В среду у вице-премьера Сергея Иванова состоялось совещание с участием гендиректора ОАО «Туполев» Александра Бобрышева, главы Национальной резервной корпорации Александра Лебедева и руководителя лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александра Рубцова.
Контракт на 44 Ту-204СМ между ИФК и Red Wings оценивается в 1,5 млрд долларов
На повестке дня – вопрос о состоянии реализации проекта Ту-204СМ, не один раз находившегося на грани срыва.
Агентство «АРМС-ТАСС» со ссылкой на источник в авиаотрасли сообщает о принятом решении продолжить программу производства самолетов Ту-204СМ. По словам собеседника агентства, принято «положительное решение, программа будет сохранена». Даны поручения соответствующим ведомствам по организации финансирования и производства программы.
По данным газеты «Коммерсантъ», ВЭБу поручено профинансировать сделку по поставке самолетов через ИФК авиакомпании Red Wings, подконтрольной Александру Лебедеву. Последняя уже имеет опыт эксплуатации Ту-204-100.
ИФК купит самолеты напрямую у производителя – ульяновского завода «Авиастар».
Контракт на 44 Ту-204СМ между ИФК и Red Wings оценивается в 1,5 млрд долларов. Первоначальный единовременный взнос составляет 10%. В дальнейшем сделка будет финансироваться за счет кредитных ресурсов ВЭБа. Поставки должны начаться в 2012 году.
Ранее Александр Рубцов говорил, что правительство готово поддерживать этот проект только с учетом снижения стоимости самолета. «Ведутся работы с поставщиками компонентов по скидкам. Если не будет скидок, то правительство не будет поддерживать проект», – подчеркивал глава ИФК.
Не исключено, что проект Ту-204-СМ – лишь часть куда более масштабной программы. Если Россия хочет сохранить статус производителя гражданских самолетов, то сохранение программы Ту-204СМ – правильное решение, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Ту-204СМ является машиной переходного этапа и ступенью к выпуску более передового проекта российского авиапрома МС-21», – отмечает он.
Для справки: Ту-204СМ – глубокая модификация самолета Ту-204. Разработчиком самолета Ту-204СМ является ОАО «Туполев». Лайнер оснащен двигателями ПС-90А2, которые обладают характеристиками двигателей мирового уровня. Надежность двигателя в 1,5–2 раза превосходит прототип ПС-90А. Этот самолет сможет находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Дальность полета Ту-204СМ около 4 тыс. км, в двухклассной компоновке 174 кресла.
Самолет оснащен новым навигационным, радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять самолетом экипажу не из трех, как было раньше, а из двух человек. Первый испытательный полет Ту-204СМ состоялся 29 декабря 2010 года в Ульяновске.
Правда, вплоть до сегодняшнего дня проект находился что называется на грани. В октябре 2010 года президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров предупредил, что программа строительства самолетов марки «Ту» может быть свернута. Речь шла как раз о Ту-204СМ: продавец – компания «Ильюшин финанс» и потенциальные покупатели не сошлись в цене.
«Программа должна быть прибыльной. А для того чтобы она была прибыльной, необходимо продавать самолеты по цене, превышающей величину издержек производителя», – пояснил тогда же газете ВЗГЛЯД глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. Между тем авиакомпаний, готовых купить самолет по выгодной для производителя цене, на тот момент не нашлось. «Есть несколько госзаказчиков, которые могут позволить себе довольно большие расходы, но в данном случае речь идет о считанных единицах самолетов», – отмечал Пантелеев.
Сам Федоров ранее говорил, что производство станет экономически оправданным, только если будет произведено 100–120 лайнеров. Такого портфеля заказов нет ни у одного российского гражданского самолета, за исключением Sukhoi Superjet.
В 2008 году компания «Ильюшин финанс» подписала контракт на приобретение сразу 31 самолета Ту-204СМ-100, одной из модификаций лайнера. Конечный покупатель на эти самолеты нашелся на авиасалоне МАКС-2009 – авиакомпания «Атлант-Союз» решилась приобрести 15 лайнеров.
Однако в сентябре 2010 года газета «Ведомости» сообщила, что заказчик Ту-204СМ отказался от покупки. По данным издания, «Атлант-Союз» попросил скидку, но производители не захотели сбавлять цену, объясняя это тем, что самолет вышел слишком дорогим.
Изначально Ту-204СМ планировалось производить до 2020 года. Ту-204 (и его модификация Ту-214) должны были стать такими же массовыми, как в свое время Ту-134 и Ту-154.