Культура

8 мая 2008, 09:10

Андреасян: «В XXI веке дирижер – деловой человек…»

Нварт Андреасян – французский дирижер современной симфонической музыки. Родилась в Стамбуле, детские годы прошли в Армении. Почувствовав музыкальную одаренность дочери, которая проявилась уже в раннем возрасте, родители стремились, чтобы она получила серьезное музыкальное образование у лучших педагогов.

В 15 лет подающая большие надежды выпускница Ереванского музыкального училища уехала поступать в Парижскую консерваторию, сразу на дирижерское отделение. После завершения учебы некоторое время работала ассистентом дирижера в знаменитой Гранд-опера. Вскоре переехала жить в пригород Парижа, город Лиль, где начала делать первые самостоятельные шаги в творчестве. Там по два-три раза в неделю выступала с концертами, успевая при этом и преподавать в консерватории, и активно изучать партитуры мало кому известных сочинений современных композиторов. А вскоре к Нварт пришла настоящая удача: она получила приглашение сформировать Ансамбль современной музыки. В течение двадцати лет вместе с коллективом много гастролировала, делала записи современной симфонической музыки для радио и телевидения Франции.

Сопричастность, зовущая в дорогу

В современной музыке не обязательно искать что-то доступное для понимания, слушателю просто надо постараться открыть душу…

В 1993 году, уже известным маэстро, Нварт Андреасян возвратилась в Армению, ее пригласили работать штатным дирижером в Ереванский оперный театр. В настоящее время – гастролирующий дирижер, реализует самостоятельные музыкальные проекты в различных странах мира.

Считается, что если среди огромного количества дирижеров-мужчин женщина смогла пробиться в эту профессию, и не просто пробиться, а занять высочайшие позиции, это уже говорит о ее выдающемся таланте.

Нварт Андреасян, французский дирижер современной классической музыки, производит впечатление еще и очень смелой женщины, готовой к самым различным трудностям.

По ее мнению, временные неудобства, неустроенность – не такая уж великая цена по сравнению с возможностями, которые открывает художнику свобода жизненного выбора. Она никогда не стремилась стать знаменитой: «В работе для меня главное – музыка и то, как строятся взаимоотношения с оркестром».

За последние годы в качестве приглашенного дирижера Нварт Андреасян довелось сотрудничать со многими оркестрами мира. Она была в Уругвае, Бразилии, США, семь лет прожила в Китае, объездила десятки городов Европы. Гастролировала с концертами, участвовала в подготовке музыкальных программ, вместе с тем с большим энтузиазмом занималась просветительством, давая мастер-классы для музыкантов, желающих поднять уровень исполнения современной классики.

Три года назад коллеги предложили Нварт поработать в России. «Почему бы и нет?» – спросила она себя. С тех пор умудряется сочетать творчество с менеджментом и активно, не пропустив ни дня, читает русскую литературу, ведь в свои первые визиты в нашу страну маэстро практически не говорила по-русски.

Удивительно, но приезжего дирижера не останавливают ни соблазнительные предложения, поступающие из знаменитых европейских театров, ни то, что, по собственному признанию некоторых известных российских композиторов, у нас здесь мало играют современную музыку. Нварт упрямо заявляет, что в реализации своих планов всегда стремится идти до конца, а если получается, то и далее. Ей не свойственно следовать каким-то стереотипным нормам поведения. По-видимому, как профессионалу интуиция подсказывает ей другое: служение культуре сегодня предполагает совершение поступков.

– Нварт, с какими трудностями вам пришлось столкнуться в нашей стране?

Если среди огромного количества дирижеров-мужчин женщина смогла пробиться в эту профессию, это уже говорит о ее выдающемся таланте
– Когда Юрий Каспаров, руководитель Ансамбля современной музыки, в 2005 году пригласил меня поработать в России, я с удовольствием согласилась.

Приехала в Москву, прожила тут две недели и всё это время находилась в состоянии растерянности. Кроме Каспарова, я пока для всех новенькая. Кому, какой проект можно предлагать?

Понимала, что любая инициатива могла натолкнуться на стену вопросов: «Кто она такая? На что рассчитывает?» Это же во всём мире так. Да и слов для деловых встреч не хватало, русский знала мало.

Бездарно терять время было жалко, шаг за шагом стала знакомиться с людьми, потому что именно люди делают музыкальную жизнь. Важно, чтобы и в жизни, и в творчестве человек находил помощников.

Мне везло, в новых знакомых чаще всего встречала отзывчивость и понимание. Большую помощь на первых порах оказывали сотрудники французского посольства.

