Культура

Сергей Брилев
телеведущий

«Нас кое-что связывало»

8 октября 2012, 17:52

Фото: ИТАР-ТАСС

ВЗГЛЯД: Название вашей книги как бы намекает на историческую несправедливость: говоря о Великой Отечественной войне, мы не упоминаем о таких наших союзниках, как Таити, Куба или Гондурас. А в самих этих странах сохранилась память о том, что они были нашими союзниками?

Чтят свою военную историю и в Свазиленде – крохотной стране, которая отправила на фронт две тысячи человек (для них это много)

Сергей Брилев: Бывает по-разному – зависит от страны. Например, кубинцам, казалось бы, есть что вспомнить о войне, есть чем гордиться: Куба – единственная латиноамериканская страна, потопившая немецкую подлодку. Тем не менее на Кубе об этом не очень принято говорить.

ВЗГЛЯД: Вот как? Почему же?

С. Б.: Дело в том, что эти военные подвиги были совершены армией Батисты, которую Фидель Кастро затем победил в ходе гражданской войны. Это примерно тот же эффект, в силу которого у нас многие десятилетия было не принято говорить о подвигах, совершенных в Первую мировую. Ведь это были подвиги Белой армии, которую победила Красная. А в Гондурасе, чьи ВВС защищали советские подлодки в Тихом океане в 1942-м, про данный эпизод просто забыли, поскольку у этой страны слишком уж турбулентная внутренняя история. Там важные страницы прошлого, связанные с войной, быстро оказались под слоем пыли, причем в прямом смысле слова – архивы в Гондурасе действительно пылятся, и никто ими не занимается.

ВЗГЛЯД: Значит, о том военно-морском эпизоде 1942-го помнят только в нашей стране? Вряд ли ведь об этом вспоминают на Западе?

С. Б.: В Советском Союзе был культ подводной лодки С-56, которую защитили гондурасцы, – это ведь она стоит на набережной во Владивостоке. И вроде бы – вот она, видимая и осязаемая, сохранившийся памятник военного времени. Тем не менее когда я, воспользовавшись своими журналистскими связями, пришел в центральный архив военно-морского флота с целью почитать вахтенный журнал этой подлодки и обнаружить в нем следы взаимодействия с гондурасцами, первая реакция на мой запрос была такая: ой, так ведь этот журнал засекречен! Однако затем архивист перевернул какую-то страницу и сказал: надо же, странно – мы это давно уже могли рассекретить. И сразу поставил соответствующий штамп. Причем произошло это в моем присутствии – таков был, видимо, психологический эффект, произведенный моим визитом. Думаю, что историки, обращавшиеся в этот архив за тем же, что и я, просто получали такой же ответ, какой сначала дали мне: мол, материал засекречен, у вас нет права доступа к нему. Так что и у нас не все подобные факты оказываются широко известными.

«Маленьким странам тоже есть чем гордиться», – считает Сергей Брилев (фото: www.olmamedia.ru)

ВЗГЛЯД: А можно ли назвать страны, где проблема исторической забывчивости в отношении военных связей с СССР отсутствует?

С. Б.: Ну вот, скажем, в Новой Зеландии знают и помнят все. Дело в том, что эта страна входит в пятерку государств, понесших во время Второй мировой наибольшие потери среди мирного населения. Понятно, что в сравнении с нашими 26 миллионами погибших потери Новой Зеландии могут показаться нам пустяком. Но для страны с населением в один миллион (примерно таким оно там было в военный период) 15 тысяч погибших – страшный удар. Причем удар, в числе прочего, и по генофонду. Погибали самые молодые, самые крепкие, самые лучшие. Так что новозеландцы свою военную историю помнят и чтят. Как ни странно, чтят свою военную историю и в Свазиленде – крохотной стране, которая отправила на фронт две тысячи человек (для них это много). Тут нужно иметь в виду, что для свазилендцев это был принципиальный шаг – они пошли воевать не столько в качестве британского протектората, сколько сами по себе, как раз для того, чтобы проникнуться чувством самодостаточности. Именно с участия во Второй мировой начался их путь к политической независимости. Поучаствовав в войне, они поверили в себя. Так что могу лишь повторить: все зависит от страны. От страны к стране картина сильно меняется.

ВЗГЛЯД: Попадались ли вам случаи, когда информация о чьем-либо участии в военных действиях на стороне СССР не просто оставалась засекреченной, но оказывалась достоянием единичных людей, последних свидетелей каких-то судьбоносных событий?

