Подобное мнение, вторя другим экспертам современного искусства, высказал известный аукционист Тобиас Мейер, проводивший последние нью-йоркские торги дома Sotheby’s.
Мы еще не достигли крайней точки, но уже очень близки к этому
Во вторник организаторы аукциона подвели весьма неутешительные итоги. Общая выручка от проданных лотов составила чуть больше 125 млн долларов при оценочной стоимости всей коллекции в 202,4 млн долларов, пишет New York Times.
Глава секции современного искусства Sotheby’s Мейер, в свою очередь, отметил, что нынешнее состояние мировой экономики заставляет коллекционеров и ценителей искусства перестраховываться и снижать ставки, что в результате привело к «откату» цен на произведения современного искусства на уровень 2006 года.
Американский бизнесмен и известный коллекционер Эли Броуд также выразил свое беспокойство падением цен в сфере современного искусства. «Сумма проданных лотов составила половину предполагаемой выручки. Мы еще не достигли крайней точки, но уже очень близки к этому». Сам Броуд менее чем за полтора часа потратил более 8 млн долларов на работы Джеффа Кунса, Эдда Руша, Дональда Джудда и Роберта Раушенберга.
На торгах также присутствовали актер Стив Мартин и легендарный дизайнер Валентино.
Всего на аукционе было представлено 63 лота, 20 из них – так и не нашли своих покупателей.
Звездой вечерних торгов стал арт-проект французского художника Ива Кляйна «Archisponge», созданный в 1960-м году и относящийся к так называемому «синему периоду» его творчества. Эта работа, представленная шведским коллекционером, была продана за 19 млн долларов при оценочнеой стоимости - 25 млн.
В число самых ожидаемых лотов вошла картина Роя Лихтенштейна «Half Face With Collar», которая украсила обложку аукционного каталога. Однако прогнозы экспертов относительно этого произведения не оправдались и самый ожидаемый лот, в итоге, оказался самым провальным.
За творение Лихтенштейна аукционеры рассчитывали выручить сумму в пределах 15-20 млн долларов, но этот объект, хоть и вызвал большой интерес, так и остался не проданным. Казус заключается в том, что дом Sotheby’s гарантировал итальянскому коллекционеру Спероне, предоставившему картину на торги, минимальную выручку в размере 15 млн долларов.
Тем не менее, другое творение Лихтенштейна «Interior With Red Wall» 1991 года было приобретено за 6,2 млн долларов, составив разницу в полтора раза от своего эстимейта.
Коллаж Тома Вессельманна «Great American Nude #21» ушел с молотка за 3,6 млн долларов (4,1 млн с комиссией) в то время, как специалисты прогнозировали сумму от 6 до 8 млн долларов.
Примечательно, что абстрактную картину Сая Твомбли «Без названия» приобрело то же лицо, которому было продано произведение Кляйна. Полотно Твомбли, оцененное специалистами от 4 до 6 млн долларов, ушло с молотка за 4,2 млн долларов или 4,7 млн, включая комиссию.
Настоящий ажиотаж вызвала одна из самых популярных работ Джеффа Кунса «Wishing Well», за которую сражались сразу четыре потенциальных покупателя.
Однако в этой борьбе уверенную победу одержал Эли Броуд, заплативший за Кунса 2,1 млн долларов при оценке экспертов в 2,5 млн.
Сотрудники аукционного дома Sotheby’s приложили немало усилий, чтобы убедить продавцов шедевров современного искусства умерить свои ожидания, пишет New York Times.
Еще одной неожиданностью вечерних торгов Sotheby’s стали два произведения популярнейшего и одного из самых дорогих художников современности Дэмиена Херста. После успешного аукциона в июне, все любопытные взоры коллекционеров и ценителей искусства были обращены к судьбе двух выставленных работ Херста «Ethionamide» и «Midas of Phrygia». Как ни парадоксально, первая из них стоимостью в 1,-1,5 млн долларов показалась публике слишком дорогой и недостойной внимания. Зато другое творение все-таки нашло своего покупателя и ушло с молотка за 700 тыс. долларов при эстимейте в 1,2-1,5 млн долларов.
Как отметил Эли Броуд после завершившихся торгов, сейчас покупатели произведений искусства стали «очень аккуратны со своими финансами и разборчивы в выборе приобретаемых работ».
В начале ноября аукционный дом Sotheby’s не смог продать картину русского мариниста Алексея Боголюбова «Вид Санкт-Петербурга», выставляемую за цену в 3 млн долларов.
Остальные произведения того же аукциона были проданы ниже прогнозируемой стоимости, а общая выручка также оказалась вдвое меньше ожидаемой прибыли.
А еще ранее ввиду затруднительного положения на арт-рынке из-за финансового кризиса на лондонских торгах Sotheby’s самые ценные лоты, включая «Черепа» Энди Уорхолла и «Гниение» Герхарда Рихтера, были проданы намного дешевле предполагаемой суммы.