Владимир Путин может ограничить иностранные инвестиции в российскую экономику.
Президент во время визита в Объединенные Арабские Эмираты предупредил, что в России может быть принят соответствующий закон.
Если так дело пойдет дальше, мы будем вынуждены предпринять шаги для защиты своих интересов
«Если так дело пойдет дальше, мы будем вынуждены предпринять шаги для защиты своих интересов», – заявил Владимир Путин.
По словам президента, такой закон может быть принят по примеру США, которые законодательно ограничили участие иностранцев в национальной экономике. Аналогичные меры обсуждают европейские страны. Президент отметил, что в некоторых случаях решения об ограничении иностранных инвестиций напрямую касаются российских вложений.
Владимир Путин рассказал, что обсуждение такого закона дается непросто. «Мы в России долго дискутировали о необходимости принятия закона такого рода у нас. До сих пор мы сдерживали этот процесс», – отметил президент.
В соответствии с законом, принятым в США, контролировать иностранные инвестиции будет национальная разведка США. В марте 2007 года палата представителей конгресса единогласно одобрила законопроект, предусматривающий усиление государственного контроля иностранных инвестиций в американскую экономику.
Все крупные сделки с участием иностранцев будут проверяться спецслужбами. В частности, мониторинг будет проводить национальная разведка США. К процессу подключится лично директор национальной разведки Майк Макконнелл.
Таким образом американские власти собираются предотвратить уход под иностранный контроль американских предприятий и компаний, деятельность и продукция которых важны для национальной безопасности США.
Экономисты давно отмечают рост инвестиционной привлекательности России для иностранных бизнесменов.
В первом полугодии текущего года в экономику России поступило 60,3 млрд долларов иностранных инвестиций. Это в 2,6 раза больше, чем в прошлом году.
Больше всего в Россию вкладывали Великобритания, Нидерланды, Кипр, Люксембург, Швейцария, Франция, Германия, Ирландия, США. На долю этих стран приходилось 86,3% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых – 85,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Ограничение инвестиций в стратегические отрасли в России готовится давно. «В частности, действует сложный механизм при покупке иностранцами более 50% акций компаний, работающих в стратегических отраслях, нерезиденты также не могут получить контроль на разработку стратегических месторождений», – напомнил аналитик ВТБ-24 Станислав Клещев.
«Это уже отработано и сейчас принимает законодательные черты. До этого механизм ограничений был не прописан, сейчас станет более формализованным», – говорит Станислав Клещев.
По его словам, негативного воздействия на имидж страны не последует. «Инвестор может оценить свои шансы на покупку сразу. Это лучше, чем купить контроль и столкнуться с противодействием государства», – отмечает Станислав Клещев.
Как будет работать окончательный механизм контроля иностранных инвестиций и кто будет его осуществлять, еще не решено. В Службе внешней разведки говорят, что в ведомство не поступали официальные материалы о законопроекте. «Нет смысла говорить о документе, который пока находится на стадии обсуждения», – резюмировал представитель СВР.
Генеральный директор компании «Антанта Капитал» Евгений Коган уверен, что ограничения, которые имеет в виду президент, коснутся стратегических отраслей экономики и не окажут непосредственного влияния на российский фондовый рынок.
«Многие российские компании торгуются за рубежом, где их можно купить. Если же ограничения будут серьезными, вырастет спрос на бумаги локальных компаний», – уверен господин Коган.
Представители иностранных компаний, работающих в России, спокойны, так как окончательно законопроект еще не утвержден.
«Мы всегда работали и работаем в соответствии с законодательством России, – говорит официальный представитель концерна BP в России Владимир Буянов. – Сейчас закон об иностранных инвестициях обсуждается. Когда его примут, мы поймем, как эта инициатива отразится на деятельности корпорации. Принимать законы – суверенное право государства».
«Европейский банк реконструкции и развития, как и другие международные финансовые организации, всегда стремится к отмене внешнеторговых барьеров, либерализации экономики и переходу к рыночным отношениям», – говорит официальный представитель российского офиса ЕБРР Ричард Уоллис.
В Shell и Morgan Stanley отказались от комментариев.