Обзор кинематографических шедевров недели в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
«Дитя» (11 марта, вторник, «Культура», 23.55) – 10/10
Право на смерть значит не меньше, чем зафиксированное едва ли не в каждой конституции право на жизнь
Фильм братьев Дарденн, Люка и Жан-Пьера, снятый в 2005 году, этот тандем обласкан вниманием кинокритиков и престижными призами, в том числе получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Вы недавно могли видеть по телевидению их фильм «Сын», тоже завязанный на неявной религиозной проблематике.
Герои ленты «Дитя» сами дети, молодая пара неустроенных лоботрясов; отец, хронически не годящийся на эту роль, продает ребенка. Шокирующий сюжет потрясает зрителей не какими-то моральными назиданиями, а обыденностью всего происходящего. Реализм зрелища подкрепляется такими, например, средствами, как полное отсутствие музыки, даже в титрах. Ребенка в фильме «сыграли» 20 с лишним разных младенцев.
«Фландрия» (13 марта, четверг, «Россия», 00.15) – 10/10
Фильм Бруно Дюмона, снятый в 2006 году. Вы наверняка видели другие фильмы этого режиссера – «Двадцать девять пальм», «Жизнь Иисуса», «Человечность». Многие зрители могут быть шокированы натуралистичностью некоторых сцен, но Дюмон наверняка бы ответил им, что он всего-навсего следует за жизнью, которая не имеет человеческого измерения нравственности и сострадания.
Тоскливая северная Франция сменяется неназываемой африканской страной, где воюют непонятно за что и гибнут не в соответствии со зрительскими ожиданиями. Это очень впечатляющее и безжалостное кино, но оно снято с потрясающей убедительностью, без сочувственной игры с нашими нервами и эмоциями.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (13 марта, четверг, Первый канал, 00.40) – 10/10
Культовый фильм Терри Гиллиама, снятый в 1998 году по книге Хантера Томпсона. Изложенная в книге скандального журналиста пронзительная и яростная история о запоздалых поисках «американской мечты» в 70-е двумя фриками, застрявшими в 60-х, превращается в фильме Гиллиама в гротескную пародию Это уже не разборки американских шестидесятников с 70-ми, это взгляд из 90-х на 70-е, снисходительный и всепрощающий.
Обнаженный нерв повествования Томпсона в фильме вызывает неудержимый хохот – так внук может смеяться над чудившим когда-то дедушкой, который в свою очередь что-то там такое втирал прадедушке про растоптанные идеалы. Ироничность зрелища усугубляется двумя факторами: в главной роли параноидального журналиста выступил Джонни Депп, то и дело сияющий лысиной, а его напарника-юриста, крезанутого наркомана, сыграл Бенисио дель Торо.
«Море внутри» (16 марта, воскресенье, «Культура», 23.00) – 10/10
Фильм Алехандро Аменабара, снятый в 2004 году. Аменабар, известный нам по фильмам «Открой твои глаза» и «Другие», в этой ленте отступает от воплощения фантасмагорической реальности, сосредоточиваясь на реальности внутренней. Именно она остается у героя фильма, которого сыграл Хавьер Бардем.
Что делать , если ты парализован уже 30 лет и хочешь уйти из жизни? Насколько этот выбор возможен для социальной и религиозной ситуации в стране, в которой ты проживаешь? Как отнесутся к этому твои близкие? Право на смерть, за которое борется герой Бардема, для него значит не меньше, чем зафиксированное едва ли не в каждой конституции право на жизнь.
«Али» (16 марта, воскресенье, «Россия», 23.45) – 10/10
Фильм Майкла Манна («Свой человек», «Схватка»), снятый в 2001 году с Уиллом Смитом в главной роли. Это лента про знаменитого боксера Мохаммеда Али – спортсмена и политика. Фильм об амбициях великого спортсмена, жестко захваченного политическими страстями его времени и ставшего одной из самых противоречивых фигур современности. Лента смотрится с неослабевающим напряжением, как будто мы присутствуем при непрерывном боксерском поединке, правила которого изменяются с каждой минутой.
«Великолепная афера» (16 марта, воскресенье, НТВ, 23.45) – 10/10
Фильм Ридли Скотта, снятый в 2003 году. Этому режиссеру одинаково хорошо удаются самые разные фильмы: «Чужой», «Гладиатор», «Тельма и Луиза», «1492», «Бегущий по лезвию бритвы».
Ленты Скотта далеки от типовой голливудской продукции, но и чураются элитарности авторского кино, обращаясь к зрителю без интеллектуальных подмигиваний и экивоков.
Эта лента – своеобразная криминальная комедия про мошенников, облапошивающих обывателей с помощью психологических трюков.
В главной роли Николас Кейдж, его персонаж меньше всего подходит для криминального ремесла – это аутист-параноик, и фильм еще и о том, как личность медленно пробуждается, сбрасывая наросшие оболочки бытовых кошмаров.
Цена, которую придется за это заплатить, будет обозначена только в самом конце фильма.