Культура

6 февраля 2007, 08:43

Окоченение

Фото: winzavod.ru

Олег Кулик решил выступить как куратор. Он сделал большой проект, в котором поучаствовало 59 художников – от Андрея Монастырского до дуэта Дубосарский – Виноградов, от Дмитрия Гутова до «Синих носов», причем работ самого Кулика на этой выставке нет. Проект называется «Верю». Вопросы, которые он ставит, просты, как пять копеек: «В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает Вас в священный трепет? В чем сосредоточено Непостижимое и Невыразимое, при встрече с которым Вы теряете дар речи? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?» Ужасно ново, не правда ли?

Вряд ли найдется хотя бы один вменяемый человек, комфортно чувствующий себя вблизи московских вокзалов. Для того чтобы попасть на «Винзавод», необходимо пройти мимо одного из них – Курского. Вот и приходится во время всего (надо сказать, неблизкого) пути к «Винзаводу» решать стратегические задачи вроде: как миновать на узкой улочке, где и двоим не разойтись, группку спешащих к местам промысла и/или ночлега бомжей? Впрочем, нюансы пути к арт-центру искупаются в целом самим арт-центром.

Пара слов о «Винзаводе»

По большому счету «Верю» – это еще одна сторона постмодернистской игры, которую, судя по всему, критикует проект

«Винзавод» – абсолютно гениальное место. Раньше здесь располагался завод «Красная Бавария» (и завод этот производил вовсе не двигатели для автомобилей BMW, как могли подумать некоторые, а пиво). Впоследствии «Красная Бавария» была переименована и перепрофилирована на выпуск вина, благодаря чему «Винзавод» стал именно «Винзаводом», а не каким-нибудь «Пивзаводом».

В самое ближайшее время «Винзавод» планируется сделать этакой Меккой российского актуального искусства с удобными экспозиционными пространствами, студиями для художников, магазинами, а также арт-барами (ну честное слово, какая Мекка обходится без баров?). Проект «Верю» занял лишь небольшую часть площади нового арт-центра. Правда, речь идет о святая святых бывшего завода – о винохранилище. Вина здесь больше нет, зато есть работы современных художников.

Винохранилище – это комплекс просторных подземных залов с арочными сводами, непредставимо высокими потолками и стенами, украшением которых можно считать архаичную кафельную мозаику. В любом другом месте к самому «Верю» было бы куда больше претензий, однако пространство «Винзавода» подчеркивает лучшее в представленных работах и одновременно маскирует худшее в них. Ощущение, будто, выстави в винохранилище хоть Джеффа Кунса, хоть Дэмиана Херста, – все равно благодаря самому месту их работы будут вполне соответствовать концепции «Верю». Другое дело, «Винзавод» удобен еще и потому, что многие инсталляции если бы и влезли в залы Центрального дома художника или, к примеру, того же ММСИ, то смотрелись бы там, «в стесненных условиях», как минимум довольно странно.

Что до выставки самой по себе, Олег Кулик занял позицию на грани идеологической корректности. В сущности, «Верю» – чрезвычайно консервативный проект (в рамках системы актуального искусства, разумеется), и эта консервативность вкупе с концепцией проекта выглядит по меньшей мере сервильной. Вряд ли Кулику может быть неизвестно предположение (хотя бы потому, что оно является абсолютно трендовым), касающееся того, что состояние угасания, деградации культуры является для нее вполне нормальным (в сравнении с редкими пиками подъема, наиболее банальными примерами которых могут служить, скажем, Серебряный век в России или итальянское Возрождение).

В позиции «Верю» нет, в сущности, ничего нового (равно как и старого, преподнесенного как новое). По большому счету «Верю» – это еще одна сторона постмодернистской игры, которую, судя по всему, критикует проект. Не дает покоя и такой вопрос: почему проект настойчиво ассоциирует себя с русским православием? Если уж искать истоки веры, то обратиться к славянскому язычеству было бы куда более последовательным шагом.

Заклинания

«Верю» – это слишком просто для того, чтобы быть правдой

«Верю» – это слишком просто для того, чтобы быть правдой. Фразы типа: «Дышу – значит живу, живу – значит верю» – не более чем заклинания, и они ничем не лучше и не хуже пассажей Энгельса о религии и сущности метафизики. Впрочем, это очень соблазнительно (и одновременно безнадежно) – описывать сложные вещи простыми словами. Лишним подтверждением тому является то, что даже отдельные критики в своих рецензиях на «Верю» путают теологию и теософию.

Интересно, когда в России выйдет из моды переписывание плохих студенческих конспектов? Точнее, когда плохие конспекты плохих конспектов перестанут выдаваться за нечто пристойное? Проект претендует на некую нонконфессиональность, даже на нерелигиозность (что постулируется самим названием – «Верю» вместо «Верую» или «Верим»), однако пафос некоторой отстраненности теряется во впечатляющей наивности программы. Замены «Веруем» на «Верю» etc воспринимаются как отговорки.

Однако несмотря ни на что в целом выставка смотрится очень пристойно – на потребительском уровне, если не задавать себе лишних вопросов. Еще радует то, что не все художники приняли идеологию «Верю» всерьез. Или по крайней мере поняли ее слишком по-своему. Есть, например, хороший проект Андрея Монастырского и Ко «Тьма»: на стене, противоположной входу, висит листок бумаги; до него очень хочется добраться, но не тут-то было – вот вроде бы до заветного листочка осталось совсем чуть-чуть, однако тут свет гаснет и зритель оказывается в кромешной темноте. Пользоваться светящимися дисплеями мобильных телефонов ужасно не хочется – по крайней мере, автор этих строк воспринял это как «взлом» инсталляции.

Еще есть светлая работа Александра Пономарева «Генератор Нимбов»: колечки пара в лучах света неспешно взмывают к потолку. Несколько работ представляют собой небольшие закрытые пространства: юрты, квартиры, сторожки. Вполне хайдеггерианский посыл: оседлость, тихая и непретенциозная, имеет куда большее отношение к вере, нежели помпезные декларации.

Что еще сказать о «Винзаводе»? Холодно там, конечно. Видимо, кураторы Московской биеннале решили сделать так, чтобы хотя бы на одной из ее выставок зрители основательно померзли. Два года назад все едва ли не полностью окоченевшие бегали по Музею архитектуры, ну а теперь вот «Винзавод».

Текст: Максим Шульц

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?