#{interviewcult}С. Б.: Да. Могу назвать, пожалуй, два таких случая. Первым кавалером ордена Ленина из числа иностранцев, получивших его в годы войны, был опять-таки новозеландец. Он воевал на советском севере в августе – сентябре – октябре 1941-го, то есть до начала ленд-лиза. То место, где он оказался, как было, так и остается чисто военной зоной – речь, собственно, о Североморске, что под Мурманском. Там до сих пор все закрыто. А между тем в музее при военной базе в поселке Сафоново на протяжении всех минувших с тех пор десятилетий хранились личные вещи этого новозеландца – скажем, часы, которые он привез самолетом с авианосца, а также стол, за которым проходило военное планирование. Входя в помещение музея, я всего лишь надеялся обнаружить какие-то косвенные данные об этом человеке. А тут мне как ни в чем не бывало говорят: вот его стол, а вот его часы. Я был страшно удивлен. Оказывается, о том, что там все это осталось, знали только три музейщика, всегда находившиеся и сейчас находящиеся, так сказать, за забором. Не знали об этом даже сами новозеландцы, помешанные на своей военной истории.

ВЗГЛЯД: А второй пример?

С. Б.: Второй пример – моя поездка в район, расположенный на границе с Монголией. Там, в степи, на стойбище кочевников, я нашел 75-летнюю Веру Байлак. Она – последний оставшийся в живых кадровый военный народной революционной армии Тувы. Тува, которая была независимым государством, объявила войну Германии 23 июня 1941 года и отправила свою армию на германский фронт. Республика маленькая, поэтому вся ее тогдашняя армия – это по нашим меркам каких-нибудь два полка. То есть на германском фронте воевали два тувинских полка под тувинским знаменем. Они взяли город Ровно, где до сих пор есть улица Тувинских добровольцев – ее не переименовали даже в ходе известных политических пертурбаций, имевших место на Украине.

Так вот, Вера Байлак – последний носитель уникальных военных воспоминаний, связанных с этими событиями. Когда я заинтересовался этой тувинской темой, Байлак оказалась единственным человеком, с которым можно было говорить как с очевидцем. Она до сих пор живет в степи, ездит на лошади. И все помнит.

ВЗГЛЯД: Дружба СССР с дальними странами, поддержавшими его в войне, совокупность культурных и политических связей, в которой был и элемент взаимной выгоды, и элемент романтики – все это уже навсегда в прошлом? Или исторический фон все-таки может содействовать выстраиванию новых конструктивных отношений?

С. Б.: Возвращаться к тому, что было, воссоздавать ситуацию, при которой некоторые страны полностью зависели от Советского Союза, конечно, не нужно. Но здравомыслие в нынешних отношениях со многими из этих стран существует, и память о боевом братстве времен Великой Отечественной (заметьте, не холодной войны, а именно ВОВ!) иной раз позволяет замахиваться на какие-то современные совместные проекты.

Приведу пример. Когда наша съемочная группа приехала в Гондурас снимать сюжет о тех самых связях времен войны, мы оказались первыми более или менее официальными представителями России, появившимися там после существенной ломки местного политического уклада (выражаясь осторожно). Это было несколько лет назад. Так вот, поводом к общению первоначально послужили именно воспоминания о событиях времен Великой Отечественной. И после такого начала отношения были восстановлены. Скажу больше. Для Гондураса актуальна такая задача, как строительство мини-гидроэлектростанций – они там позарез нужны. А мы как раз умеем их строить. Как ни странно, это перспективный рынок для наших российских машиностроителей. Так что плохого в том, чтобы заходить на эту территорию со словами: «А нас с вами, между прочим, кое-что связывало 70 лет назад»?

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Силы ПВО за ночь уничтожили семь дронов ВСУ над Адыгеей и Краснодарским краем
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Основатель запрещенного РДК уничтожен на Запорожском направлении

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

В Петербурге пресекли деятельность восхвалявшей Зеленского секты

В Санкт-Петербурге более 70 членов псевдорелигиозной организации из разных регионов страны стали фигурантами проверки по подозрению в распространении ложной информации об армии России.

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Получивший российский паспорт боец смешанных единоборств (MMA) Джефф Монсон признался, что российский обычай оставлять обувь за порогом доставляет ему значительные неудобства из-за травм.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов