Опасения по поводу уровня российского долга сильно преувеличены, сегодня особенно привлекательны российские облигации, в частности государства и компаний-экспортеров, говорится в обзоре инвестиционной компании ИК «Тройка диалог».
Доля безнадежных кредитов в 2009 году едва ли вырастет до неприемлемых уровней
В отличие от стран Восточной Европы, где происходит обвал валют и банковской отрасли в результате чрезмерной закредитованности экономики, у России достаточно средств для того, чтобы пережить потрясения, считают аналитики «Тройки диалог».
По их оценкам, в России валютные активы государства и частного сектора экономики составляют 622 млрд долларов, значительно превышая объем валютного внешнего долга. За последние два месяца он значительно сократился, достигнув 367 млрд долларов.
Пик платежей по внешнему долгу был пройден в IV квартале 2008 года. И системных трудностей при погашении 122 млрд долларов, которые предстоит выплатить в ближайшие 12 месяцев, не возникнет, считают аналитики компании.
В обзоре также отмечается, что сокращение золотовалютных резервов было, по сути, перераспределением валюты от государства частному сектору для снижения долговой нагрузки и накопления ликвидных валютных активов. При этом аналитики полагают, что долговая нагрузка частного сектора невысока.
Инвесторам следует опасаться не системных рисков, а специфических рисков отдельных компаний. Так, наиболее серьезные проблемы с выплатой долгов могут возникнуть у компаний, ориентированных на внутренний рынок. По оценке аналитиков, предприятия этой категории должны в общей сложности 38 млрд долларов иностранным банкам и 75 млрд долларов – российским.
Именно предприятиям данной категории стоит готовиться к банкротствам и вынужденной реструктуризации долга.
В остальном ситуация выглядит вполне неплохо. Согласно прогнозам специалистов «Тройки диалог», доля безнадежных кредитов в 2009 году едва ли вырастет до неприемлемых уровней. Во-первых, объясняют они, в абсолютном выражении объем заимствований (в том числе валютных) сравнительно невысок, а во-вторых, половина активов банковского сектора подконтрольна государству.
У одной компании может быть огромный внешний долг и при этом практически отсутствовать валютные активы
«Поэтому вероятность кардинального ухудшения качества кредитов невелика. Сейчас доля просроченных кредитов равна 2,8%, и при сохранении текущей динамики к концу года она может достичь 6–7%. На наш взгляд, 10-процентный уровень – это максимально возможное значение, а никак не минимальное», – говорится в обзоре «Тройки».
Банковский сектор РФ устойчив, подчеркивают аналитики: резервы вдвое превышают объем просроченных кредитов, чистая процентная маржа составляет 4–5%, а достаточность капитала (17%) на 5 процентных пунктов выше обязательного уровня. Для того чтобы отрасли потребовались системные вливания ликвидности, доля просроченных кредитов должна будет достичь 14–15%.
Валютных активов в банковском секторе больше, чем валютных пассивов, а на долю валютных кредитов компаниям, ориентированным на внутренний рынок, приходится лишь 15% совокупного объема. Кроме того, государство уже предоставило банкам достаточно средств для замещения иностранного капитала, говорится в обзоре.
По словам финансового аналитика FxPro Александр Купцикевича, под валютными активами чаще всего понимаются ликвидные инструменты, спрос и предложение на которые позволяет быстро как купить их, так и продать. Эксперт склонен доверять мнению аналитиков «Тройки Диалог».
По мнению директора Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елены Матросовой, соотношение доли валютных активов и внешнего валютного долга может принципиально не совпадать. «Например, у одной компании может быть огромный внешний долг и при этом практически отсутствовать валютные активы. То есть резервы есть не у тех, кто должен платить по внешним займам. Естественно, перед ними встанет угроза банкротства», – пояснила она газете ВЗГЛЯД.
Вопрос даже не в самом долге, уверена Матросова. «Вопрос в торговом балансе, у нас сальдо может уйти в отрицательную зону, при этом волатильность на всех сегментах финансового рынка остается высокой», – отметила она.
Эксперт считает, что аргументы аналитиков «Тройки диалог» могли быть гораздо весомее, если бы были подкреплены конкретные фактами: открытием кредитных линий российским компаниям, примерами реструктуризации долгов и так далее.
«Ликвидные активы государства составляют от силы 30%, а все остальное может быть глубоко «закопано», – сказал она. Возникают вопросы и в отношении объема внешнего долга.
«Только в апреле компаниям предстоит отдать 130 млрд долларов», – напомнила Матросова.