Номинации:
1.Художник года.
2.Молодой художник года (до 30 лет).
3.Медиа-арт проект года.
4.Приз зрительских симпатий (победитель в этой номинации будет определяться посетителями выставок, посетителями веб-сайта премии, читателями журнала «АртХроника»).
Любое решение жюри вызовет град критики. Общество должно быть вовлечено в обсуждение. И это круто!
Номинантами могут стать только граждане Российской Федерации.
Победитель в номинации «Художник года» получит 40 тыс. евро (50 тыс. долларов). Это сумма вполне сопоставима с мировой практикой национальных премий в области СИ. (Для сравнения, главный приз британской Премии Тернера составляет 25 тыс. фунтов, это около 50 тыс. долларов.)
В составе жюри – мировые авторитеты в художественной сфере: Аниш Капур (художник, Великобритания, председатель жюри), Валери Хиллингс (куратор, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, США), Фридхельм Хютте (директор Deutsche Bank Art, Германия) и др.
Срок подачи заявок: с 5 июля по 5 сентября.
Церемония вручения «Премии Кандинского» пройдет 4 декабря 2007 года – в день рождения великого абстракциониста.
Цель означенной премии – способствовать развитию русского современного искусства и усиления его влияния на планете.
Премию назвали в честь выдающегося русского художника и теоретика, пионера абстрактной живописи – Василия Кандинского (1866–1944). Организаторы так объяснили свой выбор: «Кандинский – один из немногих русских художников, внесших огромный вклад в развитие мирового искусства. Наряду с Питом Мондрианом он считается изобретателем абстрактного искусства – главного арт-тренда XX века». А также «Василий Кандинский на настоящий момент – самый дорогой русский художник, его аукционный рекорд – более 20 млн долларов, что значительно превышает не только достижения Малевича или Шагала, но и всех других отечественных мастеров». Их финансово-художественные соображения ясны.
Я посчитал не лишним напомнить высказывания великого русского художника из его программной работы «О духовном в искусстве». Они будто написаны сегодня и вполне могут служить для напутственной речи классика, обязывающей коллег по мастеровому цеху придерживаться высоких критериев (об утере которых в последнее время кипят дискуссии).
Дмитрий Врубель |
«Иногда художник пользуется своей силой для потворства низменным потребностям: в якобы художественной форме он изображает нечистое содержание, он привлекает к себе слабые элементы, постоянно смешивает их с дурными, обманывает людей и помогает им обманывать себя, убеждая себя и других, что они жаждут духовно и удовлетворяют эту жажду из чистого источника. Такого рода произведения не помогают движению ввысь, они тормозят, оттесняют назад стремящихся вперед и распространяют вокруг себя заразу».
«Художник – служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен прежде всего культивировать душу и развивать ее, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки – пустым и бессмысленным подобием руки».
«Отсюда естественно вытекает, что художник несет троякую ответственность, по сравнению с нехудожником: 1) он должен продуктивно использовать данный ему талант; 2) поступки, мысли и чувства его, как и любого другого человека, образуют духовную атмосферу, очищая или заражая окружающую среду; и 3) поступки, мысли и чувства являются материалом для его творений, которые, в свою очередь, воздействуют на духовную атмосферу. Художник – «царь».
Таковы глобальные задачи художника в видении Кандинского. Однако попросим прокомментировать учреждение первой значительной российской премии в области СИ одного из самых актуальных художников нашей с вами современности – Дмитрия Врубеля. Тем более он и сам будет выставлять на конкурс огромное художественно-публицистическое полотно (в соавторстве с Викторией Тимофеевой) – «2007».
– Современное искусство – единственная область, которая существовала долгое время без крупных премий, – посетовал Дмитрий. – Огромное количество премий в литературе, кино, театре. А ведь в нашей области крутятся большие деньги. СИ уступает разве что кино и спорту. Но оно менее затратно, его себестоимость невысока. По соотношению вложенных денег и прибыли – это №1. Премии играют в первую очередь социальную роль. Они работают на имидж того или иного вида искусства. У современного искусства проблемы с авторитетностью. Общественное мнение таково, что этим занимаются либо придурки, либо жулики.
– В том смысле, когда посетители экспозиций смотрят на работы, думают что придурки, а когда узнают цены – что жулики?
– Вот-вот. Но восприятие подразумевает подготовленного зрителя. Он достаточно много должен знать, чтобы что-то понять. Проще заявить: раз я не понимаю, значит, это полная чушь.
– Премия должна подхлестнуть страсти внутри мира художников? Допустим, Шемякин объявил крестовый поход против концептуализма.
– Напротив, всего этого безумно мало. Здесь мы чудовищно отстаем, если брать какие происходят войны в кино и литературе. Между актерами и режиссерами, между писателями и издателями. Вплоть до убийств!
– До этого, надеюсь, не дойдет.
– Я давно заметил, что показателем привлекательности и успешности того или иного рода деятельности (в том числе искусства) является присутствие криминала. Интерес перетекает в деньги, деньги перетекают в бизнес, а где бизнес – там криминал. Я и опасаюсь, что заданная сумма будет увеличиваться, появятся другие премии. Когда в денежной цифре четыре-пять нулей – к ней серьезное отношение. Если больше – за ними жулики. И дальше, как традиционно в России, начнется коррупция. Люди будут специально организовывать премии, чтобы дать своим.
– Но на старте возможна объективность? Самого Аниша Капура в председатели пригласили. Это уже другая мафия – английская. Есть шансы, что пока российская коррупция не размоет критерии?
– Пока одна премия – все будет нормально. Худшее начнется, если они будут плодиться. Деньги у нас имеют решающее значение.
– Но кроме денег есть момент профессионального признания, как, например, «Оскар», Нобелевская?
– Какая самая авторитетная, по-вашему, у нас премия? Президентская! Кто главнее: Кандинский или Путин? Конечно, Путин!
– А как же художественные достоинства работ?
– Премии не имеют отношения к качеству искусства. Это, скорее, признание заслуг. Например, признание заслуг покойного Пригова или здравствующего Кабакова. И надо бы дать бабки какому-нибудь молодому хорошему художнику.
– Там есть номинация «Молодой художник года».
– Вот-вот, когда у человека просто нет денег! С точки зрения благосостояния художников и то, что в обществе начнут уважительнее относится к современному искусству, – это неплохо. К тому же любое решение жюри вызовет град критики. Однако об этом будет писать не художественный журнал с тиражом в 500 экземпляров, а «Комсомольская правда», ваше интернет-издание. И это круто! Общество должно быть вовлечено в обсуждение. И это очень важно и замечательно!