Рост продаж автомобилей в рамках льготного кредитования в 2010 году планируется на уровне 40%. Об этом во вторник сообщил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.
Программа льготного кредитования работает хорошо. В среднем мы продаем 3–4 тыс. автомобилей в неделю
Льготы действуют
В министерстве рассчитывают, что в рамках программы будет продано 100 тыс. автомобилей.
«Программа льготного кредитования работает хорошо. В среднем мы продаем 3–4 тыс. автомобилей в неделю. Планируемый объем реализации кредитных автомобилей в 2010 году – 100 тыс. штук», – рассказал Рахманов.
В прошлом году в рамках льготного автокредитования было продано 71,5 тыс. автомобилей.
По словам представителя Минпромторга, повышение таможенных пошлин на подержанные и новые авто иностранного производства привело к росту продаж отечественных автомобилей на внутреннем рынке до 68,6 тыс. автомобилей.
Теперь, похоже, в эффективности программы уже никто не сомневается. А ведь ранее даже поднимался вопрос о ее закрытии. Срок существования программы изначально был определен до конца 2009 года, однако в итоге действие программы решили продлить. Согласно стратегии развития автопрома до 2020 года, она будет работать вплоть до 2013 года. Впрочем, уровень финансирования будет «затухать» – до 12 млрд рублей к 2013 году.
Автохлам работает
Очень неплохо стартовала другая федеральная программа – по утилизации подержанных автомобилей.
«Программа работает одну неделю, и мы говорим о готовых 7 тыс. сертификатов по утилизации, которые были представлены», – цитирует Рахманова «Интерфакс».
К программе уже подключились около 300 дилеров в 100 городах России. Россияне могут, сдав автомобиль старше 10 лет, купить новую машину со скидкой в 50 тыс. рублей (выдается сертификат). Планируется, что таким образом будут проданы почти 200 тыс. автомобилей, государство потратит на программу 11 млрд рублей.
Главный способ поддержки автопрома, отмечают аналитики, это развитие спроса, а не субсидирование. Видимо, поэтому Рахманов признал, что меру по субсидированию перевозок автомобилей на Дальний Восток нельзя назвать удачной.
Предоставление льгот по перевозке автомобилей на Дальний Восток позволило реализовать всего 3 тыс. автомобилей. «Спрос на автомобили там не настолько велик, чтобы обеспечить хороший уровень продаж. Например, Toyota – самая популярная марка на Дальнем Востоке – там не представлена», – пояснил чиновник.
Аналитики уверены, что для развития автопрома нужны обе программы: программа утилизации и программа льготного кредитования.
Автопрому дали шанс
«У населения скопилось очень много старых машин, которые многие не прочь обменять в условиях, когда кредиты на покупку новых авто стали менее доступны», – заявил газете ВЗГЛЯД старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов считает, что программа утилизации более полезна для АвтоВАЗа, а вот программа льготного кредитования коснется в основном продукции «Соллерса» (речь идет в целом о предприятиях с высоким уровнем локализации).
«В этом смысле важны обе программы. Первая рассчитана на низкоценовой сегмент авто, вторая – на более высокий», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Аналитик напомнил, что аналогичные программы были успешно реализованы в США и Европе. «В результате их рынок «просел» не так глубоко, как наш», – добавил Союнов.
Германия, к примеру, выделила на программу утилизации машин 5 млрд евро. Каждый немец, избавившийся от старого автомобиля и купивший новый, получал 2,5 тыс. евро. В итоге расходы среднестатистической семьи, связанные с покупкой автомобилей, увеличились на 20,5%, а в целом покупательский спрос вырос на 0,4% (по сравнению с 2008 годом).
«В 2009 году в стране было зарегистрировано 3,8 млн приобретенных новых автомобилей – на 23% больше, чем в предыдущем году. Так много машин немцы покупали лишь в 1991 и в 1992 годах, в течение которых наблюдался экономический бум», – прокомментировал Душин.
Без подобной поддержки российский автопром вряд ли выберется из кризиса, резюмировал Союнов.