Разработчиком законопроекта об упрощенном декларировании доходов выступил Минфин. В основу нового закона были положены два принципа, о которых говорил президент в своем послании. Согласно им, гражданину достаточно будет перевести заработанные до 2005 года деньги на счет одного из российских банков и уплатить с них подоходный налог в размере 13%. Единственное существенное изменение, которое внес Минфин, состоит в том, что он обозначил 13% не как «подоходный налог», а как «сбор за выдачу свидетельства об упрощенном декларировании доходов». Поправка юридически грамотная, но суть дела она не меняет.
По мнению министров, ни эти, ни другие принципы готовящейся амнистии не привлекут частный капитал, укрытый в офшорах и прочих надежных местах. Министру финансов Алексею Кудрину велели проект доработать.
13% - много, полгода – мало
Чтобы сделать налоговую амнистию привлекательной для граждан, вице-премьер предложил снизить сбор до 7%
О пользе налоговой амнистии говорили много, Кудрин напомнил две основные его цели. Первая – фискальная: собрать в казну в виде сбора дополнительные деньги. Вторая – более важная – создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение капитала в отечественную экономику. Правда, какую именно сумму получат бюджет и экономика, Кудрин ответить не смог, хотя глава правительства Михаил Фрадков очень интересовался конкретными цифрами. Министр финансов подчеркнул, что результат налоговой амнистии в любой стране – это показатель доверия бизнеса государству. «Сколько это будет, покажет бизнес своим рублем, - сказал глава Минфина. - И это будет оценка, выставленная всем нам».
Претензии министров и экспертов касались практически всех пунктов законопроекта. Предложенный Минфином 13%-ный сбор показался членам правительства слишком большим, хотя в различных странах, в которых проводилась аналогичная мера, этот сбор составлял от 2,5% до 30% от внесенной суммы. Вице-премьер Жуков заметил, что независимо от величины, «эти ставки были существенно ниже ставок подоходного налога». Кроме того, добавил Жуков, в современных условиях возможно «обелить» деньги, уплатив 9% от суммы. Чтобы сделать налоговую амнистию привлекательной для граждан, а значит выгодной и для государства, вице-премьер предложил снизить сбор до 7%.
Александра Жукова не устраивал и срок проведения амнистии – полгода, с 1 января по 1 июля 2006 года. По его мнению, этого времени недостаточно, чтобы граждане сообразили о всех преимуществах упрощенного декларирования доходов. Жуков предлагал продлить амнистию до 1 года, хотя мировая практика показывает, что оптимальный срок мероприятия – как раз заложенные Минфином полгода.
Рублевка вне амнистии
Глава правительства РФ Михаил Фрадков (фото ИТАР-ТАСС) |
Налоговая амнистия в различных странах касалась только денежной массы или всего имущества, приобретенного на утаенный от государства доход. Минфин предложил первый вариант – декларировать только деньги. Однако по единодушному мнению министров и присутствовавших на заседании экспертов, лишь незначительная часть заинтересованных в налоговой амнистии россиян хранят деньги на счету в иностранном банке. «Разумные граждане эти деньги вложили», - выразил общее настроение Александр Жуков, за что, правда, тут же получил замечание от Фрадкова: «Давайте поосторожнее с определением «разумный».
О необходимости подвергнуть упрощенному декларированию все имущество говорил и известный адвокат, представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. Как заметил юрист, многие неплательщики налогов «не хранят деньги под матрасом», а купили «по Рублевскому шоссе маленький дачный домик».
Барщевский выступал на заседании правительства как один из самых яростных противников законопроекта, хотя саму идею налоговой амнистии считает важной и своевременной. Но по форме ее воплощения российским правительством он выразился так: «Гора родила мышь».
Одним из самых главных минусов документа юрист назвал непродуманный механизм самой амнистии – освобождения от уголовного преследования после внесения денег на счет в банке. Согласно законопроекту, россиянин, задекларировавший в упрощенной форме свои доходы, полученные до 2005 года, освобождается от уголовного преследования по статье 198 УК РФ. Если выяснится, что приобретение этих денег было связано с другими правонарушениями, то уже по ним гражданин будет нести ответственность.
Адвокат, представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский |
В качестве образца для подражания юрист предложил Алексею Кудрину ознакомиться с казахстанским опытом проведения налоговой амнистии. В соответствующем законе Казахстана перечислены постатейно те преступления, которые государство простить не может. Все остальное закон допускал и прощал.
Впрочем, претензий оказалось достаточно буквально к каждому пункту законопроекта. Так, глава Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин поинтересовался, почему «обеленные» деньги надо вкладывать обязательно в банк, а не в инвестиционные компании, обеспечивающие более высокую доходность и гарантирующие быструю компенсацию уплаченных 13%. Но затянувшуюся дискуссию прервал Фрадков. Тонко заметив, что «у нас продолговатый стол, а не круглый», он признал, что такое всестороннее и детальное обсуждение законопроекта дело важное. Но это, по мнению Фрадкова, прерогатива общественных круглых столов, а не официальных заседаний правительства. Алексея Кудрина поблагодарили за представленный документ и попросили законопроект доработать.