Культура

27 сентября 2011, 17:04

Мамлеев превратил Землю в рутинную модель ада

Фото: mamleew.ru

Если бы человек, родившийся, скажем, в Х веке от Рождества Христова, оказался в современном мегаполисе, то непременно бы решил, что попал в царство бесов. Похожий «культурный шок» испытывают герои нового романа Юрия Мамлеева «После конца», заброшенные в дегуманизированный мир далекого будущего.

В последнее время в творчестве патриарха метафизической прозы Юрия Мамлеева происходит смена писательского курса, продуктивное обновление, подобное которому доводится наблюдать не так уж часто даже в случае куда более молодых романистов.

Если роман 2009 года был первой острожной прогулкой по лунной поверхности, то новая вещь – это самое настоящее освоение Марса

Автор знаменитых «Шатунов» преодолевает или, если угодно, расширяет созданный им самим канон метафизического романа, явленный в нескольких этапных текстах и, казалось бы, уже устоявшийся. Коротко говоря, подвижники-эзотерики, кочевавшие из одной мамлеевской книги в другую и упорно стучавшиеся в двери иных миров, наконец обрели преемников в лице тех, кому удалось не только переступить черту, но и надолго задержаться по ту сторону. Это означает, что от хроники метафизических исканий, осуществляемых в основном в условиях здешней, нашей с вами пространственно-временной реальности, Мамлеев перешел к полномасштабным полотнам, отображающим другие, соседние варианты бытия.

Уже сам по себе этот скачок чрезвычайно любопытен и важен, но конкретные результаты, которые он дает, поистине удивительны: они как ни высокопарно это прозвучит позволяют снова поверить в бесконечность литературной вселенной.

Герои романа «После конца» живут в Ауфири, Неории и Стране деловых трупов (фото: eksmo.ru)

В романе «Наедине с Россией», вышедшем в 2009-м, типичный герой позднего Мамлеева современный молодой россиянин с верными духовными ориентирами попадал в страну под названием Русская Держава, в некую таинственную параллельную Россию, которая выглядела своего рода русской землей обетованной, квинтэссенцией всего лучшего, что есть в России здешней. Это было путешествие в иной мир и вместе с тем возвращение к корням (нужно ли говорить, насколько показательно такое тождество для философии Мамлеева?). Роман «Наедине с Россией» оказался, по сути, первым случаем обстоятельного знакомства мамлеевского персонажа с совершенно определенной разновидностью другой физической реальности. При этом среди самых очевидных наблюдений над книгой неизбежно фигурировал вывод о том, что сюжет в ней чрезмерно условен и идилличен, а диалоги и описания в значительной степени преобладают над действием.

По сравнению с мамлеевскими романами предыдущего периода, «После конца» шаг в том же направлении, что и «Наедине с Россией», но если роман 2009 года был, образно выражаясь, первой острожной прогулкой по лунной поверхности, то новая вещь это самое настоящее освоение Марса.

Тридцатилетний Валентин Уваров, наш с вами современник, попадает в далекое будущее. Там, в невесть каком столетии, человечество переживает последствия знаменательного апокалиптического разделения: избранные обрели новую землю и новое небо, а остальные остались на этой Земле, которая превратилась в рутинную модель ада. Педофилия, узаконенное убийство, разгул бесовщины и всевозможной несдерживаемой агрессии, запрет религии и культуры, а также, что немаловажно, зеркал – вот лишь некоторые характерные черты жизни после конца.

Уваров попадает в специальное гетто для русских, заброшенных в этот мрачный мир из разных времен, и в какой-то момент узнает, что находится в стране под названием Ауфирь. Кроме Ауфири, есть еще Неория и Страна деловых трупов. В Ауфири на повестке дня противостояние правителя Террапа и рвущегося к власти влиятельного политика Фурзда, действующего с помощью своего агента Крэка. Само собой, Уварову достанется ключевая миссия в решении всеобщей судьбы; важную роль в этом сыграют мистик Вагилид и его дочь Танира.

«После конца» не просто слом мамлеевского сюжетного канона, построенного на наблюдении за метафизическими судьбами членов того или иного тайного кружка. Это антиутопический триллер, своего рода инфернальная фантастика, которой кто-то из поклонников Мамлеева, возможно, ждал много лет, а скептики уж точно никак не предвидели.

Здесь есть все чисто мамлеевские черты – неповторимый наивно-эксцентричный слог, визионерство, длинные разговоры и прямая трансляция философских концепций. Но при этом главный герой является, выражаясь профессиональным языком фантастов, полноценным «попаданцем», то есть чужаком-пришельцем в хорошо разработанном и подробно показанном незнакомом мире, а другие персонажи – вовсе не участники некоего скрытого от посторонних мистического поиска, а фигуранты напряженной интриги.

И все же, «После конца» это не просто антиутопия, но антиутопия совершенно особого рода, такая, какой еще никогда не было – религиозная, мистическая, по-хорошему абстрактная. Собственно, настоящая русская антиутопия и должна быть такой, и потому именно этот роман, а не какой-либо другой, можно считать концептуальным отечественным ответом Уэльбеку с его «Возможностью острова».

