Культура

23 апреля 2008, 18:05

Алексей Никитин: «У нас нет пиратского прошлого!»

Фото: Светлана Мальцева/newsmusic.ru

Еще недавно единственным мировым музыкальным лейблом (мейджором), не представленным в России, оставался Warner Music. Все остальные – Universal, Sony BMG и EMI либо открыли свои офисы в нашей стране, либо выбрали эксклюзивного представителя. И вот в конце зимы неуступчивый Ворнер пришел в Россию. Его представителем и лицензиатом стала компания «Фирма грамзаписи «Никитин».

Спустя месяц после начала совместной работы обозреватель деловой газеты «ВЗГЛЯД» Гуру Кен встретился с основателем и владельцем ФГ «Никитин» Алексеем Никитиным, чтобы обсудить первые результаты и узнать подробности подписания такого громкого контракта.

– Почему Warner Music International выбрал именно Вашу компанию в качестве лицензиата и представителя в России?

А 28 апреля выходит новый альбом Мадонны, который мы будем продавать на носителях…

– Я считаю, этот вопрос нужно задавать самим WMI.

– Я бы задал, но они почему-то так и не соизволили приехать в Москву для объявления о начале сотрудничества.
– В WMI есть три представительства, которые работают с Азиатско-Тихоокеанским регионом, Латинской Америкой и Европой. Мы вели переговоры с лондонским отделением, которое помимо Западной и Восточной Европы занимается рынками Китая, Индии, Африки, много-много чем. Поэтому понятно, какой ритм у топ-менеджеров компании.

– Я встречал статистику, где по легальным продажам Россия уже где-то на третьем месте в Европе... Разве это не так?
– Да нет, думаю, не так. По объему продаж – возможно. Такая статистика может сложиться из нескольких параметров: во-первых, рынок на самом деле большой – население больше 140 млн.

Во-вторых, мы, как это ни обидно было бы признавать, на два-три года отстаем от Европы, где сейчас многие переходят на цифровые носители. В России же физические носители по-прежнему популярны. К сожалению, уровень пиратства по-прежнему остается высоким.

– Возвращаясь к вопросу о WMI. У вас уже были совместные релизы: Мадонна, Клэптон. То есть, они и до этого сотрудничали только с вами?
– Частично с нами, частично с «Союзом». Выходили какие-то проекты в «Союзе».

– Недавно я обнаружил, что на сайте youtube.com клипы WMI запрещены к показу в России. Мы знаем, что WMI всегда довольно враждебно относился к России, считая ее пиратской страной, неперспективной и так далее. Сейчас позиция мейджора изменилась, или они до сих пор считают Россию дикой страной?
– Понятно, что всегда есть некая позиция мейджора. Но она часто зависит от отношения тех конкретных людей на топовых должностях, которые каким-то образом получают информацию, определенным образом ее для себя воспринимают и делают какие-то выводы.

Общение с менеджментом офисов, отвечающих за Россию, у меня началось в 1998 году, когда я работал в концерне «Союз» и заключался первый контракт с WMI на территории России.

Это общение продолжается уже десять лет, и я постоянно высказывал пожелание того, чтобы WMI, как и другие мейджоры, занимали более активную позицию на нашем рынке. Приводил в пример и Universal Music, и EMI, и Sony BMG.

Сейчас активно происходит ротация кадров. В том числе и в связи с тем, что мейджоры плотнее занимаются цифровым контентом.

Тем людям, которые в WMI решают вопросы по России, в ходе многочисленных встреч была предоставлена объективная информация о состоянии рынка – с цифрами, выкладками, доводами.

Естественно, решение принималось не в один момент, но, видимо, донесенная мной информация изменила представление людей, которые сейчас принимают решения по рынку России.

Примечательно, что осенью, когда наши переговоры были в завершающей стадии, Москву посетил Сеймур Стайн, президент Sire Records и вице-президент Warner Bros. Records.

То, что компания Warner прислала столь уважаемого человека для того чтобы он лично составил мнение о ситуации в российской рекорд-индустрии, стало для нас еще одним подтверждением намерений Warner.

Среди последних релизов компании – альбом Андрея Макаревича с «Оркестром креольского танго», новые альбомы Светы Сургановой, «Кукрыниксов», «Короля и Шута», «Хора Турецкого» (фото: sxc.hu)

– Что стало последней каплей? Чем предложение вашей компании отличалось от прочих?
– Мне сложно говорить о достоинствах своей компании в интервью. Выступая с деловым предложением, конечно, я демонстрировал возможности и отличительные особенности компании «Никитин».

Среди них – наличие собственной торговой дистрибуции, которую имеет не каждый лейбл. У нас есть собственная торговая структура, которая еще два года назад взяла курс на снабжение, помимо специализированных сетей, таких, как «Настроение», «Союз», «Хит-зона», еще множество неспециализированных торговых сетей.

