Культура

6 февраля 2007, 08:43

Окоченение

Фото: winzavod.ru

Олег Кулик решил выступить как куратор. Он сделал большой проект, в котором поучаствовало 59 художников – от Андрея Монастырского до дуэта Дубосарский – Виноградов, от Дмитрия Гутова до «Синих носов», причем работ самого Кулика на этой выставке нет. Проект называется «Верю». Вопросы, которые он ставит, просты, как пять копеек: «В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает Вас в священный трепет? В чем сосредоточено Непостижимое и Невыразимое, при встрече с которым Вы теряете дар речи? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?» Ужасно ново, не правда ли?

Вряд ли найдется хотя бы один вменяемый человек, комфортно чувствующий себя вблизи московских вокзалов. Для того чтобы попасть на «Винзавод», необходимо пройти мимо одного из них – Курского. Вот и приходится во время всего (надо сказать, неблизкого) пути к «Винзаводу» решать стратегические задачи вроде: как миновать на узкой улочке, где и двоим не разойтись, группку спешащих к местам промысла и/или ночлега бомжей? Впрочем, нюансы пути к арт-центру искупаются в целом самим арт-центром.

Пара слов о «Винзаводе»

По большому счету «Верю» – это еще одна сторона постмодернистской игры, которую, судя по всему, критикует проект

«Винзавод» – абсолютно гениальное место. Раньше здесь располагался завод «Красная Бавария» (и завод этот производил вовсе не двигатели для автомобилей BMW, как могли подумать некоторые, а пиво). Впоследствии «Красная Бавария» была переименована и перепрофилирована на выпуск вина, благодаря чему «Винзавод» стал именно «Винзаводом», а не каким-нибудь «Пивзаводом».

В самое ближайшее время «Винзавод» планируется сделать этакой Меккой российского актуального искусства с удобными экспозиционными пространствами, студиями для художников, магазинами, а также арт-барами (ну честное слово, какая Мекка обходится без баров?). Проект «Верю» занял лишь небольшую часть площади нового арт-центра. Правда, речь идет о святая святых бывшего завода – о винохранилище. Вина здесь больше нет, зато есть работы современных художников.

Винохранилище – это комплекс просторных подземных залов с арочными сводами, непредставимо высокими потолками и стенами, украшением которых можно считать архаичную кафельную мозаику. В любом другом месте к самому «Верю» было бы куда больше претензий, однако пространство «Винзавода» подчеркивает лучшее в представленных работах и одновременно маскирует худшее в них. Ощущение, будто, выстави в винохранилище хоть Джеффа Кунса, хоть Дэмиана Херста, – все равно благодаря самому месту их работы будут вполне соответствовать концепции «Верю». Другое дело, «Винзавод» удобен еще и потому, что многие инсталляции если бы и влезли в залы Центрального дома художника или, к примеру, того же ММСИ, то смотрелись бы там, «в стесненных условиях», как минимум довольно странно.

Что до выставки самой по себе, Олег Кулик занял позицию на грани идеологической корректности. В сущности, «Верю» – чрезвычайно консервативный проект (в рамках системы актуального искусства, разумеется), и эта консервативность вкупе с концепцией проекта выглядит по меньшей мере сервильной. Вряд ли Кулику может быть неизвестно предположение (хотя бы потому, что оно является абсолютно трендовым), касающееся того, что состояние угасания, деградации культуры является для нее вполне нормальным (в сравнении с редкими пиками подъема, наиболее банальными примерами которых могут служить, скажем, Серебряный век в России или итальянское Возрождение).

В позиции «Верю» нет, в сущности, ничего нового (равно как и старого, преподнесенного как новое). По большому счету «Верю» – это еще одна сторона постмодернистской игры, которую, судя по всему, критикует проект. Не дает покоя и такой вопрос: почему проект настойчиво ассоциирует себя с русским православием? Если уж искать истоки веры, то обратиться к славянскому язычеству было бы куда более последовательным шагом.

