Кажется, покажи кинокритикам еще один фильм, где многозначительно летают птички, при помощи иконок борются с медведями, исцеляют ячмень на глазу целительным наложением рук, истово молятся и юродствуют, – покаются они и уйдут в монастырь, от кинотеатров «Художественный», «Октябрь» и прочих соблазнов мирских подальше.
Во время съемок «Мелодии» члены группы боялись даже приближаться к подобным «актерам», чтобы ничем не заразиться
Некоторые кинокритики, впрочем, люди закаленные. К примеру, рейтинг Федерации киноклубов России на сегодня выглядит так: грузинский нелинейный детектив «Посредник» с Юэном Бремнером («На игле», «Джулиан осленок») в главной роли – 4,8 балла; швейцарская комедийная драма «С Новым годом» – 5,4 балла; болгарский криминальный триллер «Раки» – 5,6 балла; израильская рефлексия «Муки в огне» – 5,8 балла.
Религиозная трагикомедия «Чудо» о том, как Хрущев спас окаменевшую деву от козней Николая-угодника, – 6,7 баллов; «Форрест Гамп», поставленный в декорациях Кандалакши холодной весной 1953-го, «Петя по дороге в Царствие небесное» – 6,8 балла; наконец, фаворит критиков – «Мелодия для шарманки», последний фильм Киры Муратовой, проникнутый социальным и гуманистическим пафосом, – 7,9 балла.
Любимцем – и критики, и зрителей – небезосновательно стала «Мелодия для шарманки», хотя назвать легкой картину о беспризорниках и человеческом равнодушии язык не поворачивается. Между тем именно Муратовой, несмотря на возраст, чудесным образом удается оставаться дерзкой, энергичной и радикальной – не чета современным молодым режиссерам.
Одновременно с этим в «Мелодии» прямым текстом говорятся вещи, настолько обыденные, что становится даже как-то странно слышать их с экрана. Нельзя черстветь душой, наше общество подвержено «раку совести» (эту фразу Александра Вампилова припомнил на пресс-конференции Олег Табаков), равнодушие страшно и, как говорится в известном интернет-меме*, мерзко-мерзко-мерзко!
Все эти мысли произносятся типичными для поздней Муратовой маргинальными типажами: бомжами, беспризорниками, нуворишами. Некоторые из них – вполне аутентичные, как рассказали на пресс-конференции, во время съемок члены группы боялись даже приближаться к подобным «актерам», чтобы ничем не заразиться.
Остальные – знакомые по предыдущим картинам лица: Наталья Бузько, Жан Даниэль, Рената Литвинова, Олег Табаков. Единственный, кстати, кто, кажется, позабыл о том, что в «Трех историях» его героя одна маленькая девочка травила крысиным ядом, и проявил хоть какую-то заботу о главных героях – сиротах, ищущих своих отцов.
Оставаясь верной своему киноязыку, приемам, Муратова сняла самую свою, пожалуй, внятную в социальном плане картину. Более того, именно ее пафос – закоренелого атеиста, но не равнодушного к людям – бьет сильнее, чем богоискательство Лунгина или Прошкина.
Между тем в затылок Муратовой дышит Николай Досталь с картиной «Петя по дороге в Царствие небесное» о том, как обычный деревенский юродивый (синдром Корсакова) воображает себя старшим инспектором ГАИ, исправно выходит на «работу», проверяет права и инспектирует техническую пригодность автотранспорта. Окружающие его жалеют и подыгрывают ему в этой безобидной шалости. Впрочем, уже из названия, отсылающего к «блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное», понятно, что добром эта история не закончится.
Буквально на одну десятую балла в рейтинге отстает еще один представитель модного тренда – русское духовное кино, картина Александра Прошкина «Чудо», основанная на реальной истории о том, как в Самаре в 1956 году девушка Зоя взяла в руки икону Николая-чудотворца и простояла с ней в оцепенении несколько месяцев.
Это не самое главное «чудо» фильма – однажды аккурат после XX Съезда КПСС в городе Гречанске, где происходит действие, совершил вынужденную посадку самолет с Хрущевым на борту. Естественно, Никита Сергеевич в свойственной ему манере и не без помощи «кузькиной матери» разрубил этот религиозный Гордиев узел.
Из основной конкурсной программы с «Чудом» еще может потягаться американский неонуар «Пропавший без вести», стильный, иронически обыгрывающий каноны жанра, но весьма далекий от религиозного пафоса. Большие надежды возлагаются на автора «Нирваны» и сюрреалистичной картины «Зубы» Габриэля Сальватореса, который представлен в конкурсе лентой «Как велит Бог».
Потенциально сильным соперником вышеперечисленным фильмам представляется и картина Карена Шахназарова «Палата № 6», вольная экранизация одноименной повести А. П. Чехова, снятая в реальной клинике для душевнобольных в наши дни.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента