Культура

Людмила Руднева
научный сотрудник Исторического музея

«Музеи встанут в очередь»

4 апреля 2012, 21:40

Фото: общественное достояние

Недавно премьер-министр Владимир Путин выступил с инициативой создания Национальной портретной галереи, в которой были бы собраны портреты заметных представителей различных эпох, людей, так или иначе повлиявших на отечественную культуру и ход российской истории. Сама идея о необходимости такого проекта принадлежит известному коллекционеру князю Никите Лобанову-Ростовскому, чье мнение и было услышано Министерством культуры, а затем и премьер-министром. В настоящее время в Государственном историческом музее проходит выставка-презентация галереи, представляющая собой как бы первоначальный эскиз проекта и собранная из работ, принадлежащих трем крупнейшим музеям: Государственному историческому, Русскому музею и Третьяковской галерее. Однако перспективы формирования «чистового», полного варианта Национальной портретной галереи во многом неясны (обсуждается, например, создание ее и в интернете), принципы составления постоянной оригинальной коллекции пока что остаются предметом дискуссий. Ответить на вопросы, возникающие в связи с планирующейся галереей, газета ВЗГЛЯД попросила одного из кураторов нынешней выставки-презентации Людмилу Рудневу.

Национальная портретная галерея все-таки должна располагаться где-нибудь в самом центре Москвы или Петербурга

ВЗГЛЯД: Чьи портреты должны входить в коллекцию Национальной портретной галереи? Каковы критерии их отбора?

Людмила Руднева: Пока что четко установлены лишь временные рамки – по крайней мере из них мы исходили при подготовке нынешней выставки: последняя треть XVII века – начало XX. Вообще же этот вопрос должен решаться силами специальных комиссий, а также путем проведения опросов. Пока что мы не претендуем на то, чтобы принимать какие-либо окончательные решения. Если говорить о рекомендациях, с которыми готовы выступить мы, сотрудники Исторического музея, то нам, к примеру, кажется, что пока еще рано заниматься советским временем, не говоря уже о современности. Но это наше частное мнение. 

ВЗГЛЯД: То есть приоритеты в отношении исторических персон, из чьих изображений должна формироваться галерея, пока еще не выработаны?

Л. Р.: Это должно решаться не двумя хранителями Исторического музея, а на более высоком научном и социальном уровне – историками, представителями общественности. Различные мнения на этот счет пока еще не оформлены в виде каких-либо документов или программ. Скажем, надо ли брать портреты злодеев – того же Пугачева или Степана Разина (если обнаружится его портрет)? Или нужно ограничиться личностями, которые внесли какой-то созидательный вклад в культуру, в исторический процесс? Пока что размышления над подобными вопросами не отлились ни в какие официальные решения и «формулы», а может быть, этого и не произойдет.

Людмила Руднева: Есть мнение, что у каждого в голове своя портретная галерея (Фото: 1tv.ru)

ВЗГЛЯД: То есть?

Л. Р.: Ну ведь есть же мнение, что у каждого в голове своя портретная галерея.

ВЗГЛЯД: Но проект ведь решено делать, а значит, какие-то установки, пусть самые общие, должны быть приняты?

Л. Р.: Возможно, проект будет «подвижным», то есть в каких-то случаях тот же Пугачев будет выставляться, а в каких-то нет. В настоящее время нет ни площадок, ни финансирования, ни воли к тому, чтобы составить конкретные списки персон. Кроме того, портреты некоторых людей просто не сохранились, причем иногда это относится и к жившим в те времена, когда портреты уже писались. Взять, например, Афанасия Ордин-Нащокина, чьи поздние годы пришлись на последнюю треть XVII века, – личность значительная, но портрета нет (вообще все сохранившиеся портреты XVII века более или менее известны).

ВЗГЛЯД: Но то, что сохранилось, все же есть надежда выставить в рамках галереи?

