Культура

5 февраля 2008, 09:31

Алена Свиридова: «Сирены создают гармонию»

Фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Алена Свиридова выпустила первый за последние пять лет альбом «Сирена, или Двенадцать историй, рассказанных на рассвете». В преддверии презентации 8 февраля нового альбома во МХАТе музыкальный корреспондент газеты ВЗГЛЯД Гуру Кен встретился с певицей, чтобы поговорить об аллюзиях на античные мифы в его названии и последних напутствиях от Аллы Пугачевой.

– Подзаголовок альбома: «12 историй, рассказанных на рассвете». Это потому, что песни сочинялись ночью, а записывались утром?
– На рассвете человек наиболее откровенен. Днем он достаточно агрессивен, чтобы выжить. Вечером ему постоянно хочется казаться лучше, чем есть на самом деле: романтичнее, глубже, чувствительнее.

Настоящая любовь – всегда трагедия… Все сказки заканчиваются на том, что они поженились, история умалчивает, что было с ними потом

А на рассвете ты устаешь от этих всех масок, собственно говоря, ты становишься сам собой. И на рассвете как раз и хочется рассказать о чем-то самом сокровенном, чего бы ты никогда не сделал днем или вечером.

Этим я хотела показать такую степень доверительности, в данном случае к слушателям.

– Говорят, ночное состояние связано еще с часом и минутой рождения. Во сколько вы родились, знаете?
– Где-то в полпятого утра. Обычно я сплю в это время, конечно. Но предрассветное состояние – оно, конечно, очень сильное. Я им могу наслаждаться, если куда-то уезжаю, особенно в дикие края.

Я помню, когда мы были в Мозамбике – там я просыпалась реально еще до восхода Солнца. Бегала по пляжу, и Солнце всходило. Но там было дикое место для особо ретивых дайверов, которые лезут в труднодоступные места, и поэтому была реально девственная природа – абсолютно незагаженная и с бешеной какой-то энергетикой. Я вот там, как ненормальная, просыпалась в это время, и еще пыталась будить окружающих. Но и достаточно рано отходила ко сну, когда все еще гуляли.

– Обычно по ночам пишут депрессивные песни. А у вас скорее позитив.
– Состояние светлой грусти – это, наверно, основная черта нашей русской ментальности. В нем заложена какая-то тоска по идеалу. А он, как известно, недостижим. Даже не тоска, а это осознание, что идеал недостижим, делает всё немножко грустным. Но в то же время это всё светло. Я вообще не люблю депрессивную музыку, честно говоря. Я человек очень тонкой и нервной организации и легко поддаюсь таким влияниям. Но музыка задумчивая, лиричная, меланхоличная – мне нравится. Она какие-то сладкие струны будит во мне, в душе.

– Недостижимость – это те самые полшажка до идеала, которых всегда не хватает?
– Наверное. Дело в том, что я знаю одно. Когда достигаешь идеала, следующий шаг – идеал должен умереть, разрушиться, и всё начнется сначала. Поэтому идеала достигать не нужно!

Я все время привожу в пример группу Manhattan Transfer. Они стали петь идеально, лучше этого трудно себе представить в этом жанре – просто боги. И после этого перестали быть интересны! Всегда должен быть люфт, ощущение, что можно еще лучше. А когда ты понимаешь, что лучше уже нельзя, на этом всё и заканчивается.

– Все песни у вас так или иначе про любовь, и если спроецировать предыдущие слова на тему любви, то получается, что не должно быть и счастливой любви. Должна быть любовь с полшажком до счастья?
– Во-первых, вообще все песни – о любви или ее отсутствии. О любви к партии, к Родине, к лесам, полям, к разгульной жизни. А настоящая любовь – это, конечно, не одни розы, но и шипы, подводные камни, очень немногим удается проплыть всю дистанцию вместе. Скажем, это величайший дар и величайший талант. Настоящая любовь – всегда трагедия, и на этом построено всё искусство. Все сказки заканчиваются на том, что они поженились, история умалчивает, что было с ними потом.

Когда я написала «Сирену», ставшую заглавной песней альбома, интуитивно это всплыло. Само слово появилось. Непонятно, откуда оно взялось, я об этом не думала, вот просто оно так легло. И я себе придумала такую историю, что сирены... все знают, о чем речь идет... это такие... в данном случае я изображаю сирену... Потому что я всегда пою о любви, и знаю, что всех подстерегают любовные рифы, на которых, честно говоря, многие рано или поздно разбиваются. Но, тем не менее, я всё равно продолжаю заманивать туда: «Плывите, плывите, друзья, всё равно разобьетесь».

– Это такое коварство!
– Уже потом я полезла в энциклопедию и обнаружила там массу сведений, что сирена – это полудемоническое существо, она рождена рекою Ахелоем и одной из муз. Обладает божественным голосом, божественным артистизмом. И от отца им достался необузданный нрав. Обитают на скалах в количестве большом, заманивают...

– Не тургеневская барышня, прямо скажем.
– Это одна ипостась – в древнегреческой мифологии. Одиссей, когда плыл мимо острова сирен, он даже залепил уши воском и привязал себя к мачте, чтобы не поддаться на зов. Один из его приятелей этого не сделал, прыгнул в море, поплыл и, в общем, почил в морской пучине. А в другой античной мифологии сирены обитают на восьми сферах мирового веретена богини Ананке и своим пением создают гармонию космоса – вот такая трактовка. В русской мифологии это птица Сирин, тоже райская дева-птица. Опять же везде дева-птица с неземным голосом, которая очаровывает своим пением, а что происходит дальше... Кому-то хорошо, а кому-то... может, не вовремя его очаровали. Об этом история умалчивает. А в западноевропейской трактовке – это образ страдающей души. И как-то все вместе – это очень всеобъемлюще, если взять все эти трактовки. В этом что-то есть.

– А что ближе вам? Какая версия?
– Как-то все вместе, потому что не бывает всё однозначно. Как человек не бывает однозначно хорошим... Тут и божественное начало, и демоническое тоже присутствует. Такой должна быть настоящая женщина.

– Слова и музыку писали целиком вы, а кто делал аранжировки?
– Аранжировки делал Тимур Рыжов, он мне попался, потому что делал пару песен Алсу. Это не первая наша работа, мы с ним делали песню «Я слишком много знаю». И мы еще делали, кстати, несколько песен, которые в альбом не вошли. Вообще с этим альбомом история достаточно интересная. Я пять лет не выпускала альбомы, но писала песни. И весной 2007 года я поняла, что есть материал на альбом, просто нужно собрать и выпустить.

Как вдруг написалась песня, которая была совсем не в тему, совсем не в стилистике, вообще другая. И меня так вставило, я думаю: Боже мой, надо вот так петь! И тут я обнаружила в блокноте кусочки каких-то стихов, которые никогда бы не стали попсовыми песнями по причине невозможности этого. И я написала следующую песню.

И говорю Тимуру: а давай вообще не будем думать ни о каких форматах. Куда это ставить – все равно. Мы это делаем так, как будто себе мы это делаем. Я не буду думать, кому это понравится. Я хочу, чтобы звучали акустические инструменты, чтобы всё было максимально прозрачно, чтобы мы могли донести текст прежде всего. Потому что текст в некоторых вещах совсем не простой, и он требует, чтобы его услышали, мы не можем его ничем забивать. И все было построено к тому, чтобы эмоциональную текстовую составляющую донести прямо-прямо, чтобы ничто не мешало это делать. И как-то осознание того, что не нужно ни под кого подстраиваться, что мы просто делаем дело, потому что это хочется, это как-то так освободило, все вдруг впали в какую-то нирвану. И музыканты, которые приходили, тоже попадали под это влияние. Вот это всё было не так, как у всех.

Я получала колоссальное удовольствие. Так сложилось, что ребенка с мамой я отправила на всё лето в Крым, осталась одна-одинешенька, и с утра до ночи я проводила там время. Домой приходила, валилась, и потом обратно ехала в студию. Больше ничего не происходило, только я была в какой-то там нирване, постоянно такая отмороженная, но было абсолютное кристальное видение, что нужно делать. Полное единение с аранжировщиком. Мы как будто сели на одну волну, мы ее поймали, мы на нее настроились, ничто нам больше не мешало. И не было желания всё улучшать, как обычно это бывает. Напишешь песню, а потом начинается – так, вот это надо переиграть, а тут бы хорошо перепеть, а тут еще что-то. И процесс становится бесконечным. В этот раз сделали быстро, и потом я слышу и понимаю, что не надо, больше ничего не нужно – ни прибавить, ни убавить, ни перепевать. Вот так надо, так это хорошо. Честно говоря, у меня первый раз такая ясность мысли. Обычно я склонна к гораздо большим сомнениям и постоянному улучшению.

– И решили выпускать этот альбом. А как же готовый предыдущий?
– А тот остался не у дел. Я потом послушала... Часто, конечно, бывает у артиста, что мы не всегда объективны. Нам всегда нравится новое, новое лицо нам нравится гораздо больше, чем старое. Может быть, нужен уже мне какой-то консилиум, потому что я не в состоянии уже оценить, хороши или плохи те песни. Они уже так долго жили без альбома на живых концертах, что, в общем, я как-то потеряла энтузиазм. Я либо их пока оставлю, и у меня будет шанс выпустить следующий альбом, может быть, какую-то найти свежую стилистику.

Я каюсь, эти предыдущие пять лет меня немножко не сломали, но нагнули. Нагнули в том смысле, что это была постоянная борьба с радиостанциями: «Неформат, сложно, давайте проще». Нате проще. «Еще проще»... И начинается вот это: «Чего изволите?» Начинается: «А давайте гитару перепишите». Переписываем гитару. «А теперь вот это перепишите»... Какое-то такое мурыжение. Потом ты не дозваниваешься до программного директора. Ты месяцами ходишь туда. И в какой-то момент я так от этого устала!

У меня даже было такое состояние, что я вообще перестала писать музыку. Я даже как-то музыку разлюбила. У меня было такое ощущение, что меня предали. Что я пишу-пишу, хожу-хожу, и всё это – лбом в стену. У меня уже не лоб, а вот такая просто огромная шишка, которой я долблюсь-долблюсь. Я тогда написала книжку, то есть пошла «налево». Написала книжку, сыграла в кино, написала музыку к кино. Энергию направили в другое русло. Но потом, прямо скажем, наигралась я там. Всё-таки я музыкант. Такая это данность. Я поняла: я музыкант! Открылось какое-то дыхание, я на все плюнула и получила большое удовольствие от возвращения в «лоно семьи».

– Почему вы никогда не делали совместных проектов с Ириной Богушевской? Ведь в одном сегменте работаете.
– А я не думаю, что нужно делать что-то вместе с Богушевской. Надо делать что-то как раз с людьми, наиболее от тебя далекими. Вот это будет интересно. Я бы, например, с какими-нибудь отвязными рокерами сделала. Либо сделать какую-нибудь хип-хоп версию на «Розовый фламинго». Причем чтобы жгли. Я даже не знаю с кем, надо подумать. А так – масло масляное.

– Последний дуэт был, кажется, с «Динамитом».
– Но вот я эту песню в альбом тоже не включила. Она слишком попсовая.

– «Динамитовская».
– Да. Но она и была «динамитовская», честно говоря. Как-нибудь ее нужно было делать, может быть, по-другому, если уж мы состыковались. А то получилось, что моего здесь очень мало, кроме правки текста. Текст у нас такой получился пятьдесят на пятьдесят, собственно говоря. А все остальное – это была динамитовская история.

Сейчас Маршал мне предлагает спеть вместе. У него уже есть одна песня, где я ему написала текст, когда ему было 33 года, – текст от лица 33-летнего мужчины. Я очень прониклась этим ощущением, влезла в кожу мужскую и написала абсолютно мужской текст. Маршал чуть ли не рыдал: «Как?! Это то, что я чувствовал!» А я не знаю как. «Утоли же, осень, все печали» она называется. У меня действительно было полное ощущение, что я Маршал, что я мужчина 33 лет и я писала вот этой рукой. Не придумывала, а реально, как в кино, вдруг стала другим человеком.

И потом после этого мне позвонил Айзеншпис и попросил писать для Сташевского. Я подумала и отказалась, потому что я не могла влезть в шкуру Сташевского. Я не знаю, что это, я не вижу образа. Я не понимаю, что мне на себя надевать. Я поняла, что не смогу от его лица его, потому что я его не чувствую. Я могла бы написать песню для Преснякова-младшего. «Пресного» хорошо чувствую.

– Спрошу про Аллу Пугачеву. Она приглашала вас на «Рождественские встречи». А после этого как-то я не видел вас на ее мероприятиях. Вы с ней общаетесь?
– Мы общаемся очень мало. Но, кстати, на тему нового альбома мы общались, и она очень позитивно к нему отнеслась. Она взяла его на радио «Алла», кстати, первая из радиостанций поставила в эфир и дала несколько советов по поводу очередности песен, постановки и вообще. Отнеслась к нему очень положительно. Я позвонила: «Алла Борисовна, мне нужен ваш совет». Она говорит: «Приезжай». Прихожу к ней домой, мы посидели, она прослушала его весь целиком, некоторые песни по несколько раз, писала на карточках это всё. Я ей за это благодарна.

– 8 февраля пройдет презентация во МХАТе. А когда новый альбом увидят в регионах?
– Я думаю, что через месяц уже мы поедем по регионам. Уже в марте. Постараюсь максимально сохранить все находки для гастролей. Хочется, чтобы шоу не утратило своих элементов. Соответственно, это всё упирается в деньги, как всегда.

Текст: Гуру Кен

Вам может быть интересно

Марочко: ВС расширили буферную зону в Днепропетровской области
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов