Роман Абрамович наладил производство генно-инженерного инсулина в Уфе. Выпуск осуществляет завод «Фармстандарт-Уфавита». По данным на начало 2007 года, 100% акций материнской компании завода принадлежало кипрскому оффшору Augment.
Экономика перевода диабетиков на другой инсулин теоретически должна быть проанализирована – ведь это включает стоимость дополнительного врачебного наблюдения каждого пациента как минимум
Председатель совета директоров «Фармстандарта» Виктор Харитонин владел 49% акций компании, топ-менеджер Егор Кульков – 21%, Роман Абрамович – 17%, Евгений Швидлер – 6%, Millhouse Capital (управляет непрофильными активами бывших акционеров Сибнефти, в том числе Романа Абрамовича) – 7%. На прошлой неделе «Фармстандарт» завершил размещение акций на бирже. Продав 40%, компания выручила 880 млн долларов.
Сейчас российских больных обеспечивают инсулином концерны Novo Nordisk, Sanofi-Aventis, Eli Lilly, Tonghua Dongbao Pharmaceutical, «Биотон» (Польша), ИБХ РАН и «Фармстандарт» (оба российские). Емкость рынка инсулина по состоянию на 2006 год достигла 158 млн долларов. Из них 152,36 млн долларов (97%) приходилось на импортный препарат, а на отечественных производителей – 5,092 млн долларов (3%).
При этом спрос на генно-инженерный инсулин – 88,53 млн долларов (95%) благодаря импортным поставкам, и 5,091 млн долларов (5%) обеспечивают российские предприятия. Сейчас доля «Фармстандарта» составляет 3,1%. Менеджмент просчитался. При выводе продукта на рынок планировалось, что через год доля препарата на рынке составит 10%.
«Некоторое отставание от первоначальных планов вызвано затянувшимися испытаниями и проверками нашего инсулина и тем фактом, что контракты на поставку инсулина уже
были оформлены, пересматривать их и заключать с новым поставщиком было неудобно», – объясняет заместитель генерального директора по маркетингу и продвижению
«Фармстандарта» Дмитрий Кудлай.
По словам директора по маркетинговым исследованиям центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, у российских производителей есть возможность потеснить зарубежных конкурентов. В частности, благодаря специфике рынка сбыта инсулина. «Препарат реализуют в рамках программы ДЛО, которая финансируется на госсредства, – говорит эксперт. – Но нельзя сбрасывать со счетов иностранных поставщиков, которые делят 90% рынка».
Российские компании стараются попасть под действие модной в последнее время государственной программы импортозамещения. В частности, в рамках обсуждения импортозамещения в области производства лекарств министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов отмечал, что в России уже налажено производство генно-инженерного инсулина.
Давид Мелик-Гусейнов считает, что до последнего времени менеджменту «Фармстандарта» не удавалось сосредоточиться на инсулиновом бизнесе. Компания готовилась к размещению акций на бирже и скупала популярные бренды
(«Арбидол». – Ред.), в связи с чем, возможно, инсулину уделялось меньше внимания. «Но 2007–2008 годы будут определяющими для нового препарата», – полагает эксперт.
«В этой ситуации почти все решается на государственном уровне, так как инсулин в основном реализуется через федеральную программу дополнительного лекарственного обеспечения. Если льготников переведут на отечественные препараты, российские производители выиграют», – уверена директор департамента маркетинговых исследований RMBC Виктория Соколова.
Перспективы проекта эксперты оценить затрудняются. В фармацевтике, как в отрасли, имеющей особое социальное значение, многое зависит от чиновников.
«Экономика перевода диабетиков на другой инсулин теоретически должна быть проанализирована – ведь это включает стоимость дополнительного врачебного наблюдения каждого пациента как минимум. Но станет ли это препятствием в данном случае, зависит от решения чиновников – сейчас активно внедряются протекционистские меры: в заявке ДЛО теперь должно быть не менее 30% отечественных препаратов, есть планы законодательно ограничить финансирование госзакупок зарубежных лекарств при наличии собственного производства», – объясняет Виктория Соколова.