Роснефть может реализовать часть активов, которые ранее приобрела на аукционах по продаже имущества ЮКОСа. Госкорпорация рассматривает возможность продажи Ангарской НХК, рассказал газете ВЗГЛЯД инвестиционный банкир, пожелавший сохранить анонимность.
Такая информация не поступала в пресс-службу. Поэтому никаких уточнений не будет», - заявила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Сургутнефтегаза Раиса Ходченко
По его словам, на Ангарский нефтеперерабатывающий завод приезжала делегация из Сургутнефтегаза. «Это было больше месяца назад», – рассказал осведомленный источник. В компании не раскрывают цель визита на НПЗ и даже не подтверждают факт присутствия своих сотрудников на предприятии. «Такая информация не поступала в пресс-службу. Поэтому никаких уточнений не будет», – заявила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Сургутнефтегаза Раиса Ходченко. Представитель Роснефти от комментариев отказался.
Инвестбанкир не удивлен возможной продажей Ангарского завода. «Сейчас это убыточный актив. Его надо грузить и грузить. Роснефти он по большому счету не нужен. Для Сургутнефтегаза это тоже проблема. Похоже, Роснефть просто нашла потенциального покупателя на проблемный актив. Хотя, может быть, завод купит кто-нибудь еще», – замечает источник.
Дмитрий Александров, аналитик компании Financial Bridge уверен, что, если сделка произойдет, «она укажет на предстоящую покупку Сургутнефтегаза Роснефтью». В этом случае Роснефть фактически продает НПЗ самой себе. Сейчас этот актив неэффективен, отмечает аналитик. Несмотря на его высокую уставленную мощность (19,2 млн тонн в год), фактически предприятие перерабатывает 9 млн тонн нефти в год. По мнению господина Александрова, чтобы повысить глубину переработки, НПЗ нужна модернизация. «В первую очередь необходима новая установка гидрокрекинга», – говорит эксперт. «Установка этого оборудования и остальные улучшения, способные повысить переработку до 15 млн тонн в год, обойдутся примерно в 4 млрд долларов», – констатирует специалист. Деньги есть у Сургутнефтегаза. «Свободных средств на счетах нефтяной компании – 20 млрд долларов, – поясняет эксперт. – Но и планов по их вложению немало.
Сургутнефтегазу нужно 1–2 млрд долларов в год на модернизацию Киришинефтеоргсинтеза, на строительство НПЗ «Кириши-2» – не менее 6 млрд долларов, а теперь еще и Ангарский НПЗ поднимать надо».
Чистая прибыль предприятия растет – в 2004 году она составила 44,8 млн долларов, в 2005-м – 80 млн долларов, а в 2006-м – 126 млн долларов. Эксперт оценивает актив, исходя из фактического объема его переработки, в 1,2 млрд долларов.
Возможную покупку Ангарского НПЗ Сургутнефтегазом начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев тоже связывает со слиянием Роснефти и Сургутнефтегаза. «Сразу после президентских выборов будет объединение этих компаний по модели «ЮКОС – Сибнефть», – уверен эксперт. – Сейчас Роснефти нужно возвращать долги, а покупатель скупиться не будет».
Сколько денег за НПЗ готов выложить Сургутнефтегаз, господин Разуваев предположить затруднился, но отметил, что «у этой компании дефицит между добычей и переработкой, который предстоит устранить».
По данным аналитика, еще одну часть долга Роснефть сможет вернуть после продажи своих ценных бумаг, купленных на аукционе у ЮКОСа.
«Речь идет о 9,44% акций, которые находятся на балансе «РН-Развития» (компании, аффилированной с Роснефтью. – Ред.), – поясняет эксперт. – По неофициальным данным, этот пакет собираются продать китайской CNPC».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, участники рынка предполагают, что часть активов, попавших к Роснефти, может выкупить Газпром. Осведомленные источники говорят об интересе «Газпром нефти» (нефтяная «дочка» Газпрома. – Ред.) к Томскнефти. «Маловероятно, что Роснефть поделится с Газпромом частью купленных активов ЮКОСа. Но если это произойдет, капитализация Роснефти может снизиться», – говорится в записке аналитиков лондонского офиса Merrill Lynch.