– Конкуренции с коллегами не чувствуете?
– Конкуренция – та, которую вы имеете в виду, – есть в Америке, в Европе, так как там много свободных дирижеров, не связанных только с каким-то одним местом работы, а оркестров, к сожалению, очень мало.

У вас другая ситуация. Гораздо больше музыкальных коллективов. Но творческому человеку, приехавшему со своими проектами из заграницы, от этого не легче.

В музыкальной жизни у вас нет налаженной системы приглашенных дирижеров. Если постоянный руководитель оркестра отказывается включать в программу своего коллектива современную музыку, я ничего не могу поделать.

Конкурентная среда предполагает наличие выбора: тут как в торговом центре, надо показывать всё что есть. Я предлагаю руководителям оркестров сотрудничество, чтобы появился этот выбор для музыкантов, для слушателя.

Сейчас вижу, что к современной симфонической музыке здесь появляется интерес. Два года назад я его не видела.

В мае 2005 года в Международном доме музыки, в зале, рассчитанном на 500 мест, я дирижировала концерт, состоящий из современных произведений. Реально в зале присутствовало не более 200 слушателей. Это ненормально для такого большого города, как Москва. Даже страшно очень.

– А можно ли сравнить, как относятся к современной музыке в Европе и России?
– У вас в стране музыканты, исполняющие произведения современных композиторов, не могут рассчитывать на серьезную финансовую поддержку государства.

А во многих западных странах министерства культуры активно участвуют в пропаганде современной музыки, помогают оркестрам, исполняющим современные произведения, консерваториям, музыкальным школам, где происходит преподавание исполнительского мастерства.

То есть если в Европе распространение профессионального исполнения современной музыки давно стало политикой, для реализации которой объединились и представители культуры, и власть, то здесь пока в этой области происходит заметное отставание.

– Принято считать, что современная серьезная музыка труднодоступна для восприятия. Вы согласны с такой точкой зрения?
– Слово «труднодоступна» я бы заменила словом «непривычна».

В современном музыкальном произведении нет мелодических повторов, поэтому зачастую в памяти остается не отдельная мелодия, а его атмосфера, в которую оно тебя погружает.

Произведение запоминается не ухом, а сердцем. В современной музыке не обязательно искать что-то доступное для понимания, слушателю просто надо постараться открыть душу и почувствовать, что взволновало композитора.

Мы привыкли мыслить и воспринимать мир в его вполне конкретных зрительных образах. Музыка дает понимание, что он гораздо богаче. Конечно, неподготовленному слушателю нужна определенная грамотность. Перед концертом я иногда делаю небольшое сообщение об особенностях того или иного сочинения, о замысле автора.

– В чем особенность музыкальных проектов, которые вы хотели бы в ближайшее время осуществить в Москве? Чем они будут интересны российской публике?
– Слушатели смогут познакомиться с сочинениями композиторов, произведения которых здесь пока еще никто не играет. Мне хотелось бы, чтобы российские зрители знали современных авторов, которые находятся в расцвете творческих возможностей, продолжают активно работать, создавать новую музыку.

Ведь и через двадцать лет мы будем играть Чайковского, Моцарта, Бетховена. Это хорошо. Но что скажет будущее поколение, если мы не сумеем донести до них произведения, родившиеся в наше время? Разве все композиторы умерли? Культура оскудела? Музыкальная жизнь стоит на месте?

Нет! Прошлое навсегда останется нашим богатством, но сегодня мы работаем для будущего.

– Дирижер-менеджер – это сегодня обязательное сочетание?
– Думаю, да. В XXI веке дирижер – это уже деловой человек. Если я не буду предлагать произведения современных композиторов руководителям театров, кто это будет делать? Это часть моей профессии.

Исполнение музыки еще малоизвестных, но талантливых авторов привлекает в концертные залы публику молодого возраста, помогает воспитанию нового поколения музыкантов.

А что мы видим сейчас? В залах много пожилых людей. Это опасно для самих оркестров. А кто придет их слушать через пять, десять лет?

– Что еще зависит от дирижера?
– Казалось бы, в партитуре всё написано, оркестру остается только играть по нотам. Но наша задача – не «прочитать» ноты. А сделать так, чтобы они еще и были наполнены и эмоциями, переживаниями композитора. Дирижер – это человек, который дает партитуре жизнь, который помогает музыкантам играть вместе, сам создает энергию.

Если музыка исполняется на высоком уровне, с большой энергетикой, она не сможет оставить кого-то равнодушным. Слушатель тоже вовлекается в творческий процесс. Мне бывает трудно играть современную музыку без личного знания автора. Даже если композитор живет в другой стране, я обязательно звоню ему, мы вместе работаем над его сочинением.

