Экономика

8 ноября 2010, 14:47

Российские компании занимают миллиарды на платные автотрассы

Фото: ИТАР-ТАСС

Российские строительные компании готовы взять в долг десятки миллиардов рублей под государственные гарантии. Заемные средства будут направлены на строительство платных автодорог. По словам экспертов, инфраструктурные бонды могут стать одним из драйверов развития экономики страны.

Российские строительные компании начинают масштабные заимствования  под строительство платных автодорог. Так, консорциум «Главная дорога» разместит рублевые облигации на 8 млрд рублей в течение месяца. Другая компания – ОАО «Западный скоростной диаметр» планирует выпустить гарантированные государством бонды на сумму 10 млрд рублей в этом году и еще на 15 млрд – в следующем.  Кроме того, «Компания Усть-Луга» планирует разместить в 2011 году облигации на сумму 10 млрд рублей под строительство новых терминалов порта Усть-Луга, сообщает Bloomberg.

Российские строительные компании начинают масштабные заимствования под строительство платных автодорог

Причем российским компаниям заемные средства обойдутся дороже, чем соответствующим компаниям из Индии и Китая. Так, «Главная дорога» планирует заплатить премию в 1,6 процентных пункта к уровню бондов Российского министерства финансов. Это на полпункта выше стоимости займов соответствующих компаний из Индии и на пункт выше китайских.

«Главная дорога» выпускает облигации с целью реализации концессионного соглашения между Федеральным дорожным агентством и «Главной дорогой», касающегося финансирования, строительства, эксплуатации на платной основе «Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск».

Ранее «Главная дорога» сообщала, что в срок до 2011 года в рамках концессионного соглашения планируется разместить несколько траншей облигаций общим объемом до 30 миллиардов рублей. Такой объем заимствований был одобрен на собрании акционеров еще в марте 2010 года. Как надеются в компании, господдержка позволит ей получить более 43% необходимого финансирования.

Проект «Западный скоростной диаметр» предполагает строительство платной скоростной автомагистрали протяженностью около 49  километров, из которых 55% займут эстакадные участки средней шириной шестьвосемь полос. Дорога свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автодорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Планируется, что пропускная способность автострады  составит до 140 тысяч автомобилей в сутки.

По последним подсчетам, стоимость строительства «Западного скоростного диаметра» составит 212,7 млрд рублей, из которых 108 млрд рублей – средства инвесторов, 71,2 млрд рублей средства инвестиционного фонда и 33,5 млрд рублей ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга. Госгарантии позволят проекту привлечь облигационные займы на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет.

Порт Усть-Луга станет конечной точкой экспортного нефтепровода на Балтике. Заемные средства «Компания Усть-Луга» планирует потратить на строительство терминалов и морского логистического центра, площадь которого составит 100 га. Если сейчас грузооборот порта составляет порядка 10 млн тонн грузов, то после реконструкции этот показатель увеличится как минимум в два раза.

Под госгарантии «Компания  Усть-Луга» планирует разместить облигации на сумму до 10 млрд рублей на срок погашения до семи лет. Кроме того, под гарантии правительства Ленинградской области компания собирается выпустить ценные бумаги на сумму до 2 млрд рублей со сроком до пяти лет.

«Наша инфраструктура достигла критического состояния, она нуждается в массированных, долгосрочных инвестициях, – говорит заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Александра Синенко. – Нужно искать средства на рынке ценных бумаг».

По оценке «ВТБ Капитал», России необходимо потратить более 1 трлн долларов на модернизацию транспортной системы в течение ближайших десяти лет. При этом займы под госгарантии могут стать дополнением или заменой традиционному банковскому финансированию.

«Идея инфраструктурных бондов родилась из-за кризиса, говорит глава инвестиционного комитета правительства Санкт-Петербурга Алексей Чичканов. – Стало понятно, что наладить финансирование крупных инфраструктурных проектов без дополнительных гарантий со стороны государства очень трудно».

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что время для размещения бондов компании выбрали удачно. «Рынок сейчас в хорошей ситуации. Риски, конечно, есть, но они носят макроэкономический характер. Ликвидности на рынке сейчас много, деньги куда-то вкладывать нужно, а ставки по российским инфраструктурным бондам выше среднемировых. Я смотрю оптимистично на возможности компаний привлечь средства на инфраструктурные проекты», утверждает эксперт.

По его словам, так как подобные бумаги отличаются доходностью на уровне 79% и за счет гарантий государства являются практически безрисковыми, их наверняка приобретут пенсионные фонды, ВЭБ и крупные частные банки. Могут заинтересоваться инфраструктурными облигациями Росавтодора и иностранные игроки. «Не исключено, что хедж-фонды захотят инвестировать часть своих средств в такие облигации», предполагает Александр Осин.

