– Анатолий Анатольевич, как вы оцениваете состояние законодательной базы, которая регламентирует работу управляющих?
– В целом российское законодательство в сфере доверительного управления, особенно относительно инвестиционных фондов, – одно из самых четко прописанных на финансовом рынке.
Любая компания хочет иметь одно лицо для всех клиентов. Может быть, диверсификация продуктов и выгодна для управляющего, но клиенту этого не объяснить
– Менять ничего не нужно?
– Идеальной законодательной базы никогда не бывает. В настоящее время баланс интересов смещен в сторону инвестора и слишком сильно ограничивает управляющего. Закон не учитывает того, что далеко не все инвесторы относятся к категории пожилых людей, которые ничего не понимают в рынке и требуют усиленной защиты. Существует много клиентов с состоянием. Они хотят инвестировать в более рискованные стратегии. И им надо это позволять. Существование таких инвесторов развивает управляющих – они разрабатывают сложные инвестиционные продукты и дают инвесторам доступ на те рынки, которые раньше были закрыты – иностранные, например.
Если бы понятие «квалифицированного инвестора» было четко определено в законе, мы смогли бы предложить подобным клиентам не только индивидуальные счета доверительного управления, но и инвестиционные фонды. В такой ситуации количество фондов у нас выросло бы вдвое, как и объемы привлеченных средств. Сейчас работа над поправками с уточнением понятия квалифицированного инвестора активно идет, и мы это приветствуем.
В отличие от четко прописанного закона о паевых инвестиционных фондах, счетам индивидуального доверительного управления на данный момент посвящено несколько абзацев в Гражданском кодексе. А у нас на индивидуальные счета частных и корпоративных клиентов приходится почти 1,5 млрд долларов. Корпоративного клиента сложно завести в инвестиционные фонды. К тому же объем институциональных средств под управлением продолжает расти. Очень важно появление закона о доверительном управлении наподобие закона об инвестиционных фондах, очень качественного и подробного.
– Управляющим дают участвовать в законотворчестве?
– В вопросе законотворчества активную позицию занимает Национальная лига управляющих, которая представляет интересы индустрии доверительного управления. В частности, поправки к закону об инвестиционных фондах – это продукт взаимодействия регулятора с Лигой. Управляющие взаимодействуют с государством. Говорят, что им мешает, что следовало бы изменить.
– Вы полностью сформировали собственную команду управляющих? Не ощущаете дефицит кадров?
– Основной задачей, которая стояла перед нами в прошлом году, было быстро сформировать команду в условиях катастрофического дефицита кадров. Мне кажется, мы с этой задачей справились. Объединили людей, пришедших из УК «Альфа-Капитал», Газпромбанка, МДМ-Банка, «Ренессанс Капитала» и PWC. У каждого из них за плечами многолетний опыт работы на рынке капиталов. Судя по объему средств, которые доверили нам международные инвесторы, можно считать, что эта команда отвечает международным стандартам.
Тем не менее дефицит кадров очень ощущается. Он особенно тяжел, когда бизнес растет.
Приходится растить кадры собственными силами. Это, безусловно, требует времени.
Мы работаем во многих областях, в которых ни у кого нет практического опыта. Например, в Москве можно пересчитать по пальцам профессионалов, которые способны провести презентацию перед сотней международных инвесторов и которые смогли бы компетентно отвечать на сложные и порой очень специфические вопросы в течение трех часов. Для этого нужна не только серьезная теоретическая база, но и практический опыт общения с международными инвесторами. Бизнес постоянно растет, соответственно, будет расти и команда.
Приходится растить кадры собственными силами. Это, безусловно, требует времени |
– Вы перешли в Газпромбанк вместе со своими коллегами. Сейчас вы уверены в том, что эти специалисты не уйдут в другую компанию?
– Я думаю, основной задачей для крупной финансовой компании является институционализация бизнеса, то есть создание структуры, минимально зависящей от потери одного человека или группы людей. В этом весь парадокс – постараться снизить риски, связанные с уходом людей, в бизнесе, где 80% успеха зависит от людей.
Опыт доказывает, что это осуществимо. Люди из нашего бизнеса всегда уходили «на повышение». И ситуация с результатами в компаниях, которые серьезно относятся к инвестиционному процессу, к институционализации бизнеса, не ухудшалась. Клиент, который отдает деньги, должен понимать, что отдает их организации и, независимо от личного состава команды, качество управления останется высоким.
– В апреле вы сформировали закрытый ПИФ недвижимости. Почему он у вас появился только в этом году, когда период роста рынка уже прошел?
