Амбициозная заявка
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ рассчитывает за счет программы утилизации старых автомобилей реализовать около 100 тыс. машин. Об этом в пятницу сообщил вице-президент по маркетингу и продажам завода в Тольятти Максим Нагайцев.
Мы планируем очень амбициозно по программе взять половину от возможных продаж
Всего в данной программе заложена реализация 200 тыс. автомобилей российского производства. «Мы планируем очень амбициозно по программе взять половину от возможных продаж», − цитирует его слова «Интерфакс». В то же время, как отметил Максим Нагайцев, четкого прогноза продаж нет, в настоящее время АвтоВАЗ старается реализовать систему предварительных заказов, которая поможет выявить спрос по данной программе.
Ставка на утиль
Напомним, с 8 марта по 1 ноября 2010 года в России пройдет эксперимент по стимулированию продаж новых легковых машин за счет утилизации старых. В его рамках каждый россиянин, сдав в утиль машину старше десяти лет, сможет получить у автодилера скидку в 50 тыс. рублей на произведенное в России новое авто.
Всего на эксперимент, призванный поддержать пострадавший в кризис отечественный автопром, правительство выделило более 11 млрд рублей. По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, всего дилеры подали более тысячи заявок на участие в программе утилизации. «Однако автопроизводитель должен сам определить, каких дилеров подключить к программе. Также у нас более 300 заявок от утилизаторов. Общий перечень заявок площадок по утилизации будет составлен к 8 февраля», − добавил Рахманов.
Акцент на «Калину»
За счет каких моделей АвтоВАЗ собирается продать населению 100 тыс. единиц собственной продукции по программе борьбы с автохламом? «В настоящее время потребители склоняются в сторону «классики» и «Самары», то есть более дешевых», − сказал Максим Нагайцев.
Казалось бы, заводу надо радоваться, но не так все просто: в результате того, что первая линия конвейера в настоящее время закрыта на реконструкцию под совместный проект Renault-Nissan и АвтоВАЗа на платформе B0, возможности по производству «классики» и «Самары» оказались ограничены.
Однако в АвтоВАЗе нашли выход. «Мы сейчас формируем специальное предложение по «Калине», чтобы она стала привлекательной в такой же степени, как «Самара» и «классика», − сказал Нагайцев. − Это стратегический вопрос для завода».
Стратегическая ошибка
Почему АвтоВАЗ делает упор именно на продвижении «Калины»? «Скорее всего, данная ориентированность основана на том, чтобы улучшить объемы продаж не самого интересного, с точки зрения покупки, автомобиля АвтоВАЗа», − полагает директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко.
В самом деле, пока реализация «Калины» откровенно буксует. По данным отраслевого агентства «Автостат», по итогам 2009 года продажи этой модели снизились на 35% и составили 60 746 единиц (рекомендованная розничная цена «Калины» составляет 322,8 тыс. рублей).
Главный аналитик ИК «Велес-Капитал» Марина Иркли считает, что среди марок АвтоВАЗА упор стоило бы сделать на более популярную «Приору», которая демонстрирует намного более лучшие результаты по продажам. В самом деле, по итогам 2009 года в России продали 99 473 автомобилей «Лада Приора» (на 22% меньше, чем годом ранее). В целом же в 2009 году, по данным «Автостата», продажи АвтоВАЗа снизились на 44% и составили 349,49 тыс. машин.
Конкуренты наступают
Таким образом, отраслевые аналитики называют откровенной «маниловщиной» планы АвтоВАЗа по «захвату» программы ликвидации автохлама. Тем более что конкуренты волжского автогиганта явно не собираются сидеть сложа колеса. «В данном ценовом сегменте присутствуют и автомобили иностранных производителей, например Kia и Hyundai, − говорит Максим Тищенко. − Поэтому планы АвтоВАЗа вряд ли осуществятся, т.к. «Калина» существенно уступает по качеству и комплектации таким моделям, как Renault Logan и Chevrolet Lacetti».
Кроме того, как отмечает эксперт, при выборе автомобиля, на приобретение которого можно будет потратить ваучер в 50 тыс. рублей, большая часть россиян станет ориентироваться на более высокий, чем у АвтоВАЗа, ценовой сегмент. Что, в свою очередь, отвлечет часть покупателей к таким производителям иномарок, как Ford и Toyota.
В целом же, по общему мнению экспертов, распределение покупок машин по программе утилизации старых автомобилей будет выглядеть примерно следующим образом: 60−65% придется на иномарки, 35−40% − на продукцию АвтоВАЗа, из которой доля «Калины» составит 15%. Основными же представителями иномарок станут Kia, Hyundai и Ford.