По словам Александра Осина, инфраструктурные облигации могут стать базой для модернизации страны. Правительство, таким образом, находит новый драйвер для роста экономики, реформирует реальный сектор, привлекая средства частных инвесторов.

Напомним, что еще в марте 2010 года премьер-министр России Владимир Путин заявил о том, что правительство выделит госгарантии под строительство платных трасс. В результате концессионеры могут заключать с Минфином договор на предоставление государственных гарантий для размещения финансовых инструментов на рынке. При этом покупателями облигаций могут выступать как российские, так и зарубежные банки.

Текст: Константин Кобяков

Вам может быть интересно

В горящем цехе в Петербурге обрушилась крыша
Темы дня

«Русский закон» раскроет грузинских иноагентов

«Я наложила вето на «русский» закон», заявила президент Грузии и отклонила документ, который стал в последние дни причиной жестокого политического противостояния на улицах Тбилиси. При этом на самом деле Саломе Зурабвишвили обманывает своих сограждан: ничего «русского» в этом законе нет. О чем идет речь и какова в итоге судьба этого документа?

В Армении возник таран для смещения Пашиняна

Лидер протестного движения в Армении архиепископ Баграт Галстанян заявил о поддержке своей кандидатуры на должность премьер-министра вместо Никола Пашиняна. Галстанян стал главным лицом протеста после договоренностей Армении и Азербайджана о демаркации границы. Почему именно священнослужитель стал главным оппозиционером страны и каковы его шансы в противостоянии с Пашиняном?

Лавров обозначил условия для диалога с Западом

США делают новый шаг для превращения космоса в зону боевых действий

В Киргизии рассказали о причине массовых беспорядков с участием иностранцев

Новости

Уроженец Украины запустил над Рейхстагом беспилотник с флагом России

Уроженец Украины запустил на 9 мая над Рейхстагом беспилотник с флагом России, информацию об этом опубликовали только спустя несколько дней, возбуждено уголовное дело, пишет немецкая газета Tagesspiegel.

Ходорковский назвал сроки потери Украиной Харькова и Одессы

В соцсетях распространилось видео, на котором покинувший страну бизнесмен Михаил Ходорковский, признанный иноагентом в РФ, предупреждает немецкую аудиторию в Берлине, что с учетом сложившейся военной и экономической ситуации Украина и Запад фактически уже проиграли «войну с Россией».

Генерал ВСУ: Украинские чиновники выставили на посмешище Зеленского в Харькове

Чиновники, которые заявляли о крепкой обороне украинских войск в Харьковской области, подставили президента страны Владимира Зеленского, заявил отставной генерал ВСУ Сергей Кривонос.

Зеленский потребовал более ста самолетов F-16 для «паритета» в воздухе

У Украины есть четверть необходимого вооружения для ПВО, а для обеспечения «паритета» в воздушном пространстве Киеву нужно от 120 до 130 современных самолетов, в частности, истребителей F-16, заявил в интервью AFP украинский президент Владимир Зеленский.

Лавров раскрыл детали переговоров Путина и Си Цзиньпина

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсуждали на переговорах инициативу Пекина о глобальной безопасности, заявил глава МИД Сергей Лавров на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

Крупный пожар произошел в цехе с полиэтиленом в Петербурге

В субботу в Приморском районе Петербурга произошел пожар на территории цеха с полиэтиленом, площадь возгорания достигла 400 кв. метров, сообщило МЧС России.

В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в Северную Корею

Подготовка к поездке президента России Владимира Путина в КНДР «идет своим ходом», заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

WP: Запад недооценил военную и экономическую составляющую России

Россия сумела сохранить стабильность экономики и армии, несмотря на ожидания Запада, пишет американская газета Washington Post в редакционной статье.

Один из лучших летчиков ВСУ ликвидирован в зоне СВО

Российские военнослужащие ликвидировали в зоне специальной военной операции украинского летчика Дениса Василюка, который считался одним из лучших летчиков ВСУ.

Суд назвал «безнравственным» перевод IKEA 12,9 млрд рублей за границу

Арбитражный суд Московской области по иску ФНС признал перевод структурой IKEA 12,9 млрд рублей за границу «противной основам правопорядка или нравственности».

В Госдуме рассказали о значении освобождения Старицы

Взятие села Старица в Харьковской области позволило российским силам полностью перекрыть поставки боеприпасов и резервов украинским войскам в Волчанск, заявил координатор по межпарламентским связям с парламентом ЛНР, депутат Госдумы Виктор Водолацкий.

Число пострадавших при обстреле Скадовска со стороны ВСУ выросло до 15 человек

Количество пострадавших в результате обстрела города Скадовск со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) увеличилось до 15 человек, сообщила пресс-служба губернатора Херсонской области Владимира Сальдо.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?