Опережая план
Сегодня мы практически по всем спорным вопросам достигли компромиссных решений
В пятницу премьер-министр Владимир Путин принял участие в заседании совета министров РФ и Белоруссии и встрече глав правительств стран Таможенного союза (ТС). После переговоров глава правительства дал пресс-конференцию, в ходе которой сделал ряд заявлений, некоторые из которых заслуживают отдельного внимания.
Во-первых, премьер отдал должное созданию Единого экономического пространства, которое, по его словам, идет быстрее, чем планировалось.
«Совместно с белорусскими и казахстанскими партнерами мы приняли решение ускорить подготовку запуска этого механизма, сформировать необходимую нормативную базу до 1 января 2011 года, а не в два этапа, как это предполагалось сделать ранее», – сообщил Путин.
Говоря о ВТО, премьер пояснил, что Москва не настаивает на одновременном вступлении во Всемирную торговую организацию всех стран – участниц Таможенного союза. По его словам, изначально речь шла о двух вариантах – одновременном вступлении и о согласовании общих принципов вступления. «Договорились согласовать принципы. Так и действуем», – отметил Путин, слова которого приводит ПРАЙМ-ТАСС.
Нефтегазовый компромисс
Россия достигла компромиссных решений по всем спорным моментам в нефтегазовых вопросах со странами Таможенного союза, сообщил глава российского правительства. «Сегодня мы практически по всем спорным вопросам достигли компромиссных решений», – подчеркнул он.
Речь, в частности, идет о ввозных пошлинах на нефть в Белоруссию, а также условий поставок газа. «После подписания и ратификации белорусской стороной пакета соглашений мы отменяем ввозные таможенные пошлины на нефть сырую», – уточнил Путин.
При этом премьер признал, что было бы лучше вывести все нефтяные и газовые вопросы за соглашение о Таможенном союзе. «Но если уж мы формируем единое экономическое пространство, то, как многократно говорили представители Белоруссии, мы должны создавать равные условия для хозяйствующих субъектов», – сказал Путин.
История конфликта
Напомним, конфликт двух стран из-за пошлин на нефтепродукты начался в начале года: Белоруссия заявила, что Россия нарушает условия поставок.
Суть проблемы заключается в том, что Белоруссия ежегодно получает от России около 20 млн тонн нефти, из которых на внутреннее потребление идет порядка 6–7 млн тонн, а остальное перерабатывается на местных НПЗ и реэкспортируется в Западную и Восточную Европу по уже совершенно другим ценам. Что, естественно, «подпитывает» госказну Белоруссии за счет России.
Таможенные пошлины с Белоруссией на газ у нас вообще не приняты Это эксклюзив, подарок со стороны российского бюджета
С начала 2010 года Москва решила приостановить «субсидирование» Белоруссии, что очень не понравилось Минску. Россия предложила следующий вариант: беспошлинно Белоруссия будет получать только нефть для внутреннего потребления (6,3 млн тонн), а остальное черное золото станет облагаться пошлинами на общих основаниях. Однако и это Белоруссию не устроило.
Спор о нефтяных пошлинах довел Минск до суда. В начале октября суд СНГ посоветовал России ввести мораторий на пошлины на нефтепродукты для Белоруссии, правда, решение судей носило рекомендательный характер. Эксперты говорили, что Россия может его просто проигнорировать.
Пошлины «отменить вообще»...
Путин, между тем, заверяет, что как только все документы по единому экономическому пространству будут подписаны, Россия отменит таможенные пошлины на нефть.
«После подписания всего пакета документов, которые должны быть положены в основу создания единого экономического пространства, Россия взяла на себя обязательства отменить вообще все вывозные экспортные таможенные пошлины на нефть сырую. Это будет исполнено», – подтвердил он.
Что касается пошлин на нефть с Белоруссией, то они, по признанию Путина, «действуют, но не в полном объеме». «Пошлина берется с того объема, который формирует экспортный потенциал», – уточнил он.
Вполне справедливо, особенно если учитывать, что «таможенные пошлины с Белоруссией на газ у нас вообще не приняты». «Это эксклюзив, подарок со стороны российского бюджета», – отметил премьер.
...но газ по контракту
Если по всем «неудобным» для Белоруссии пошлинам вопрос фактически уже решен, то вопрос газовой цены будет будоражить Минск еще долго. Как заявил Путин, цены на газ для Белоруссии в 2011 году должны соответствовать ранее подписанному контракту.
Таким образом, премьер отказал Минску в просьбе снизить цены на топливо уже в следующем году. Какой именно скидки просила Белоруссия, неизвестно. Накануне замминистра экономики Белоруссии Анатолий Филонов говорил только о том, что надеется на снижение цен.
А вот для Киева, похоже, еще не все потеряно. Украина неоднократно настаивала на пересмотре формулы цены на газ.
В начале сентября этот вопрос вновь поднял премьер-министр Украины Николай Азаров. «То соглашение, которое подписала (бывший премьер Юлия) Тимошенко с формулой 450 долларов, и в формуле 450 долларов сразу же ставится за основу, – эта формула не отвечает реалиям сегодняшнего рынка, – заявил он. – Поэтому мы будем искать аргументы – у нас еще есть время – убеждать наших российских партнеров, и я думаю, что мы найдем компромиссное решение».
Долго убеждать российских партнеров начать искать компромисс не пришлось. Как заявил журналистам в пятницу глава Минэнерго РФ Сергей Шматко, Россия в настоящий момент «рассматривает предложение украинской стороны о подходах по изменению принципов ценообразования», хотя исходит из того, что существующий контракт «должен быть выдержан».
«Времена меняются, меняются финансово-экономические условия. У нас все-таки кризис был (на момент подписания контракта)», – отметил чиновник, добавив, что позиция российской стороны по данному вопросу «максимально доброжелательна и конструктивна».