Экономика

8 ноября 2010, 14:47

Российские компании занимают миллиарды на платные автотрассы

Фото: ИТАР-ТАСС

Российские строительные компании готовы взять в долг десятки миллиардов рублей под государственные гарантии. Заемные средства будут направлены на строительство платных автодорог. По словам экспертов, инфраструктурные бонды могут стать одним из драйверов развития экономики страны.

Российские строительные компании начинают масштабные заимствования  под строительство платных автодорог. Так, консорциум «Главная дорога» разместит рублевые облигации на 8 млрд рублей в течение месяца. Другая компания – ОАО «Западный скоростной диаметр» планирует выпустить гарантированные государством бонды на сумму 10 млрд рублей в этом году и еще на 15 млрд – в следующем.  Кроме того, «Компания Усть-Луга» планирует разместить в 2011 году облигации на сумму 10 млрд рублей под строительство новых терминалов порта Усть-Луга, сообщает Bloomberg.

Российские строительные компании начинают масштабные заимствования под строительство платных автодорог

Причем российским компаниям заемные средства обойдутся дороже, чем соответствующим компаниям из Индии и Китая. Так, «Главная дорога» планирует заплатить премию в 1,6 процентных пункта к уровню бондов Российского министерства финансов. Это на полпункта выше стоимости займов соответствующих компаний из Индии и на пункт выше китайских.

«Главная дорога» выпускает облигации с целью реализации концессионного соглашения между Федеральным дорожным агентством и «Главной дорогой», касающегося финансирования, строительства, эксплуатации на платной основе «Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск».

Ранее «Главная дорога» сообщала, что в срок до 2011 года в рамках концессионного соглашения планируется разместить несколько траншей облигаций общим объемом до 30 миллиардов рублей. Такой объем заимствований был одобрен на собрании акционеров еще в марте 2010 года. Как надеются в компании, господдержка позволит ей получить более 43% необходимого финансирования.

Проект «Западный скоростной диаметр» предполагает строительство платной скоростной автомагистрали протяженностью около 49  километров, из которых 55% займут эстакадные участки средней шириной шестьвосемь полос. Дорога свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автодорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Планируется, что пропускная способность автострады  составит до 140 тысяч автомобилей в сутки.

По последним подсчетам, стоимость строительства «Западного скоростного диаметра» составит 212,7 млрд рублей, из которых 108 млрд рублей – средства инвесторов, 71,2 млрд рублей средства инвестиционного фонда и 33,5 млрд рублей ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга. Госгарантии позволят проекту привлечь облигационные займы на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет.

Порт Усть-Луга станет конечной точкой экспортного нефтепровода на Балтике. Заемные средства «Компания Усть-Луга» планирует потратить на строительство терминалов и морского логистического центра, площадь которого составит 100 га. Если сейчас грузооборот порта составляет порядка 10 млн тонн грузов, то после реконструкции этот показатель увеличится как минимум в два раза.

Под госгарантии «Компания  Усть-Луга» планирует разместить облигации на сумму до 10 млрд рублей на срок погашения до семи лет. Кроме того, под гарантии правительства Ленинградской области компания собирается выпустить ценные бумаги на сумму до 2 млрд рублей со сроком до пяти лет.

«Наша инфраструктура достигла критического состояния, она нуждается в массированных, долгосрочных инвестициях, – говорит заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Александра Синенко. – Нужно искать средства на рынке ценных бумаг».

По оценке «ВТБ Капитал», России необходимо потратить более 1 трлн долларов на модернизацию транспортной системы в течение ближайших десяти лет. При этом займы под госгарантии могут стать дополнением или заменой традиционному банковскому финансированию.

«Идея инфраструктурных бондов родилась из-за кризиса, говорит глава инвестиционного комитета правительства Санкт-Петербурга Алексей Чичканов. – Стало понятно, что наладить финансирование крупных инфраструктурных проектов без дополнительных гарантий со стороны государства очень трудно».

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что время для размещения бондов компании выбрали удачно. «Рынок сейчас в хорошей ситуации. Риски, конечно, есть, но они носят макроэкономический характер. Ликвидности на рынке сейчас много, деньги куда-то вкладывать нужно, а ставки по российским инфраструктурным бондам выше среднемировых. Я смотрю оптимистично на возможности компаний привлечь средства на инфраструктурные проекты», утверждает эксперт.

По его словам, так как подобные бумаги отличаются доходностью на уровне 79% и за счет гарантий государства являются практически безрисковыми, их наверняка приобретут пенсионные фонды, ВЭБ и крупные частные банки. Могут заинтересоваться инфраструктурными облигациями Росавтодора и иностранные игроки. «Не исключено, что хедж-фонды захотят инвестировать часть своих средств в такие облигации», предполагает Александр Осин.

По словам Александра Осина, инфраструктурные облигации могут стать базой для модернизации страны. Правительство, таким образом, находит новый драйвер для роста экономики, реформирует реальный сектор, привлекая средства частных инвесторов.

Напомним, что еще в марте 2010 года премьер-министр России Владимир Путин заявил о том, что правительство выделит госгарантии под строительство платных трасс. В результате концессионеры могут заключать с Минфином договор на предоставление государственных гарантий для размещения финансовых инструментов на рынке. При этом покупателями облигаций могут выступать как российские, так и зарубежные банки.

Текст: Константин Кобяков

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили две ракеты и 27 дронов над Курской областью
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?