Во втором квартале текущего года Россия стала мировым лидером по экспорту сырой нефти и продуктов ее переработки, опередив Саудовскую Аравию, которая в последние месяцы отстает от РФ и по объему производства черного золота.
Добывать больше мы физически пока не сможем. Падающую добычу месторождений компенсировать особенно нечем
Добыча нефти в нашей стране в сентябре выросла на 0,4% по сравнению с августом до 10,01 млн баррелей в сутки.
Однако аналитики Bernstein Research считают, что восстановление объемов добычи после спада в 2008 году – лишь временный всплеск, возникший благодаря началу эксплуатации восьми новых месторождений.
Имеющий место рост добычи, притом что восемь новых месторождений добавили 640 тыс. баррелей к ежедневной добыче, – «не такое уж большое достижение и не является началом тенденции к росту», отмечает старший аналитик по нефтяному рынку Клинт Освальд.
«Поскольку на 2010 год запланирован ввод в строй лишь одного крупного месторождения, а объем буровых работ снижается, мы ожидаем сокращения добычи нефти в России в ближайшее время», – приводит его слова Reuters. Освальд ожидает снижения базовой добычи на 3–4%.
Впрочем, проблема «кризиса месторождений» актуальна не только для России. Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) предупреждало, что основные нефтяные месторождения прошли свой пик производительности. В следующем году в случае быстрого роста экономики на фоне падения добычи цены на сырье моментально взлетят. Мир может ожидать жестокий нефтяной кризис, прогнозирует МЭА.
По данным агентства, мировые инвестиции в разработку месторождений и производство нефти снизились в 2009 году по сравнению с прошлым годом на 20%, или на 100 млрд долларов. При этом их роста в 2010 году пока не предполагается.
Представители отрасли полагают, что рекордная добыча сентября знаменует окончание бурного роста. «Добыча в России может продолжить постепенный рост, превышая 10 млн баррелей в сутки, но темпы роста будут далеки от тех, что мы наблюдали в начале нынешнего века», – сказал главный экономист ВР Кристоф Руль.
Предыдущий рекорд российской добычи – 9,93 млн баррелей в сутки – был достигнут в октябре 2007 года. В 2003 году был зарегистрирован рекордный ежегодный рост добычи в 11%. В этом году добыча росла во многом за счет ввода в последние два года в эксплуатацию новых месторождений: Ванкорского Роснефти, Южного Хыльчую ЛУКОЙЛа и Верхнечонского TНК-BP.
Министерство энергетики РФ разработало энергетическую стратегию России до 2030 года. Ожидается, что к 2030 году нефтедобыча в стране будет доведена до 530 млн тонн, а добыча газа составит 880–940 млрд кубометров.
По мнению начальника аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, в ближайшие 1–3 года динамика добычи нефти в России не будет существенной. «Добывать больше мы физически пока не сможем. Падающую добычу месторождений компенсировать особенно нечем. Запуск новых крупных месторождений требует большого времени и еще больших денег», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Рост добычи в нашей стране, по его словам, возможен только при дальнейшем существенном росте цен на нефть, в чем есть большие сомнения. «В этом смысле очень опасно безоглядно вовлекаться в масштабные инвестиционные проекты. Прошедшее в 2008 году обвальное снижение цен на нефть заставит нефтяные компании и инвесторов быть гораздо осторожнее», – считает Подлевских.
С другой стороны, и дефицита нефти (дефицита в том смысле, что при наличии желающих потреблять черное золото по достойным ценам возможности добыть эту нефть нет) в ближайшие годы не будет даже при гипотетическом росте ее потребления на 10%.
Многое, безусловно, будет зависеть от ценовой динамики. «При этом перспективы существенного роста потребления в одних странах и регионах ограничиваются возможностями наращивать потребление нефти другими странами. А вот добыча нефти имеет возможность быть весьма заметно увеличенной. Напомним, что только страны – члены ОПЕК имеют резерв наращивания мощности на 4–5 миллионов баррелей в сутки. Даже главный импортер нефти – США – тоже может заметно увеличить добычу», – резюмировал аналитик.