Культура

25 ноября 2010, 18:45

Сергей Лукьяненко: Хочу понять: пойдет или не пойдет

Фото: РИА "Новости"

«Есть люди, которые принципиально не платят. С такими все ясно: если человек любит воровать, его не переубедить. Но есть и достаточно большая группа людей, которые утверждают, будто готовы платить, но только авторам напрямую», – рассказал газете ВЗГЛЯД Сергей Лукьяненко, начавший в своем блоге эксперимент по выявлению «честных» читателей, которые будут платить писателям при условии устранения посредников.

Известный российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в четверг начал в своем блоге эксперимент, призванный выявить число читателей, готовых платить авторам за книги, размещенные в Интернете.

Либо окажется, что схема жизнеспособна, либо люди лукавят, и тогда наше книгоиздание ждут гораздо более трудные времена, чем сейчас

«Вечный довод сторонников электронных публикаций и борцов «с копирайтом» (на самом деле с существующим авторским правом): «Мы не хотим платить посредникам, мы готовы заплатить лично автору за понравившуюся книгу, это современно и удобно». Хорошо! Допустим, я поверил. Если кто-то не заметил, то, протестуя против распространения файлов в пиратских библиотеках, саму идею электронных книг я отстаиваю многие годы. Единственное – я не верю в систему «прочитал – заплатил». Если есть возможность – человек не заплатит. Час будет искать книгу, фильм, песню на торрентах и пиратских сайтах – но не заплатит. И я хочу провести эксперимент, который это докажет», – объясняет свою идею писатель, заранее предупреждая, что «хотел бы ошибиться».

Условия просты: каждый, кто готов заплатить напрямую автору, должен в течение трех суток перевести Лукьяненко один рубль, причем строго определенным образом (условия указаны в посте). Деньги отправятся на благотворительность, а фантаст поймет, сколько человек готовы не просто говорить, но деятельно бороться с пиратством, оплачивая контент без посредников.

Зачем был затеян эксперимент и к чему он может привести, Сергей Лукьяненко рассказал газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Сергей Васильевич, с чего вы решили заняться социальными экспериментами? Ситуация вынудила?

Сергей Лукьяненко: Точно так же, как фильмы и музыка, книги сейчас в изрядном количестве существуют в Интернете в свободном доступе. При этом есть структуры, где книги можно купить, – это электронные магазины, которые выплачивают небольшой согласованный процент автору, – и есть пиратские сайты, где деньги собираются, но в пользу создателей сайта. Правда, есть еще так называемые пираты-альтруисты: с читателей они денег не берут, но и писателям гонорары не выплачивают.

Готовы ли вы добровольно платить за прочитанную в интернете книгу непосредственно на счет автору?






Проголосовать
Разумеется, эта ситуация писателей напрягает, поскольку процент электронных книг все более и более увеличивается. Сейчас электронные книги – это вещь широкодоступная, плюс получают распространение айфоны, айпады, кто-то читает книги с телефонов, кто-то – с компьютеров. То есть рынок электронных книг растет, а бумажных – падает. Даже несмотря на момент своеобразной ностальгии и привязанности читателей к бумажным книгам, все равно можно четко спрогнозировать, что в какой-то момент рынок электронный побьет «классического» конкурента по количеству читателей.

В этом, собственно говоря, нет ничего плохого, потому что это действительно достаточно удобно – особенно для людей, живущих в глубинке или для тех, у кого нет физической возможности уставить квартиру книжными полками. Но возникает основной вопрос – каким образом осуществляется оплата авторского труда? Так вот есть люди, которые принципиально не платят и считают, что платить за книги не надо. По их мнению, писатель должен зарабатывать на жизнь чем-то иным, а романы писать исключительно для удовольствия публики в свободное время. С такими людьми все ясно. Как говорится, если человек любит воровать, его не переубедить. Но есть и достаточно большая группа людей, которые утверждают, будто готовы платить, но только авторам напрямую, их не устраивают никакие посредники. Если можно было бы расплатиться с писателем, они якобы всегда легко и свободно сделали бы это.

ВЗГЛЯД: Но почему такой вопрос вообще встает? Пиратство карается законом...

С. Л.: А с законами у нас все сложно. С одной стороны, авторское право действует, книги вообще нельзя выкладывать в Интернет. Но с другой стороны, есть понимание того, что электронные книги популярны и нужны гражданам. Существует позиция буквально на уровне руководства страны, что надо популяризировать электронные библиотеки, разумеется, не ущемляя при этом авторских прав.

Но в любом случае, невозможно уничтожить пиратство полностью. Пират, который разместил свой сервер где-нибудь в Эквадоре или Парагвае, в общем-то, малодосягаем для российских правообладателей. То есть бороться с этим очень сложно. Если даже Голливуд с его огромными финансовыми и прочими возможностями не способен помешать распространению своих фильмов, то что говорить о писателях и издателях – у них просто несравнимые мощности. И хотя борьба ведется, пока это не будет делаться в общемировом масштабе, проблема неистребима. Поэтому я и решил провести такой эксперимент.

