Помните эпизод из советского мультфильма про котенка по имени Гав, в котором он залез на крышу вместе со своим другом щенком во время грозы? Они там сидели и боялись.
Коралина в стране кошмаров» как раз рассчитана на тех детей, которых влечет странное, непознанное и пугающее
Гроза гремела, молнии сверкали – жуть! Когда стало совсем невмоготу, герои спустились в подъезд, однако там бояться было совсем неинтересно. Не то что на крыше!
Новая картина автора «Кошмара перед Рождеством» Генри Селика, «Коралина в стране кошмаров», как раз рассчитана на тех детей, которых влечет странное, непознанное и пугающее.
Тех, которые с фонариками под одеялом рассказывают друг другу истории про «в черном-черном городе, на черной-черной улице». Что касается взрослых, то им тоже будет полезно посмотреть «Коралину» – ведь одним из упомянутых «кошмаров» является семейная жизнь.
Формально «Коралина» – первый в истории кукольный мультфильм, сделанный в 3D, и колоссальная работа аниматоров видна даже без специальных очков, выдаваемых на входе в зал.
Ответственным за художественное решение фильма стал японский иллюстратор и дизайнер Тадахиро Уесуги, но не стоит ожидать от «Коралины» типично японских закидонов в духе Хаяо Миядзаки – все куклы сделаны вполне европеоидными, хотя друг Коралины Уайби и напоминает персонажа группы Gorillaz.
Итак, история, случившаяся с Коралиной, с одной стороны, довольно проста. 11-летняя девочка переезжает с родителями в новый (на самом деле старый, населенный своими призраками) дом.
Родители – вечно занятая редакторскими правками мама и зеленоватый с крайней степенью сколиоза отец-журналист – занимаются своими делами, не обращая внимания на девочку. Дом весь скрипит и потрескивает на разные лады, а соседи – чудаки и эксцентрики (или алкоголики, как небезосновательно полагает мама Коралины).
Русский циркач Бобински, дрессирующий мышей, неразлучная пара старушек-театралок, гадающих на всем, что попадется под руку, и мумифицирующих своих скотч-терьеров, да постоянно болтающий мальчишка-фантазер.
Однажды Коралина находит в доме странную дверь, открыв ее, она разочаровывается – никаких приключений, глухая стена из кирпичей. Однако ночью к ней прискакивают цирковые мыши и ведут ее через эту дверь в новый мир, где ее окружают любящие (и вкусно кормящие, что немаловажно) родители, интересные друзья и много-много чудес.
Но есть один нюанс: у «других» родителей, да и вообще у всех вместо глаз – пуговицы, и единственный способ остаться в этой стране чудес – пришить пуговицы (кстати, любой расцветки) себе.
Семья, предстающая в этом другом мире, уделяет Коралине все свое время, она им нужна, правда, зритель до поры до времени не догадывается, зачем.
Довольно жутковато, не правда ли? Нил Гейман, автор литературной основы фильма, создавший также «Задверье» и «Американских богов», признается, что хотя и писал «Коралину» для своих маленьких дочерей, чтобы было что читать им на ночь, но образ пуговиц позаимствовал из древнеримской традиции класть монеты на глаза умершим.
В основу же книги автор положил свои детские фантазии и страхи, последних – в разы больше. Книгу оценили не столько дети, сколько коллеги (Филипп Пуллман, автор трилогии «Темные начала»), а также жюри литературных премий «Хьюго» и «Небула».
Неслучайно «Коралину» называют «Алисой в Стране чудес», пересказанной Стивеном Кингом». Сюрреализма и потаенных монстров здесь чересчур много – даже по меркам Кинга и Кэрролла. Здесь есть кот, живущий между двумя мирами, хоть и не Чеширский, но плюшевый и говорящий. Двойники-големы и злая ведьма, прикидывающаяся доброй мамой.
Импозантные старушки танцуют чуть ли не в неглиже, после чего сбрасывают тела, расстегивая молнию на животе, театральный партер полон крылатых мумий скотч-терьеров, а огромные – во весь экран – острые паучьи пальцы-спицы чуть ли не с самого начала пытаются выколоть глаза или дотянуться до горла, спасибо 3D-технологиям.
Пожалуй, лучшее художественное достижение формата 3D на сегодня.