В московском Гостином дворе в пятницу вечером состоялось кульминационное мероприятие года, если говорить о культурной и театральной жизни страны, – церемония вручения наград национальной театральной премии «Золотая маска».
Чтобы отметить победителей, потребуется, наверное, около 40 «масок
Большинство «Золотых масок» за оперное искусство достались в этом году Северной столице. Награда за лучший оперный спектакль была присуждена «Женщине без тени» Рихарда Штрауса в постановке англичанина Джонатана Кента в Мариинском театре. Этот же спектакль был отмечен наградой за работу художника-постановщика Пола Брауна.
«Золотую маску» за лучшую мужскую роль в оперном спектакле получил легендарный американский тенор Нил Шикофф, спевший в «Иудейке», которую французский режиссер Арно Бернар поставил на сцене петербургского Михайловского театра.
За лучшую женскую оперную роль награду получила Елена Жидкова, исполнившая роль Юдир в «Замке герцога Синяя борода» Белы Бартока, которую американец Дэниел Креймер поставил в Мариинском театре.
За лучшую работу режиссера и дирижера в опере были отмечены Дмитрий Черняков и Теодор Курентзис, которые поставили в Большом театре «Воццека» Альбана Берга. Этот же спектакль получил награду за лучшую работу художника по свету в музыкальном театре, которую получил Глеб Фильштинский.
Премию за лучшую работу композитора получил Александр Пантыкин за екатеринбургский мюзикл «Мертвые души».
В номинации «Эксперимент» победил «Гвидон» – опера Александра Маноцкова по пьесе «Гвидон» и другим текстам Даниила Хармса, поставленная в московской «Школе драматического искусства».
Лучшим балетным спектаклем признана постановка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Маленькая смерть. Шесть танцев».
Лучшими хореографами признаны Ури Ивги и Йохан Гребен, поставившие в театре «Провинциальные танцы» Екатеринбурга балет «Песня не про любовь».
Лучшим танцовщиком стал Леонид Сарафанов, сыгравший в Театральном центре на Коломенской (Санкт-Петербург) в спектакле «Quatro».
Лучшей женской ролью в балете признана «Анна Каренина» Екатерины Кондауровой из Мариинского театра.
В номинации «Современный танец-спектакль» отмечен спектакль «Мирлифлор» компании «Диалог Данс» (Кострома).
Специальную премию жюри музыкального театра получила Наталья Ледовская за роль Эсмеральды в одноименном спектакле в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко и редактор авторской партитуры оперы «БЕГ» в столичном Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского Кирилл Уманский.
Лучшим кукольным спектаклем жюри признало «Медведь» костромского Театра кукол и московского Творческого объединения «Культ-проект».
«Золотую маску» за работу художника в кукольном спектакле получил Эмили Валантен, («Грибуль-простофиля и господин Шмель», екатеринбургский Театр кукол).
Лучшим драматическим спектаклем большой формы признан «Дядя Ваня» театра им. Евгения Вахтангова.
В малой форме победу одержал «Триптих», поставленный «Мастерской П. Фоменко».
«Золотую маску» за лучшую работу режиссера получил Андрей Могучий за спектакль «Изотов» в Александринском театре.
Лучшим художником по костюмам названа Мария Трегубова («Тарарабумбия», театр «Школа драматического искусства» и Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова).
Лучшим художником по свету признан Дамир Исмагилов («Гамлет», Александринский театр).
Награду за лучшую мужскую роль в драматическом спектакле получил Игорь Горгдин («Кроткая», Московский ТЮЗ).
Лучшей исполнительницей женской роли в драматическом спектакле названа Ольга Яковлева, сыгравшая бабушку в «Обрыве» в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова.
Награждение проходило уже в 17-й раз. И выбирать было из чего – в этом году было около полутора сотен номинантов.
«Число номинантов в нынешнем году в общей сложности составило более 150 человек. Это актеры, режиссеры, художники, композиторы, дирижеры, представители других театральных профессий», – рассказывала ИТАР-ТАСС генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина.
Она уточнила, что номинанты принимали участие в создании 58 спектаклей из разных регионов России. Однако львиную долю претендентов на призы составили, конечно, представители двух театральных столиц – Москвы и Петербурга.
Спектакль как продукт принадлежит не номинантам, а театру
«Чтобы отметить победителей, потребуется, наверное, около 40 «масок», но не волнуйтесь, драгоценные призы заготовлены в должном количестве», – отметила Ревякина.
А на маску в номинации «Лучшая работа режиссера» претендовали сразу девятнадцать человек. И это только одна номинация из более чем тридцати.
Отметим, что получатели некоторых «Золотых масок» стали известны заранее. Так, в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (ранее она называлась «За честь и достоинство» – прим. ВЗГЛЯД) премии посмертно была удостоена прима Московской оперетты Татьяна Шмыга. В той же номинации награду получила старейшая актриса Екатеринбургского театра драмы Галина Умпелева.
А лучшим зарубежным спектаклем прошедшего года, по мнению членов жюри, стала постановка венгерского режиссера Виктора Бодо на сцене Драматического театра австрийского Граца «Час, когда мы ничего не знали друг о друге».
Также заранее стало известно, что жюри решило не присуждать никому в этом году премию «За поддержку театрального искусства России».
В прошлые годы в этой номинации награждались, к примеру, управляющий делами президента России Владимир Кожин, Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова), губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев и другие.
И, как обычно, церемонии вручения театральных наград «Золотая маска» предшествовал одноименный театральный фестиваль, где можно было воочию увидеть спектакли номинантов. 17-й фестиваль проходил в Москве с 28 февраля по 14 апреля.
В этом году дирекция фестиваля организовала целый ряд проектов в его рамках. Например, во внеконкурсной программе «Маска Плюс» были показаны российские спектакли и постановки из стран СНГ и Балтии. А одним из важных разделов «Маски Плюс» вновь, уже во второй раз, стала программа «Новая пьеса». А с 8 по 13 апреля прошла программа «Russian Case». Это такой проект, предназначенный для продвижения наших спектаклей за рубежом и рассчитанная, прежде всего, на иностранных экспертов-театралов.
Национальная театральная премия «Золотая маска» была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр.
Организаторы национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» – Министерство культуры Российской Федерации, правительство Москвы, дирекция фестиваля «Золотая маска». С 2002 года генеральный спонсор «Золотой маски» – Сбербанк России.
Отбор спектаклей – участников фестиваля и претендентов на премию осуществляют экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники.
Жюри театрального конкурса в этом году возглавляет доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, а музыкальное жюри – музыкальный критик Петр Поспелов, сообщает РИА «Новости».
Отметим, что не обходятся такие масштабные мероприятия и без некоторых конфликтов, недоразумений. Так, по данным «Российской газеты», в щекотливую ситуацию попал музыкальный театр из Ростова-на-Дону. Будучи не новичком на «Золотой маске», он удостаивался национальной театральной премии трижды – в 2003-м, 2005-м и 2007 годах, на нынешний фестиваль театр прибыл с двумя новыми работами – оперой «Князь Игорь» и мюзиклом «Юнона и Авось».
Однако выяснилось, что дирижер обеих постановок Валерий Воронин и исполнитель партии Ярославны из «Князя Игоря» Елена Разгуляева не так давно перебрались в другой театр. После этого их имена исчезли из списка номинантов премии, а постановки прошли в ином составе. Худрук Ростовского театра Вячеслав Кущев в своем письме в «Золотую маску» просил исключить из числа номинантов Воронина и Разгуляеву как артистов, «утративших творческие связи с театром». При этом сам экс-номинант «Маски» Валерий Воронин, ставший главным дирижером Астраханского музыкального театра, рассказал, что предпринимал попытки связаться с Ростовом, но его отказались слушать. Генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина, комментируя ситуацию, отметила, что по положению о конкурсе в его спектаклях участвуют те, кто номинирован.
«Но театр или номинант имеют право отказаться от участия в фестивале. Кроме того, спектакль как продукт принадлежит не номинантам, а театру. И конфликты, когда, скажем, режиссер не хочет, чтобы театр показывал его спектакль на «Маске», или артист просит снять его с номинации, возникают. Мы стараемся их разрешать», – отметила она.
Что касается данного случая, по словам Ревякиной, правильнее было бы, «если бы они разрешили конфликт между собой, ведь и театр упускает возможность получить премию и звание лауреата».
Отметим, что в этом году в рамках «Маски» было действительно много интересных постановок.
Накануне интервью газете ВЗГЛЯД дал один из номинантов премии – 35-летний московский режиссер Константин Богомолов, сумевший в своем спектакле «Wonderland-80» соединить «Заповедник» Сергея Довлатова с реминисценциями из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.