московский муниципалитет и власти соседних городов будут готовы покупать эти городские автобусы»,  – отмечает Рожков.

Московские власти также будут заинтересованы обеспечить Daimler Buses заказами на городские автобусы, собираемые на ЗИЛе, так как они хотят привлечь инвестора для московского завода. Если будут достигнуты такие договоренности, то проект может оказаться удачным для обеих сторон, считают эксперты.

Впрочем, проект Daimler Buses, рассчитанный на производство максимум 300 автобусов в год, очень скромный по меркам ЗИЛа. «Здесь речь может идти лишь об аренде немцами части завода и строительстве там сборочного предприятия, но не о налаживании производства на всех мощностях ЗИЛа»,  – замечает Рожков.

Поэтому один проект с Daimler, по его словам, не спасет ЗИЛ от долгов и потенциального банкротства. Здесь мог был помочь крупный стратегический инвестор, который запустит сборку грузовых или легковых машин на всех мощностях завода, или несколько мелких инвесторов с производственными проектами, подобными сборке немецких автобусов, считает эксперт.

Привлечь крупного стратегического инвестора ЗИЛу крайне тяжело. «Ему неинтересны все мощности ЗИЛа на 250 тыс. автомобилей из-за больших логистических издержек Москвы, высоких затрат на персонал, потенциальной угрозы вывода промышленных производств за пределы Москвы и прочего»,  – говорит эксперт из ИФК «Метрополь».

Московские власти уже понимают, что восстановить полномасштабное производство на ЗИЛе невозможно и придется разделить завод на несколько проектов. В планах властей в шесть раз уменьшить производственные площади завода: с 280 га до 50 га. Об этом в июне говорил заммэра столицы по экономическим вопросам Андрей Шаранов.

По данным СПАРКа, 63,7% уставного капитала ЗИЛа распоряжается Банк Москвы. Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям завода Александр Максимов владеет 0,001% уставного капитала предприятия.

Выручка Daimler Buses в 2010 году составила 4,558 млрд евро. Инвестиции в развитие производства – 95 млн евро. Продажи – 39,1 тыс. автобусов, в том числе в странах Восточной Европы – 7,2 тыс. единиц.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Свет, вода и тепло пропали в нескольких районах Киева
Темы дня

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов