«Аэрофлот»-дискаунтер
Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» решил обзавестись собственным дискаунтером в России. Основой для low-cost перевозчика станут присоединяемые активы Ростехнологий.
Мы договорились, все выверили и ждем прохождения внутрикорпоративных процедур
«Такие компании, как «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Кавминводыавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы», сохранятся как акционерные общества, − сообщил в четверг генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. − Но мы будем занимать разные ниши. Может быть создана одна чартерная компания, «Аэрофлот» останется в премиум-сегменте. Также может быть создан один авиадискаунтер», – рассказал Савельев, слова которого приводит РИА «Новости».
Сменить прописку
Деньги на авиационные реформы у «Аэрофлота» есть: в самой компании прогнозируют, что ее чистая прибыль по МСФО за 2009 год окажется на уровне 100 млн долларов. К следующему же лету, по расчетам Савельева, пассажиропоток «Аэрофлота» с учетом «дочек» и компаний Ростехнологий приблизится к 20 млн пассажиров (сейчас с «дочками» — 11 млн человек).
Также в четверг Савельев сообщил, что уже есть договоренность, что будущие компании займут три терминала Шереметьево − D, F (он же Шереметьево-2) и E (расположен между F и D). По словам Савельева, в терминалы D и E переведут все международные рейсы, а терминал F станет обслуживать федеральные и внутренние рейсы.
Третьим будешь?
Если планы «Аэрофлота» о создании лоу-кост перевозчика станут реальностью, то в российском небе появится уже третья подобная компания. Напомним, первой российской «бюджетной» авиакомпанией стал SkyExpress, начавший перевозки с 29 января 2007 года. Сегодня компания ежегодно перевозит более 1 млн человек и осуществляет рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень, Мурманск, Екатеринбург, Пермь и Челябинск. Минимальная стоимость авиабилета, скажем, из Москвы в Петербург и обратно, составляет 2500 рублей.
В свою очередь, компания «Авианова» получила сертификат эксплуатанта 30 июля 2009 года. На конец марта этого года она уже перевезла 200 тыс. пассажиров и осуществляет регулярные внутрироссийские рейсы из Москвы по следующим направлениям: Ульяновск, Казань, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Астрахань, Самара, Набережные Челны, Пермь. Стоимость билетов у нее еще ниже, чем у SkyExpress: при раннем бронировании улететь из Москвы в Питер и обратно можно всего за 1250 рублей со сборами.
Эксперты полагают, что выход в эконом-сегмент можно назвать очень интересной идеей «Аэрофлота». «В России огромные просторы, а конкуренция в этом сегменте пока небольшая, − говорит главный редактор отраслевого агентства Avia.ru Роман Гусаров. − При грамотном ведении бизнеса в этом сегменте можно получить хорошую прибыль».
В самом деле, выручка того же SkyExpress по итогам 2009 года возросла на 27% по сравнению с 2008 годом и составила более 3,5 млрд рублей. В одном только декабре 2009 года авиакомпания перевезла 91,7 тыс. человек, что на 25% больше, чем в декабре 2008 года.
Бег с препятствиями
Другое дело, что пока существуют объективные проблемы, препятствующие в России развитию такого сегмента, как бюджетные авиаперевозки. И первая из них − это высокие пошлины на ввоз новой техники. «Таможенная пошлина на ввоз самолетов убивает рентабельность, если предполагается использование новой техники, − отмечает Роман Гусаров. − Она составляет 20%, и это не считая 18% НДС».
Другая проблема − это невозможность действия в России практики невозвратных билетов. Напомним, в минувший четверг ФАС предписала российским авиакомпаниям прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат в случае добровольного отказа пассажира от перевозки. «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?» – говорил ранее глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев.
Таким образом, о «прорыве» на рынке дискаунтеров в России в связи с выходом на него «Аэрофлота» говорить преждевременно. Хотя, зная лоббистские возможности крупнейшей авиакомпании страны, к следующему лету, когда, по предварительной информации, его лоу-костер должен начать работу, будет неудивительно, если «правила игры» в сфере «бюджетных» авиаперевозок существенно либерализуются.