Культура

22 июня 2007, 09:30

Золотые вериги академии

250-летний юбилей своего существования Российская академия художеств отметила масштабной выставкой, занявшей оба этажа Манежа. Там представлены почти все столпы российской академической живописи, от Брюллова до Глазунова. И, несмотря на разнообразие представленных мастеров, видно, что по-настоящему революционные изменения в живописи производили те, кто оставался за пределами академических стен, как, например, Давид Бурлюк или Казимир Малевич.

В фотографической части экспозиции выделяется значительностью портрет настоящего президента Академии (с 1997) – Зураба Церетели. Мэтр сидит в кресле, словно на троне, в фартуке, перепачканном краской. В левой руке – тряпочка и кисточка, в правой – мобильник. Современный царь-труженик: левой рукой занимается искусством, правой – бизнесом.

Апофеозом русскости на выставке стали гигантские чугунные валенки

Из лидеров старой школы на снимке неизвестного фотографа представлена мастерская профессора И.Е. Репина – «Постановка натуры» (1897). Илья Ефимович объясняет сосредоточенным студентам, как сподручнее зарисовать голую девицу, слегка прикрытую пледом и освещаемую керосиновыми лампами.

Рядом фото (1913) мастерской профессора К.Е. Маковского, где обнаженных натурщиц уже десятки, а лампы – электрические. Сам профессор в костюме-тройке является центром художественно-эротического движения, состоящего из художников, моделей и развешанных по стенам картин упитанных ню.

На снимках 20-х – революционная, весело-растрепанная богема. В 30-х ее сменяют сумрачные бритоголовые пролетарии.

В графической части экспозиции – копии работ, послуживших образцами для российских живописцев. Самая любопытная – многометровая копия Босси Джузеппе, сделанная с фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Как известно, шедевр Леонардо из-за его экспериментов с химическим составом красок, стал портиться еще при жизни автора. Поэтому только в копии мы можем увидеть эту грандиозную картину завершенной. А такая крупная версия дает возможность разглядеть подробности.

Из тринадцати персонажей сразу выделяются два основных, два полюса напряжения – Иисус и Иуда. Левая рука Христа повернута ладонью вверх – дающий жест. Правая ладонь обращена в сторону Иуды. Их ладони как бы пересекаются на расстоянии.

У Иуды мефистофелевский профиль: крупный крючковатый нос, борода. Правой рукой, в которой зажат мешочек с сребрениками, он опрокидывает солонку (плохая примета), а левую тянет к правой руке Христа. В его позе читается и любовь, и ненависть к Учителю. Картина об извечном противостоянии двух мировых начал.

На другом этаже представлена впечатляющая панорама российской живописи за последние два с лишним столетия. Ощущается подражательность западным образцам: и религиозным, и светским. Скучный ряд парадных голов на черном рембрандтовском фоне. А мифологические и христианские сюжеты обыгрываются близко к манере итальянцев и фламандцев. Своеобразие вносит только родная натура.

Представлены все гиганты русской живописи: Брюллов, Крамской, Серов, Куинджи, Левитан, Шишкин, Репин…Жаль, их произведения, за малым исключением, для этой выставки выбраны неяркие.

XX век воспринимался уже не как плеяда художников, а как музей социальных типов: колхозниц, революционеров, солдат, космонавтов.

Зато публика подолгу задерживалась возле страшноватых фантасмагорических гоголевских «Носов» Вильнера и по-цирковому пестрых эскизов декораций Мессерера к балету «Конек-горбунок». Прикладная живопись, являющаяся продолжением литературы или драматургии, выглядит сильнее.

Академическая русская живопись не являлась выразителем какой-то мощной идеи, кроме национальной самобытности. Она воплощалась в среднестатических типажах: ударниках, пьяницах, крестьянах. Апофеозом русскости на выставке стали гигантские чугунные валенки. За 250 «академических» лет русские таланты не слишком ускорили мировую художническую мысль, но по части отражения национальных корней – преуспели.

Сумма не меняется

К.П.Брюллов. "Портрет итальянской певицы Фани Персиани"

Открылась обновленная экспозиция «Искусство XX века» в Третьяковке на Крымском Валу. Ничего особо радикально не поменялось. Оно и понятно, структура этой постоянной экспозиции и так хороша. Но в качестве «оживляжа» были добавлены некоторые работы 1914–1915 годов прошлого столетия. Сам этот апокалипсический, переломный период истории всегда любопытен своими творческими исканиями.

В этом плане замечателен открыватель таланта и друг Маяковского – художник и поэт Давид Бурлюк. В раннем творчестве он был консервативен, малевал сочно-банальные украинские виды с речками (он родом из-под Херсона). А потом в его полотна ворвались многоглазые и летающие существа ("Женщина с четырьмя глазами и цыпленок", "Композиция с глазом") и прочие футуристические штучки. Из свежепредставленных полотен привлекает «Святослав» (1914). На коврике по-турецки сидящий мужчина пирует, подняв в руке вместо заздравного кубка половинку собственного черепа. Вероятно, так Бурлюк передал безумие начавшейся войны…

В зале Петрова-Водкина возле портрета его кисти петербургской салонной красавицы Саломеи Андрониковой, возник еще один ее портрет – Василия Шухаева. У Петрова-Водкина Саломея – таинственна и изящна. Шухаев наполнил ее фигуру тяжеловесным, подобострастным пафосом. В общем, можно заняться сравнительным анализом.

Постоянные посетители обновленную экспозицию оценят. Правда, от перестановки слагаемых сумма не поменялась. Может, и к лучшему.

Присвой шедевр!

В галерее pop/off/art открылась выставка Нафтали Ракузина – художника, десятки лет преданно воспроизводящего на полотнах репродукции известных произведений в книжном формате. Картины Ракузина наполнены книжными полками с раскрытыми фолиантами. На разворотах последних мы видим шедевры Рембрандта и Моне.

Если опустить теоретические выкладки по постмодернизму, то в вещах Ракузина можно усмотреть «одну, но пламенную страсть» – к книгам как таковым. Между прочим, вполне интеллигентно-советское увлечение, хоть Нафтали давно уехал на ПМЖ сначала в Израиль, а потом во Францию. К тому же он является сыном книжного иллюстратора, а значит, с детства был окружен волшебной аурой создания книги.

Поэтому его умиротворяющие рисованные интерьеры смотрятся как необходимое продолжение бытия человека, искренне интересующегося искусством. Рядом с его картинами хочется выпить чашечку кофе, окунаясь в уютно-неспешный мир живописи, с которым в мы, большинстве случаев, контактируем посредством альбомов, а не музеев. Включается и собственнический инстинкт: в альбомах это уже конкретно твои Сезанн и Моне. Пусть в книжных переплетах! А Ракузин их сделал «дважды своими», поместив обратно в пространство картинной рамы.

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России
Темы дня

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Рябков назвал условия развертывания российских РСМД

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Путин назвал российскую вакцину от рака прорывом

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что российская вакцина от рака, разрабатываемая ФМБА, станет значительным прорывом.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Шойгу рассказал о планах России исключить талибов из черного списка

Москва планирует исключить талибов (исламистское движение «Талибан» находится под санкциями ООН за террористическую деятельность, запрещено в РФ) из черного списка для развития отношений с Афганистаном, заявил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Вяльбе рассказала о своем единственном несогласии с Путиным

Президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе выразила несогласие с президентом России Владимиром Путиным по вопросу самостоятельного решения российских спортсменов об участии в международных соревнованиях, считая, что должна быть единая политика.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?