Заклинания

«Верю» – это слишком просто для того, чтобы быть правдой

«Верю» – это слишком просто для того, чтобы быть правдой. Фразы типа: «Дышу – значит живу, живу – значит верю» – не более чем заклинания, и они ничем не лучше и не хуже пассажей Энгельса о религии и сущности метафизики. Впрочем, это очень соблазнительно (и одновременно безнадежно) – описывать сложные вещи простыми словами. Лишним подтверждением тому является то, что даже отдельные критики в своих рецензиях на «Верю» путают теологию и теософию.

Интересно, когда в России выйдет из моды переписывание плохих студенческих конспектов? Точнее, когда плохие конспекты плохих конспектов перестанут выдаваться за нечто пристойное? Проект претендует на некую нонконфессиональность, даже на нерелигиозность (что постулируется самим названием – «Верю» вместо «Верую» или «Верим»), однако пафос некоторой отстраненности теряется во впечатляющей наивности программы. Замены «Веруем» на «Верю» etc воспринимаются как отговорки.

Однако несмотря ни на что в целом выставка смотрится очень пристойно – на потребительском уровне, если не задавать себе лишних вопросов. Еще радует то, что не все художники приняли идеологию «Верю» всерьез. Или по крайней мере поняли ее слишком по-своему. Есть, например, хороший проект Андрея Монастырского и Ко «Тьма»: на стене, противоположной входу, висит листок бумаги; до него очень хочется добраться, но не тут-то было – вот вроде бы до заветного листочка осталось совсем чуть-чуть, однако тут свет гаснет и зритель оказывается в кромешной темноте. Пользоваться светящимися дисплеями мобильных телефонов ужасно не хочется – по крайней мере, автор этих строк воспринял это как «взлом» инсталляции.

Еще есть светлая работа Александра Пономарева «Генератор Нимбов»: колечки пара в лучах света неспешно взмывают к потолку. Несколько работ представляют собой небольшие закрытые пространства: юрты, квартиры, сторожки. Вполне хайдеггерианский посыл: оседлость, тихая и непретенциозная, имеет куда большее отношение к вере, нежели помпезные декларации.

Что еще сказать о «Винзаводе»? Холодно там, конечно. Видимо, кураторы Московской биеннале решили сделать так, чтобы хотя бы на одной из ее выставок зрители основательно померзли. Два года назад все едва ли не полностью окоченевшие бегали по Музею архитектуры, ну а теперь вот «Винзавод».

Текст: Максим Шульц

Вам может быть интересно

На Украине сообщили об участии премьера Свириденко в заговоре против Ермака
Темы дня

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

Макрон пригрозил Китаю введением пошлин

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

ВСУ взорвали дамбу в ДНР

Дамба в селе Приволье в ДНР взорвана украинскими военными, которые таким образом пытаются помешать продвижению российских войск, сообщают украинские СМИ.

Кэти Перри подтвердила отношения с экс-премьером Канады Трюдо

Певица Кэти Перри опубликовала кадры поездки в Японию с бывшим премьером Канады Джастином Трюдо, фактически подтвердив отношения.

Стало известно о причастности жены Зеленского к «пленкам Миндича»

Среди записей по делу о коррупции в энергетической сфере упоминается Елена Зеленская, заявил находящийся в СИЗО по обвинению в госизмене депутат Верховной рады Александр Дубинский.

Президент Бенина сообщил о зачистке «всех очагов путча»

Вооруженный мятеж в Бенине подавлен армией, ситуация в стране взята под полный контроль, сообщил президент Бенина Патрис Талон в обращении к нации.

На Украине сообщили об участии премьера Свириденко в заговоре против Ермака

Премьер-министр Украины Юлия Свириденко принимала участие в тайном совещании чиновников и депутатов по смещению Андрея Ермака с поста главы офиса Владимира Зеленского, сообщило издание «Украинская правда».

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

В Швеции прошел неонацистский марш

Неонацисткий салемский марш прошел в Швеции впервые за 15 лет, вызвав жесткую политическую реакцию, пишет издание Euractiv.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

ВВС Нигерии нанесли удар по путчистам в Бенине

ВВС Нигерии провели операции в Бенине, сообщил представитель ВВС Эхимен Эджодамен. По данным СМИ, удар был нанесен по путчистам, когда они пытались покинуть экономическую столицу Бенина – Котону.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов