Съемки «Ангелов и демонов» сопровождались скандалами. Римская католическая церковь, весьма уязвленная фильмом и книгой «Код да Винчи», запретила проводить съемки в двух церквях итальянской столицы.
Способы, которыми авторы фильма обращаются с религиозными вопросами, совершенно расходятся с духом религии
Режиссер обеих картин Рон Ховард просил разрешения на работу в соборах Санта-Марии дель Пополо и Санта-Марии делла Виттория, которые находятся в центре города и представляют особую художественную ценность. Эти соборы расписаны Караваджо, в них находятся скульптуры Бернини (по гипотезе Дэна Брауна, принадлежащего к обществу иллюминатов, а поэтому играющего особую роль в этом сюжете), а также часовня, которую проектировал Рафаэль.
«Причина запрета проста – фильм не соответствует взглядам церкви. Более того, способы, которыми авторы фильма обращаются с религиозными вопросами, совершенно расходятся с духом религии. Эта картина – продолжение «Кода да Винчи», и нам понятно, что тема в ней нисколько не изменилась», – заявил итальянской прессе монсеньор Марко Фибби.
То есть принцип понятен: не смотрел/читал, но заранее осуждаю. На самом-то деле «Ангелы и демоны» гораздо безобиднее «Кода да Винчи». Те «крамольные» и «богохульные» предположения, в изобилии присутствующие в первом фильме, в новой картине Ховарда заменены на довольно скучное противоборство иллюминатов, олицетворяющих науку (illuminati – «просвещенные»), и, собственно, церкви.
И те, и другие в свое время не особенно гнушались средствами в достижении намеченной цели, в какой-то момент церковь одержала верх, а иллюминаты ушли в подполье, выйти из которого и отомстить Ватикану за все злодеяния против науки решили только сейчас, в начале XXI столетия.
Начинается все с того, что в ЦЕРНе (Европейская организация по ядерным исследованиям, Большой адронный коллайдер – их рук дело) происходят страшные вещи: физика Леонардо Ветра зверским образом убивают (предварительно вырвав глаз и вырезав на груди символ иллюминатов) и похищают некоторое количество антиматерии.
Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление: понятно, что «Ангелы и демоны» – произведение (и фильм) чисто развлекательного характера, при чтении (просмотре) которого рекомендуется отключить мозг и, желательно, память, но все же описанная в книге ситуация с точки зрения физики не выдерживает никакой критики.
На сайте ЦЕРНа даже имеется популярное опровержение всех «ошибок», сделанных Дэном Брауном, например необходимы миллиарды лет, чтобы создать всего 1 грамм антивещества на существующих ускорителях. А получение 1 грамма антивещества стоило бы порядка 1000 триллионов долларов.
Дочка погибшего физика (израильская актриса Аилит Зорор) и выписанный из Гарварда профессор по религиозной символогии Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) пытаются предотвратить взрыв антиматерии.
Тем временем иллюминаты действуют быстро и эффективно: они похищают четырех претендентов на папский престол и грозятся методично убить каждого в течение четырех часов, отпущенных до взрыва. По кардиналу в час будет возлагаться «на алтарь науки».
Осталось найти место, где злоумышленник собирается убить священнослужителей. Тут на помощь приходит профессор Лэнгдон, и целый час экранного времени полиция на машинах и своим ходом совершает экскурсию по достопримечательностям Рима по принципу: «Палец этого ангела указывает на юго-запад, бежим в ближайший собор на юго-западе».
По количеству ляпов («Кто такой Рафаэль Санти?»), чепухи (уже упомянутая антиматерия) и неточностей (только кардинал, а не простой католик может быть камерарием, а Папой и вовсе может быть избран любой католик – в фильме же эти ключевые для понимания сюжета сцены вывернуты наоборот) «Ангелы и демоны» превосходят «Код да Винчи».
А благостный компромиссный финал картины и вовсе оставляет в недоумении: как, и это все, против вот этой католической пропаганды так боролся Ватикан?! Сплошное разочарование, приправленное трюками, спецэффектами и бесплатной экскурсией по Риму.