Правительство Болгарии приняло решение прекратить участие в проекте трансбалканского нефтепровода «Бургас – Александруполис», заявил журналистам вице-премьер и министр финансов Симеон Дянков.
Россия может пустить нефть через Турцию по нефтепроводу «Самсун – Джейхан» или часть нефти перекачивать через БТС-2
Болгария заключила договор с Россией и Грецией о строительстве нефтепровода в обход турецких проливов еще в 2007 году. Однако после того как к власти пришел премьер-министр Бойко Борисов, не раз грозила разорвать соглашение.
Ранее Борисов говорил, что строительство нефтепровода может ухудшить экологическую ситуацию в стране, в которой основной источник дохода – туризм. Болгарские власти переживали, что из-за ухудшения экологии снизится поток туристов. Принять окончательное решение болгарские власти обещали после одобрения ОВОС проекта, которое не раз откладывалось в этом году (изначально должно было состояться в феврале этого года). Министерство экологии 3 ноября этого года наконец утвердило ОВОС проекта «Бургас – Александруполис», а следом Болгария внезапно приняла решение отказаться от участия в нем.
Однако причина расторжения договора лежит, по официальным данным, не в экологической, а финансовой плоскости. «Болгария вышла из проекта, потому что он не может быть реализован на условиях и финансовых показателях, изложенных в соглашении 2007 года», – заявил Дянков, которого цитирует Болгарское телеграфное агентство, передает РИА «Новости». Что конкретно не устроило Болгарию, он не сказал. Но, по словам министра, в следующую среду, 14 декабря, состоится встреча наблюдательного совета проекта, на которой Болгария изложит свою позицию, добавил министр.
Транснефть, главный инициатор проекта, пока не получала от Болгарии официального уведомления о выходе из проекта.
Трубопровод предполагалось проложить из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. «Бургас – Александруполис», как и конкурирующий с ним нефтепровод «Самсун – Джейхан», предназначен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.
Пропускная способность нефтепровода протяженностью около 300 км должна была составить 35 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивалась ранее в сумму около 1 млрд евро. Межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода «Бургас – Александруполис» было подписано в 2007 году Россией, Болгарией и Грецией.
Симеон Дянков уверяет, что санкций в отношении Болгарии из-за отказа от проекта не будет.
Между тем Болгария задолжала партнерам по проекту и ранее обещала вернуть долги. Болгарская сторона должна была вносить обязательные платежи на реализацию проекта нефтепровода, однако ни в 2010, ни в этом году не делала этого. В начале года глава Транснефти Николай Токарев говорил, что «партнеры все-таки договорились, что Болгария в любом случае компенсирует расходы другим участникам: российской и греческой стороне», – какое бы решение она ни приняла.
Летом болгарская сторона обещала, что погасит задолженность и сделает очередные взносы в рамках проекта после утверждения оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОС). Однако обещание так и не было выполнено.
В конце ноября, уже после одобрения Болгарией ОВОС, глава отдела организации внешнеэкономической деятельности Транснефти Илья Казенкин говорил, что Болгария продолжает накапливать задолженность по проекту строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис». Общая задолженность составляет 6,2 млн евро.
Впрочем, эксперты уверяют, что ни для российских поставок нефти, ни для самой Транснефти отказ от этого проекта нефтепровода не является критичным. Глава Транснефти сам ранее говорил, что из-за позиции Болгарии проект может быть заморожен.
«Нерешительная позиция Болгарии может быть связана с общей энергополитикой России. Возможно, она пытается в чем-то подыграть Еврокомиссии, с которой Россия имеет спорные вопросы в рамках Третьего энергетического пакета. Или Болгария хочет что-то выторговать по газовым контрактам, – говорит заведующий сектором Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. – В любом случае для Транснефти этот нефтепровод не ключевой проект на данный момент. От закрытия проекта Транснефть не обеднеет».
«Проект обходного нефтепровода сейчас не так критичен, он станет более актуальным через несколько лет», – соглашается эксперт ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. «В целом отказ Болгарии от строительства нефтепровода не окажет влияния на поставки российской нефти и на Транснефть, хотя в будущем компании надо будет найти путь прокачки нефти в обход турецких заливов», – добавляет он.
Эксперты указывают, что при отказе Болгарии от этого проекта у России есть альтернативные проекты, как пустить нефть в обход турецких проливов. Россия может пустить нефть через Турцию по нефтепроводу «Самсун – Джейхан» или часть нефти перекачивать через БТС-2 (Балтийская трубопроводная система). Правда, с Турцией России также тяжело договариваться. Турецкая сторона единственная, кто затягивает реализацию газового российского проекта «Южный поток», требуя уступок по газу.