Сейчас постоянно идут споры, одни говорят: «Давайте сделаем так, и всем будет хорошо». Другие говорят: «Это невозможно, человеческая натура на это не пойдет». Вот я и хочу на своем примере понять: пойдет или не пойдет.

ВЗГЛЯД: Полагаете, результаты такого исследования можно будет считать объективными?

С. Л.: Я сразу подчеркну, что суть эксперимента достаточно проста: выявить количество людей, которые готовы затратить определенные усилия, чтобы оплатить книжку. Здесь вопрос даже не в сумме – сумма заявлена в один рубль – и не в предназначении этой суммы – она будет перечислена в любой благотворительный фонд. Важна именно готовность человека совершить какие-то минимальные телодвижения и произвести транзакцию. Я предполагаю, что реальный процент таких людей не более 3–5%. Но в итоге это покажут результаты эксперимента: у меня в блоге 12 тыс. читателей, реально его читают, наверное, тысяч 25–30. Посмотрим по цифрам.

ВЗГЛЯД: В условиях акции вы довольно серьезно ужесточили задачу потенциальным плательщикам. С какой целью?

С. Л.: Потому что, я думаю, пользователи Интернета порой не платят не из жадности, а потому, что электронная коммерция у нас развита плохо. Я сознательно поставил всего одну платежную систему – можно было бы поставить их больше, чтобы упростить задачу читателям, но цель как раз в том и была – понять, готовы ли люди преодолевать какие-то минимальные, но все-таки трудности. Потому что сделать процесс совсем простым – как покупку батона в магазине – все-таки невозможно.

ВЗГЛЯД: И сколько денег вам уже перечислили?

С. Л.: На данный момент – за три часа с начала эксперимента – заплатили где-то 320–330 человек. То есть ситуация примерно такая, как я и прогнозировал изначально. 25 тыс. человек – это минимальная аудитория, которая прочтет об эксперименте. Реально узнают даже больше, потому что мой пост разошелся по различным поисковым системам, люди активно начали приходить по ссылкам... 5% от этого числа – это примерно 1250 человек.

Если за трое суток наберется сумма, превышающая это количество, если хотя бы 2–3 тыс. человек продемонстрируют готовность совершать какие-то действия для поддержки электронного книгоиздания, это будет поводом делать какой-то еще более интересный эксперимент: например, выложить реальный текст и попробовать им торговать. Разумеется, при этом создав уже более удобную схему оплаты.

Кстати, это будет примерным повторением эксперимента, который десять лет назад устроил Стивен Кинг, когда начинал публиковать свой роман и просил читателей за каждый фрагмент заплатить по одному доллару – сумма для Америки ничтожная. В ходе этого эксперимента он обнаружил, что платят лишь несколько процентов читателей, очень обиделся, огорчился и эксперимент прервал.

ВЗГЛЯД: Ну все-таки сравнение получается не слишком корректным...

С. Л.: А я хочу посмотреть, что изменилось за эти десять лет. Все-таки в России сейчас электронные средства платежей развиты – ну хотя бы не хуже, чем в США десять лет назад. Если в ходе второго эксперимента какое-то количество людей продемонстрируют готовность к такому подходу, можно будет выложить уже эксклюзивную публикацию и посмотреть, как на это отреагирует Сеть, что с этим произойдет. Либо окажется, что схема жизнеспособна и люди, которые говорят, что готовы передавать деньги автору, правы. Либо они лукавят, прикрывая свой «пропиратский» настрой, и тогда наше книгоиздание ждут гораздо более трудные времена, чем сейчас.

ВЗГЛЯД: Какое ваше произведение может выступить в качестве «эксклюзивной приманки»?

С. Л.: Я только что сдал в издательство роман «Непоседа» – это продолжение книги «Недотепа», которая вышла год назад. Это такое юмористическое фэнтези семейного плана. На мой взгляд, очень смешная и интересная книга. «Непоседа» выйдет в середине декабря – кстати, параллельно в электронном и бумажном виде. Но выкладывать надо не ее, а что-то новое. Продавать можно будет какой-то эксклюзивный роман или повесть к уже существующему роману – «Непоседе» или «Дозорам».

Сейчас я в процессе выбора. У меня есть несколько сюжетов, и я размышляю, какой из них буду осуществлять.

СПРАВКА:

Появление на рынке большого количества интернет-планшетов, ридеров и других устройств, которые сделали доступным чтение электронных книг, повлекло рост книжного пиратства, сообщается в результатах октябрьского исследования компании Attributor. Согласно данным аналитиков, количество поисковых запросов, связанных с поиском пиратских электронных книг, выросло на 50% только за последний год, спрос на электронные книги на файлообменниках вырос на 20% с момента выхода iPad от Apple. При этом львиную долю прибыли получают «книжные пираты», хотя продажи растут и у тех, кто продает электронные книги законным путем. Всего за три месяца в течение 2010 года Amazon продал больше электронных книг, чем бумажных (в нетвердой обложке). На каждые 100 продаж обычных книг приходилось 143 электронные книги для Kindle. В целом в технологически продвинутых США, по данным Forrester, на электронные книги приходится уже 7% рынка. И по прогнозам, доля электронных книг вырастет минимум в три раза в ближайшие пять лет.

