Торги новой ценной бумагой могут начаться уже в этом году. В настоящий момент, РТС совместно с метеоагентством Госгидромета разрабатывает спецификации данных ценных бумаг, то есть правила работы с ними. Данная бумага может стать инструментом для хеджирования (страхования) рисков, связанных с погодой.
Инструмент ищет потребителя
Объявление о выпуске фьючерсов на погоду – не более чем PR-акция
Следует отметить, что погодные явления оказывают сильное влияние на деятельность целого ряда отраслей российской экономики, например, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетику, нефтегазовую и угольную отрасли.
Механизм работы с новыми ценными бумагами следующий. Их стоимость привязана к некоему параметру, характеризующему погодные условия, например к температуре. По сути, этот фьючерс представляет собой прогноз по этому показателю на определенную дату. И в час «Х», данная бумага закрывается по цене, зависящей от разницы этого показателя с реальным значением.
Поэтому тот же сельхозпроизводитель, опасаясь потерять урожай из-за сильных холодов, может «заложиться» на низкие температуры. По идее в случае теплой погоды – он соберет хороший урожай, в случае заморозков – заработает на фьючерсах.
«Понятно, что использовать эту бумагу для хеджирования рисков не просто, – отметил в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД управляющий активами ИК «Финам» Евгений Аврахов. – Поэтому фьючерсы на погоду в данном контексте могут заинтересовать лишь достаточно крупные компании».
«Да и с их стороны на данные ценные бумаги на первых порах вряд ли будет большой спрос, – продолжает он свою мысль. – Но впоследствии данный инструмент найдет своего потребителя. Например, те же нефтяные компании, которые в настоящий момент были вынуждены сократить добычу нефти из-за морозов», – отметил эксперт.
Грамотных ход
Россия еще не доросла до такой экзотики, как фьючерс на погоду (фото REUTERS) |
Насколько фьючерс на погоду будет конкурентоспособен с другими инструментами «укрощения» рисков, например с обычным страхованием, Аврахов сказать затруднился, отметив, что чем их больше, тем лучше.
По мнению аналитика инвестиционной компании «Проспект» Игоря Кокарева, Россия еще не доросла до такой экзотики, как фьючерс на погоду. «Срочный рынок в нашей стране развит еще недостаточно хорошо, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Мы еще не решили все сложности работы с «более простыми» ценными бумагами».
«Объявление о выпуске фьючерсов на погоду – не более чем PR-акция на фоне нынешних морозов, убежден эксперт. – Выпустить эту бумагу можно, но реального спроса на нее не будет. В том же сельском хозяйстве в настоящий момент нет крупных игроков. Ведь даже сельхозстрахование сейчас используется далеко не на полную мощность, что уж говорить о фьючерсах на погоду», – пояснил он свою мысль.
Евгений Аврахов также не исключает возможности того факта, что основная цель выпуска новой ценной бумаги – PR-акция. «Но даже в этом случае РТС сделало весьма грамотный тактический ход, напомнив о себе на фоне нынешних морозов», – подчеркивает аналитик.
Торги фьючерсами на погоду ведут свою историю из США. В 1999 году на Чикагской товарной бирже появились первые «температурные» ценные бумаги. В декабре 2001 года фьючерсы на погоду добрались и до Европы – торги этими бумагами начались на Лондонской международной финансовой бирже фьючерсов и опционов.