Л. Р.: Да, если на то будет политическая воля, если позволят экономические возможности. При взгляде из Исторического музея представляется, что подобный проект, скорее всего, сможет действовать за счет переменных экспозиций, для которых каждый раз будут собираться работы из разных музеев. Ведь ни один из музеев, за единичными исключениями, не сможет предоставить работы из своих собраний навсегда – ведь их в целом не так много. Все портреты в работе: музеи либо держат их в составе постоянных стационарных экспозиций, либо возят на выставки, зарабатывая таким образом деньги. Поэтому в рамках галереи организация пусть и долгосрочных, но сменных экспозиций представляется наиболее реальной.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: То есть на самом деле значительную часть галереи будут составлять портреты, заимствованные у музеев на ограниченный срок?

Л. Р.: Да, и музеям будет гарантировано, что соответствующие работы безоговорочно сохраняются в их собственности, – это даже записано в директивном документе Минкульта. А то ведь в данной области уже был грустный опыт. В 1937 году собрали роскошную выставку, посвященную Пушкину, для которой все музеи радушно отдавали лучшие работы, а потом эти работы просто изъяли и сделали новый музей. С тех пор музеи очень боятся такого поворота и не хотят расставаться со своей собственностью.

ВЗГЛЯД: Однако вы надеетесь, что с музеями удастся договориться?

Л. Р.: Такая возможность представляется абсолютно реальной, но музеи надо заинтересовать. Как это можно сделать? Во-первых, за счет обеспечения высококлассной реставрации. Во-вторых, платой за прокат – ведь музеи, отдавая материал на долгое экспонирование, часто теряют значительную часть прибыли. Мне кажется, что две эти перспективы представляют для музеев интерес. Возможно, музеи даже встанут в очередь со своими предложениями.

ВЗГЛЯД: Какие требования предъявляются к качеству работ?

Л. Р.: Мы, как и представители Министерства культуры, исходим из того, что речь должна идти о вещах, отражающих свое время. Это могут быть и копии высокого класса, особенно в тех случаях, когда оригиналы не сохранились. В портретах, представляющих собой вещи своего времени, особая энергетика, они передают дух эпохи. А что получается, если собирать экспозиции из ретроспективных портретов, хорошо известно. Вы, наверное, бывали на выставках Глазунова или тех, кто работает по схожим принципам? Вот это и получается.

ВЗГЛЯД: Допустимо ли выставление не очень качественного портрета значимой персоны в том случае, если других ее портретов не обнаружится?

Л. Р.: Только в самом крайнем случае. Вообще же планируется отбирать только работы приличного художественного качества.

ВЗГЛЯД: Обсуждается ли, тем не менее, возможность составления собственной, оригинальной коллекции?

Л. Р.: О такой возможности говорил замминистра культуры Андрей Бусыгин. Эта идея высказывалась в несколько гипотетическом ключе, но, тем не менее, она существует. Галерею на основе оригинальной коллекции планируется создавать при музее в Гатчине. Есть надежда, что туда потекут работы из-за границы. Но мы, честно говоря, не очень на это надеемся – за границей осталось не так уж много ценных портретов, и не столь уж многие владельцы захотят ими делиться, хотя какие-то дары, вероятно, поступят. И потом, Гатчина, при всем ее очаровании, все-таки территориально изолирована, а Национальная портретная галерея все-таки должна располагаться где-нибудь в самом центре Москвы или Петербурга. Таковы наши музейные представления.

ВЗГЛЯД: Можно ли назвать случаи, когда что-то все же было передано в дар из-за границы?

Л. Р.: Среди дарителей портретов – барон Эдуард Фальц-Фейн, передавший кое-что фонду культуры, а также сам Никита Лобанов-Ростовский, которому и принадлежит идея Национальной портретной галереи. Замечательную работу, портрет неизвестной работы Дмитрия Левицкого, передал в дар художник и коллекционер Александр Копелович, живший в Израиле. Если проект обретет плоть и кровь, то дары будут, но не думаю, что их будет много. Подытоживая все сказанное, могу сделать вывод, что должна существовать специальная структура, которая бы занималась сбором экспозиций, нужны площади, нужно приличное финансирование – только при наличии этих условий что-то может получиться.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?