– Вам довелось сотрудничать с замечательным композитором Эннио Морриконе. Расскажите, пожалуйста, как это было?
– Он мой друг с тех пор, как мы с ним познакомились в 1992 году. Я занималась подготовкой очередного фестиваля современной музыки во Франции и хотела пригласить к участию в фестивале какого-нибудь молодого итальянского композитора. Долго думала – кого, выбирала…

Идею подбросили друзья: «Давай позовем Морриконе». Ничего лучше и придумать было нельзя. Поехала в Рим, удалось с ним договориться. Вечер получился незабываемый. Послушать маэстро пришло много, много людей. Он дирижировал, а когда музыка отзвучала, долго говорил о музыке, о том, как он работает. Это был величайший момент в моей жизни.

Позже он предложил стать дирижером нескольких его произведений, я не раз была у него дома. Рада, что, по отзывам этого великого композитора, как дирижер смогла подчеркнуть красоту звучания и глубину его музыки.

– Нварт, кого бы вы могли назвать своими Учителями?
– Серджиу Челибидаке, Пьера Булеза. Они учили главному, что должен знать дирижер: необходимости уважать возможности музыканта и инструмента, тому, как сотрудничать с оркестром, как понимать, видеть, чувствовать, что нотами написано на бумаге.

А вообще, я учусь не только у великих и известных. Недавно в одном немецком журнале о музыке прочла: дирижер совмещает в себе и артиста, и философа, и ремесленника. Есть над чем задуматься. Думаю, что в профессии дирижера много ипостасей, которые ему помогает открыть в себе музыка.

– Как родился Ваш интерес к современной музыке? Когда это произошло?
– В студенческие годы я в основном играла духовную и старинную музыку, написанную композиторами IX–XIX веков. Во Франции принято, что у студентов периодически в разных театрах проходят стажировки.

На одном из таких мастер-классов мой профессор предложил мне дирижировать современное произведение. Я взялась. Но долго не могла понять, как нужно его играть. И вдруг как ключом открыла дверь. К исполнению современной музыки есть свои подходы. Я овладела этой тайной 30 лет назад. Знаю, как раскрыть красоту совершенно нового продукта, дать почувствовать его вкус. И готова этим знанием делиться.

– Нварт, существует ли вершина карьеры, кульминация в профессии дирижера?
– У каждого высшая точка разная. Кто-то всю жизнь мечтает сыграть какую-то гениальную симфонию, второй работать, например, в лучших концертных залах Америки, другой подняться до высот исполнения определенного автора.

Я играла сотни произведений. Сейчас для меня очень важно сделать проекты в России. Может, это и будет моей кульминацией?

– Что для вас на данном этапе Россия?
– Я много ездила по миру. Могу задержаться надолго в любой стране и не чувствовать себя одинокой. Но здесь особенное ощущение, как будто нахожусь у себя дома. Нравится гулять по Красной площади, Тверскому бульвару.

Смотрю кругом, и порой слезы наворачиваются. Боже мой, какая богатая история, какая культура… Звоню домой родным и с восхищением рассказываю: «Представляете, в каком месте я сейчас живу!»

Текст: Галина Герасимова

Вам может быть интересно

Захарова: Исполнителей преступления в Доме профсоюзов настигнет возмездие
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

В Крыму отреагировали на намеки постпреда Украины об атаке на Крымский мост

Намеки на готовящийся удар по Крымскому мосту с Украины являются оскалом террористов, заявил глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель.

Повстанцы захватили город на востоке ДР Конго

Повстанцы движения M23 захватили город Рубайя на востоке Демократической Республики Конго (ДРК) после ожесточенных боев с правительственными войсками.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Глава МИД Латвии заявила о разрешении Киеву на удары по России

Ряд западных партнеров Украины предоставил Киеву дальнобойное оружие, разрешив применять его для ударов по России, заявила министр иностранных дел Латвии Байба Браже.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Финский Fortum захотел отсудить у России несколько миллиардов евро

Глава финского энергоконцерна Fortum Маркус Раурамо заявил, что компания рассчитывает получить компенсацию в несколько миллиардов евро за утраченные в России активы в рамках арбитражного процесса против РФ.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

Российские разведчики сбили тяжелый украинский БПЛА противотанковой ракетой

Расчет противотанкового ракетного комплекса «Корнет» Южной группировки войск уничтожил украинский тяжелый беспилотник, известный как «Баба-яга», сообщает Минобороны России.

В Одессе прогремели взрывы на почтовых складах

Склады почтовой службы «Новая почта» были повреждены в Одессе после взрывов, сообщила Государственная служба чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) страны.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?