Media Markt, «Ашан», «Седьмой континент», «Перекрёсток», «Магнит», «Эксперт», «Берингов пролив», «Евросеть», «Белый ветер», «Полярис», «Буква», «Топ-книга», «Эльдорадо» и другие. Сейчас в арсенале фирмы более 1700 прямых контрактов с сетями. Это серьезная цифра.

Нами была создана структура, обеспечивающая бесперебойную логистику во всех регионах России. Минуя промежуточные склады, товар поступает сразу на полки торговых залов.

Такого результата торговая фирма «Никитин» достигла за короткое время благодаря созданию услуги организации аудио- и видеосекций в неспециализированных сетях «под ключ».

Мы сами разрабатываем планопрограммы, подбираем торговое оборудование, профессионально управляем ассортиментом и обеспечиваем качественный мерчендайзинг. Конечно, эта работа требует больших финансовых и трудовых вложений, но за этим – будущее.

Помимо того, есть стандартная, как у всех, оптовая торговля – крупные дистрибуторы с центральными офисами в Москве, оптовые склады в городах-миллионниках, локальные клиенты в разных городах страны.

Одна из причин, естественно, – отсутствие пиратского прошлого у «Фирмы грамзаписи «Никитин» и лично у меня. Думаю, это тоже сыграло свою роль, потому что мировые мейджоры учитывают такие нюансы, приходя в каждую страну, и Warner Music International блюдет чистоту рядов своих партнеров.

– Может быть, не все наши читатели знают о компании «Никитин». Расскажите о своей компании.
– Среди последних релизов компании – альбом Андрея Макаревича с «Оркестром креольского танго», новые альбомы Светы Сургановой, «Кукрыниксов», «Короля и Шута», «Хора Турецкого».

Кроме того, мы выпускаем много «нишевых» музыкантов и серии сборников: «Любовное настроение», «Настроение – шансон», «Настроение – рок-н-ролл», «Настроение детям».

Серия классической музыки включает уже более 80 позиций. Осенью мы вывели на рынок серию «Дискошоу 80-х» и сейчас расширяем работу с западными партнерами, выпуская и Лучано Паваротти, и Криса Нормана.

После подписания контракта с WMI в течение 2008 года мы хотим выпустить 400–500 позиций CD и DVD на кириллике. Поэтому мы немножко сместили акценты в релизных планах – свернули выпуск сборников и некоторых серий. Наша задача – 25–30 релизов WMI в неделю в недорогом «кириллическом» исполнении.

– Какие финансовые обязательства у вас есть перед WMI – по количеству релизов, которые вы обязаны выпустить, или объему продаж?

– По количеству релизов нет никаких обязательств. Есть наше желание в течение этого года выпустить широкую линейку новых наименований. Слишком долго был некий голод – широкой публике не хватало кириллического продукта.

Поэтому сейчас мы в основном концентрируемся на том, чтобы выпустить больше наименований. Естественно, есть какие-то гарантии, связанные с количеством продаж.

Но, в общем-то, это нормально для любого эксклюзива, все-таки это сложная форма отношений, которая требует от партнеров с обеих сторон идти на какие-то компромиссы. Разумеется, здесь вопрос гарантий совершенно нормальный. Гарантия объемов есть.

– До того, как WMI пришел в Россию, вы просчитывали, существует ли платежеспособный голод в России на такие издания и переиздания?
– Так как у компании «Никитин» есть не только фирма грамзаписи, но и торговая фирма, то, делая предложение WMI, мы учитывали всю информацию, которую все эти годы собирали, мониторили рынок. Структуры, которые специализируются на нишевой музыке, – тяжелой, альтернативной, инди, танцевальной, урбан, хип-хоп, нью-вейв и так далее – рекомендовали нам, в каких направлениях, представленных в каталоге WMI, нуждается рынок.

– Вы с ними консультировались?
– Мы с ними не только консультировались. Получив контракт, мы сотрудничаем с нишевыми лейблами по дистрибьюции отдельных серий, таким образом способствуя продвижению продукта WMI. Я пытаюсь соблюсти заинтересованность всех звеньев в цепочке дохождения продукта до конечного потребителя.

Среди таких партнеров есть те, кто специализируются на DVD. Потому как среди тех 400–500 наименований, которые мы хотим выпустить на кириллике, будет не менее 150 наименований на DVD, которых страна раньше не только не видела, но, может быть, даже не понимает, что есть такой продукт.

Еще три года назад тема DVD с живыми концертами воспринималась очень негативно – считалось, что живой звук хуже по качеству, чем студийный, а люди хотели покупать студийное качество.

Сейчас народ уже понимает, что именно в лайфе, особенно, если это видеоизображение, можно ощутить ту энергетику, которая начинает летать со сцены к многотысячной толпе и назад.

Камеры фиксируют всю эту гуляющую энергетику, и, когда все это смотришь на экране, – мурашки по коже. Люди более активно начинают покупать именно такой продукт, хотя не так давно продать какой-либо музыкальный DVD приличным объемом было невозможно. Сейчас уже есть культура потребления таких DVD не только в Москве и Петербурге, есть спрос и в регионах.

