Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) сообщила, что поставки молочных продуктов с ряда литовских предприятий ограничиваются с 17 августа «в связи с выявлением запрещенных и вредных веществ».
Запрет на ввоз продукции дискредитирует не только производителей молока, но и Литву в целом
При этом пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко сообщил РИА «Новости», что запрет коснулся только четырех предприятий из примерно двух десятков поставщиков. «Во всех четырех случаях были обнаружены остатки тетрациклина», – сказал он.
Как долго будут действовать ограничения, пока неизвестно.
Газета ВЗГЛЯД попросила президента группы компаний «Русские Фермы», председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко прокомментировать сложившуюся ситуацию.
– Что известно о качестве литовского молока? Были ли у России какие-либо претензии к местным производителям ранее?
– На самом деле многие импортеры привыкли к тому, чтобы тот объем продукции, который по тем или иным причинам не проходит в страны ЕС и не соответствует требованиям к качеству собственного рынка, «двигать» в сторону России.
Это относится, к примеру, к российскому импорту экзотических сыров, так называемого премиум-класса. Нужно понимать главное: всегда есть добросовестные производители и недобросовестные.
Россельхознадзор поступил очень правильно. Наша страна сейчас находится на том этапе, когда уже может обеспечить себя сырами массового потребления. Поэтому действия контролирующего органа можно расценить как попытку повысить качество ввозимой продукции и защитить отечественного производителя.
Россия заняла жесткую, но оправданную позицию. Ввозить в страну молоко (молочные продукты) коров, которые больны – а лечат их именно антибиотиками, – недопустимо. Такое молоко не сдают на переработку. Однако в погоне за прибылью недобросовестные производители смешивают это молоко с хорошим молоком. Желающих таким способом подзаработать в кризис только прибавляется.
В этом смысле действия Россельхознадзора более чем оправданны, тем более что это решение никак не отразится на российском потребителе – ни с точки зрения качества, ни с точки зрения дефицита молочной продукции.
– А если говорить в целом, может быть, требования Россельхознадзора к качеству ввозимой продукции действительно слишком строги? Насколько известно, стандарты ЕС допускают наличие некоторых остатков антибиотиков в молоке…
– В моем понимании, объективных причин для того, чтобы отправлять на переработку молоко, содержащее антибиотики, нет. К примеру, я как тот же производитель молока использую это молоко в качестве корма для телят и на переработку не отправляю.
– Поможет ли эта мера российским производителям?
– Честно говоря, доля молочных продуктов, импортируемых из стран Прибалтики, на российском рынке несущественна. По сути, Россельхознадзор дал сигнал для всех остальных импортеров. Мы за справедливую конкуренцию, и мы даем понять, что отечественная продукция всегда будет качественнее и дешевле, чем та, которая ввозится в страну.
– То есть доля литовской продукции тоже незначительна?
– По крайней мере она легко восполнима за счет того же импорта из Белоруссии или Украины, например. Это не тот объем, который может как-то повлиять на российский молочный рынок. Это, скорее, повлияет на импортеров, которые работают с литовцами. Согласитесь, запрет на ввоз продукции дискредитирует не только производителей молока, но и Литву в целом. Россия дала предупредительный выстрел в воздух.
– Иными словами, вы считаете, что импорт молочной продукции необходимо ужесточать?
– Россия вполне способна сама обеспечить себя этой продукцией. Любая страна мира в условиях кризиса будет защищать отечественного производителя. Если ты поставляешь продукцию на чужой рынок, будь готов к тому, что там с тебя могут спросить. Правила едины для всех.
– Не кажется ли вам, что действия Россельхознадзора – это лишь некий политический маневр? Достаточно вспомнить «молочную войну» с Белоруссией.
– Есть политика, а есть государственные интересы. Я не политик и не могу рассматривать эту ситуацию с данной точки зрения. Но если говорить о государственном интересе, то, на мой взгляд, Россия должна и обязана защищать своего производителя. И меры, на которые идет Россельхознадзор, в этом смысле вдвойне оправданны.