– То, что мы собираемся делать в этом фонде недвижимости, – не спекуляции. Стратегия нашего фонда недвижимости достаточно консервативна. Основная инвестиция – это коммерческая недвижимость, которая приносит текущий доход. В условиях роста экономики, высоких цен на сырьевые товары вероятность снижения цен в коммерческом секторе невысока. Этого достаточно для того, чтобы получить достойный доход.
Инвестор может спекулировать и без нас. Наше преимущество – гигантские возможности Газпромбанка с точки зрения получения сделок через филиальную сеть либо сотрудничая с «Газпромбанк-Инвестом», специализированной компанией в области недвижимости с большим портфелем объектов. Кроме того, универсальная компания по доверительному управлению не может не предлагать фонд недвижимости. Такой продукт востребован клиентами. Иначе клиент пойдет за тем же фондом недвижимости к другому управляющему.
– Если говорить о российском рынке в целом, какие инвестиции будут самыми доходными в 2007 году?
– Несмотря на то что рынок рост шесть лет подряд, не исключено, что и в этом году акции опять вырастут. Конечно, 70%-ный рост 2006 года маловероятен. Скорее всего, будут расти отдельные секторы российской экономики и отдельные компании. Этот год должен расставить все по своим местам – у управляющих есть возможность проявить свой профессионализм и искусство управления, определив эти секторы и компании.
На мой взгляд, частным инвесторам всегда следует вкладывать средства в акции, поскольку только этот инструмент способен в долгосрочной перспективе принести реальный доход. С учетом того что работа по управлению денежными средствами усложняется, я бы посоветовал делегировать управление собственными средствами профессионалам.
– Но далеко не все разбираются в тонкостях рынка капиталов. Как вы оцениваете народные IPO. Они повышают уровень финансовой грамотности населения?
– Народное IPO – очень хорошее и полезное явление, особенно для индустрии доверительного управления. Подобные события повышают интерес и уровень понимания массового инвестора. Это своего рода массовая реклама, которая не под силу отдельным финансовым институтам. Для нас это крайне необходимо, учитывая тот факт, что на данный момент численность коллективных инвесторов – не более 3% от тех, кто держит деньги в банке на депозите.
– Развивается ли сектор private banking? Там используются те же инструменты, что при обычном управлении?
– В классическом понимании слова private banking – это дистрибутор большого количества финансовых продуктов для крупных частных клиентов. В число предлагаемых продуктов входят инвестиционные продукты, депозиты, недвижимость, предметы искусства и так далее. Тем не менее на инвестиционные продукты приходится основной процент продаж в рамках услуг private banking. И можно сказать, что private banking – главный поставщик средств крупных частных инвесторов в доверительное управление. У нас в управлении около 500 млн долларов от состоятельной клиентуры.
– Российский рынок private banking уже сформирован?
– Этот процесс только начинает развиваться. Хотя и стремительными темпами. На российский рынок приходят западные игроки, конкуренция становится все более серьезной. Но это позитивный момент, поскольку благодаря этому повышаются стандарты обслуживания подобных клиентов.
Конкуренция между игроками базируется на борьбе за доверие клиента и, как следствие, за долгосрочные отношения с ним. Уже сейчас многие понимают, что отказывать клиенту в какой-то услуге ошибочно. На мой взгляд, следующим этапом в развитии private banking в России станет предложение клиенту продуктов не столько исходя из ассортимента компании, сколько исходя из потребностей самого клиента. В случае заинтересованности инвестора в продуктах других УК, организация предложит ему этот продукт, чтобы он не ушел к конкурентам.
– Различается ли доходность ПИФов и инструментов в рамках private banking?
– Если мы говорим об одной стратегии доверительного управления, то доходность не должна отличаться. В противном случае это можно считать недостатком работы управляющих. Любая компания хочет иметь одно лицо для всех клиентов. Может быть, диверсификация продуктов, а следовательно, и результатов, и выгодна для управляющего, но клиенту этого не объяснить. Нельзя предложить несколько стратегий акций в рамках одной компании. Миссия управляющего в том, чтобы формировать и реализовывать собственную инвестиционную стратегию. Управляющие компании берут деньги за собственное мнение. Если мы имеем мнение относительно рынка, то по отношению к клиенту будет честно, если это мнение окажется единым для всех.
– Какая часть активов под управлением управляющих Газпромбанка приходится на клиентов private banking?
– Большая часть. Число клиентов сейчас исчисляется сотнями.