Мы активно работаем со всеми структурами на рынке, которые каким-то образом могут помогать нам продвигать WMI в России.

– Тогда перейдем к Digital Access. Лицензионное соглашение касается исключительно физических носителей. Цифровые продажи, как я понимаю, будут проходить через платформу Digital Access?
– Совершенно верно. И Warner, и Sony BMG, и «Союз», и «Никитин» как акционеры Digital Access отдали ему в управление свои каталоги. Поэтому, если поступает вопрос от каких-либо мобильных провайдеров или Интернет-порталов, можно ли использовать какие-то права, я его адресую генеральному директору Digital Access Александру Вайсблату.

– То есть, компания «Никитин» заниматься цифровыми продажами не будет?
– Нет. Для этого «Никитин» совместно с другими акционерами инвестирует деньги в развитие Digital Access, в создание цифровой платформы, которая позволит наладить процесс B2B, от Digital Access к мобильным операторам, контент-провайдерам и mp3-порталам.

– Вам как акционеру этой цифровой платформы не кажется, что процесс ее создания слишком уж затянулся?
– Процесс построения любого бизнеса не может быть быстрым. Какое-то время занял поиск компромисса между двумя западными мейджорами, двумя российскими компаниями, прохождение через юридические отделы, через финансовые департаменты, потому что дело касалось инвестиций; подписание всех бумаг, создание юридического лица.

Как говорят психологи, между двумя людьми возможна дружба, но как только появляется третий человек, начинается борьба за лидерство. Чтобы не возникало этой борьбы, когда объединяются пять участников, чтобы всё было по справедливости, нужно было какое-то время, подготовительный этап.

Сейчас все процедурные процессы закончены, фирма создана и зарегистрирована, подписаны лицензионные соглашения, проведены переговоры с операторами. Надеюсь, теперь все будет развиваться более быстрыми темпами.

– Ваш прогноз, когда платформа в полную силу заработает?
– Наша фирма грамзаписи уже оцифровала первую тысячу треков согласно требованиям платформы Buongiorno и передала в компанию. То же самое сделали Sony BMG и Warner, насколько я знаю, так что каталог уже существует.

28 апреля выходит новый альбом Мадонны, который мы будем продавать на носителях. Естественно, сейчас, после выхода первого сингла, какие-то сделки между Digital Access и мобильными операторами уже заключаются. Поэтому, думаю, это вопрос апреля месяца.

– Компания «Никитин» известна прежде всего рок-релизами. Как Вы оцениваете нынешнее состояние русской рок-музыки? Насколько эта музыка является конкурентной? В кризисе она или не в кризисе? Очень много разных мнений.
– В целом, я считаю, что с рок-н-роллом у нас в стране все в порядке. Может быть, меня и почитателей рок-н-ролла не устраивает количество дебютантов, вновь открываемых звезд в роке.

Но те, кто уже добился чего-то, – ротаций на радиостанциях, эфиров по центральным и кабельным каналам, – для них все в порядке. То есть, проблема только с молодежью. Ей действительно не уделяется достаточно внимания.

– Интересно узнать Вашу точку зрения по поводу копирайта. С одной стороны, в Англии обсуждают предложение удлинить срок действия авторских прав уже до ста лет, с другой – есть предложение вообще отменить их. Какова Ваша точка зрения на этот вопрос?

– Мы ходим в картинные галереи, посещаем Третьяковку, Лувр, другие музеи, мы читаем книги. У меня отношение к интеллектуальной собственности как к чему-то великому.

Если человек в своей жизни создал какую-то интеллектуальную собственность, то я считаю, она должна охраняться. Я уверен, что дети и внуки этих людей все-таки достойны того, чтобы пользоваться тем, что их дедушка, их бабушка сделали значительного в этой жизни.

– Каким Вы видите будущее российского рекорд-бизнеса?
– Будущее российского рекорд-бизнеса я вижу без пиратства в стране. Я считаю, что в музыке должна быть такая модель, когда человек имеет право выбрать продукт, исходя их своих материальных возможностей. Он может купить импортный фирменный диск по высокой цене или его более доступную кириллическую версию. Каждый человек свободен в своем выборе.

Текст: Гуру Кен

Вам может быть интересно

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Маск: Украине нужно было соглашаться на сделку с Россией в Стамбуле

Американский предприниматель Илон Маск выразил мнение, что Киеву и его западным союзникам нужно было пойти на сделку с Россией в ходе переговоров в Турции в 2022 году.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

ВС России поразили ангар с техникой ВСУ под Николаевом

ВС России силы уничтожили ангар с украинской военной техникой в селе Дмитровка Николаевской области, заявил координатор местного подполья Сергей Лебедев.

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

События 2 мая 2014 года в Одессе официально считаются на Украине трагическим стечением обстоятельств, на деле же это было целенаправленной операцией, заявил бывший подполковник Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Прозоров.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

В парламенте Грузии начались потасовки из-за закона «О прозрачности»

Потасовками и словесными оскорблениями сопровождается в среду обсуждение в парламенте Грузии во втором чтении законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?