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

ПВО уничтожила 37 беспилотников в Ростовской области
Темы дня

Зачем ВС России новый род войск

Беспилотные системы к третьему кварталу 2025 года будут выведены в отдельный род войск. По словам главы Минобороны Андрея Белоусова, решение связано с возросшей ролью таких аппаратов в современных конфликтах. Что эти изменения будут означать на практике и какие возможности использования дронов они откроют?

Зачем Запад создает миф о скором «нападении России»

Весь прошедший год политики, эксперты и СМИ Запада пугали предстоящим «нападением» России на страны Прибалтики и Скандинавии. В качестве мотивов подобного указываются и «сущность России», и то, что население нашей страны – «зомби», и даже выдуманное стремление Москвы «восстановить границы Российской империи». На самом деле у Запада есть как минимум две причины, чтобы пугать население приграничных с Россией стран подобным сценарием.

Военный эксперт назвал возможный ответ России на попытки удара ATACMS по Белгородской области

Эксперт рассказал о причинах отказа Бербок в рукопожатии в Дамаске

Маск прокомментировал бой на ножах якутского штурмовика с украинцем

Новости

ФСБ задержала планировавших теракт в Екатеринбурге подростков

Группа несовершеннолетних намеревалась устроить террористический акт в Екатеринбурге, их задержали сотрудники ФСБ, двое подозреваемых оказались причастны к поджогу полицейского автомобиля.

Корреспондент «Известий» Мартемьянов погиб при ударе дрона под Донецком

Внештатный корреспондент «Известий» Александр Мартемьянов умер после удара украинского беспилотника по машине журналистов в субботу.

Британские читатели Daily Mail поддержали российского штурмовика Григорьева

Британские пользователи Daily Mail выразили восхищение мужеством российского штурмовика из Якутии Андрея Григорьева, который победил в схватке с украинским военным.

Захарова ответила на признание Блинкена о вооружении Киева до начала СВО

Официальный представитель МИД Мария Захарова прокомментировала заявление госсекретаря США Энтони Блинкена о том, что Вашингтон начал вооружать Киев задолго до начала специальной военной операции.

Умер актер из сериалов «Солдаты» и «След» Сергей Косач

Известный российский актер и режиссер Сергей Косач скончался 3 января на 59-м году жизни.

Блинкен: США начали вооружать Украину до начала СВО

США начали вооружать Украину задолго до начала специальной военной операции, поставки оружия Киеву начались осенью 2021 года, в том числе зенитные и противотанковые комплексы, заявил в интервью The New York Times госсекретарь США Энтони Блинкен.

Бербок прокомментировала отказ в рукопожатии в Дамаске

Министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок сочла ожидаемым то, что сирийские политики отказались пожимать ей руку на встрече в Дамаске.

Пленный санитар ВСУ рассказал о судьбе раненых наемников

Большинство раненых иностранных наемников, воевавших на стороне киевского режима, после лечения в Харькове предпочитали возвращаться домой, заявил попавший в плен украинский санитар Евгений Набока.

Блогеры отреагировали на рассказ Зеленского о чудесном «исцелении солдата»

Блогеры и журналисты высмеяли рассказ главы киевского режима Владимира Зеленского о том, что неходячий боец после его визита «начал ходить».

Умер российский актер Станислав Дубков

Российский актер и театральный деятель Станислав Дубков, известный заслугами в развитии театра кукол, скончался в возрасте 72 лет после тяжелой болезни, сообщило министерство культуры Омской области.

В соцсетях появилось видео, как кот из ДНР лапой сбил FPV-дрон

В ДНР кот лапой сбил FPV-дрон, который потом врезался в столб и упал, соответствующие кадры появились в Сети.

Bild: Днепропетровскую область ожидают скорые бои

Российская армия продвинулась на юг от Красноармейска (украинское название – Покровск), заняв восемь деревень, и находится рядом с Днепропетровской областью, указал обозреватель немецкого таблоида Bild Юлиан Репке.
Мнения

Ольга Андреева: Русская культура наконец проснулась

Русская культура вспомнила о своей свободе, величии и праве говорить о вещах по-настоящему важных. Оказалось, что можно говорить своим голосом о собственных эмоциях, и никакой западный опыт культуры отмены вовсе не страшен.

Игорь Караулов: Фронтовая литература штурмует премиальные высоты

Каких новых веяний нам ожидать в русской литературе в наступившем году? Многое зависит от того, удастся ли завершить СВО. Все мы хотим мира, но если он наступит, придет пора для более глубокого осмысления того, что произошло с нами за эти годы, и для сшивания разорванного литературного пространства на новых принципах.

Дмитрий Грунюшкин: Время эпатажных фриков уходит

Мир неизбежно будет двигаться к системе рационального потребления. Это мир, в котором есть, конечно, место и фрикам, потому что они занимают свою нишу потребления. Но их удел – вовсе не трон властителей дум, не главные сцены и не всенародное обсуждение, а шоу уродов типа «Евровидения».
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»