Текст: Алексей Барановский

Вам может быть интересно

Серия взрывов прогремела в Одессе
Темы дня

«Война в одну парочку». 43 дня из жизни дроноводов и не только

В начале 2026 года Минобороны объявило о наборе контрактников для подразделений нового рода войск – беспилотных систем. Спецкор деловой газеты ВЗГЛЯД, благодаря военнослужащим разведбатальона на Константиновском направлении, получил возможность в подробностях оценить, насколько успела измениться боевая работа с приходом БПЛА на фронт – и что именно дроны изменили в людях, уже давно пришедших на СВО.

Китай создал микроволновую угрозу против «Старлинка»

Система американских низкоорбитальных спутников Starlink («Старлинк»), которую США и ВСУ используют в военных целях, больше не является неуязвимой. По крайней мере, это прямо следует из утечек о новом китайском оружии на новых физических принципах. О чем идет речь и есть что-либо подобное в распоряжении России?

Военный эксперт заявил об «эффекте домино» в результате освобождения Чугуновки

Религиовед назвал причины сокращения татар среди посетителей мечетей в России

Экс-посол оценил вероятность возобновления диалога с Японией по Курилам

Новости

В Германии отреагировали на признания брата Кличко пранкерам

В Германии вызвали беспокойство признания брата мэра Киева Владимира Кличко российским пранкерам о подмене брата, Виталия, на встречах и системной коррупции на Украине, сообщает Berliner Zeitung.

Два полицейских ранены при нападении на общежитие вуза в Уфе

В результате нападения подростка с ножом на общежитие медицинского университета в Уфе пострадали двое сотрудников полиции и несколько студентов, сообщили в СК.

В России рекордно упала доля идущих в 10-й класс школьников

В 2024 году разница между школьниками, выбравшими 10-й класс и колледжи, стала минимальной за 25 лет, ранее число старшеклассников значительно преобладала над числом учеников колледжей, следует из исследования ВШЭ. Самым востребованным направлением для поступающих на программы среднего профобразования является «Инженерное дело, технологии и технические науки».

На Украине заявили об одном из самых разрушительных ударов по энергетике

Энергосистема Украины столкнулась с серьезным дефицитом из-за одной из самых разрушительных атак ВС России на важнейшие объекты генерации и передачи электроэнергии, которые находятся на западе страны, сообщили украинские эксперты.

В Милане прошли столкновения полиции с противниками Олимпиады

В центре Милана во время акции против Олимпийских игр группа протестующих забрасывала полицию камнями и фейерверками, задержаны несколько человек.

Украинский стример, прославившийся «минутой молчания», сбежал в Канаду

Украинский блогер Ярослав Краснов, известный своими ежедневными стримами «минуты молчания» по погибшим, выехал в Канаду.

Москалькова рассказала о пытках российских пленных на Украине

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова сообщила о случаях истязаний и гибели российских военнопленных, отметив нарушения международных норм обращения с пленными.

После удара по дамбе у Константиновки оказались отрезаны 3 тыс. боевиков ВСУ

В результате удара ВС России авиабомбой ФАБ-3000 по дамбе у Константиновки около 3 тыс. бойцов ВСУ оказались отрезаны от снабжения и связи с северными районами.

В Италии отметили двойные стандарты Запада на Олимпиаде

Бывший сенатор Италии Джанлука Феррара отметил, что Олимпиада демонстрирует избирательность Запада к странам, вовлеченным в конфликты, особенно в отношении Израиля.

Губернатор Белгородской области Гладков попал под ракетный обстрел

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что попал под ракетный обстрел со стороны вооруженных сил Украины.

Мишустин утвердил новый состав комиссии по Шпицбергену

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о включении 14 новых членов в комиссию по обеспечению российского присутствия на Шпицбергене.

Электрик посоветовал киевлянам выбросить электрочайники до мая

Жителям многоквартирных домов в Киеве электрик посоветовали не пользоваться электроприборами до мая после отключения лифтов и регулярных аварий в электросетях.
Мнения

Игорь Караулов: Евразийство следует переименовать в евроордынство

Евразийство – любопытное историческое учение, но оно не может заменить собой реальное постижение цивилизаций Азии. Азия сегодня – это не бескрайние пастбища c кочевниками. Это небоскрёбы Шанхая. Это японские и китайские скоростные поезда. Это всемирная фабрика.

Владимир Можегов: Куда заведет США «явное предначертание»

Как экспансионизм Трампа уживается с американским же изоляционизмом и почему он находит гораздо больший отклик в американской душе, нежели глобалистский экспансионизм Буша или Клинтонов.

Игорь Мальцев: Ненависть Европы захлебнулась в желании говорить

Что делать с людьми, которые вслух говорят о том, что им нужен продолжающийся конфликт? Трамп говорит, что он борется за мир. Путин говорит, что он всегда готов к миру. И только у начальников Европы нет слова «мир» в вокабуляре.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов