Культура

6 февраля 2007, 08:43

Окоченение

Фото: winzavod.ru

Олег Кулик решил выступить как куратор. Он сделал большой проект, в котором поучаствовало 59 художников – от Андрея Монастырского до дуэта Дубосарский – Виноградов, от Дмитрия Гутова до «Синих носов», причем работ самого Кулика на этой выставке нет. Проект называется «Верю». Вопросы, которые он ставит, просты, как пять копеек: «В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает Вас в священный трепет? В чем сосредоточено Непостижимое и Невыразимое, при встрече с которым Вы теряете дар речи? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?» Ужасно ново, не правда ли?

Вряд ли найдется хотя бы один вменяемый человек, комфортно чувствующий себя вблизи московских вокзалов. Для того чтобы попасть на «Винзавод», необходимо пройти мимо одного из них – Курского. Вот и приходится во время всего (надо сказать, неблизкого) пути к «Винзаводу» решать стратегические задачи вроде: как миновать на узкой улочке, где и двоим не разойтись, группку спешащих к местам промысла и/или ночлега бомжей? Впрочем, нюансы пути к арт-центру искупаются в целом самим арт-центром.

Пара слов о «Винзаводе»

По большому счету «Верю» – это еще одна сторона постмодернистской игры, которую, судя по всему, критикует проект

«Винзавод» – абсолютно гениальное место. Раньше здесь располагался завод «Красная Бавария» (и завод этот производил вовсе не двигатели для автомобилей BMW, как могли подумать некоторые, а пиво). Впоследствии «Красная Бавария» была переименована и перепрофилирована на выпуск вина, благодаря чему «Винзавод» стал именно «Винзаводом», а не каким-нибудь «Пивзаводом».

В самое ближайшее время «Винзавод» планируется сделать этакой Меккой российского актуального искусства с удобными экспозиционными пространствами, студиями для художников, магазинами, а также арт-барами (ну честное слово, какая Мекка обходится без баров?). Проект «Верю» занял лишь небольшую часть площади нового арт-центра. Правда, речь идет о святая святых бывшего завода – о винохранилище. Вина здесь больше нет, зато есть работы современных художников.

Винохранилище – это комплекс просторных подземных залов с арочными сводами, непредставимо высокими потолками и стенами, украшением которых можно считать архаичную кафельную мозаику. В любом другом месте к самому «Верю» было бы куда больше претензий, однако пространство «Винзавода» подчеркивает лучшее в представленных работах и одновременно маскирует худшее в них. Ощущение, будто, выстави в винохранилище хоть Джеффа Кунса, хоть Дэмиана Херста, – все равно благодаря самому месту их работы будут вполне соответствовать концепции «Верю». Другое дело, «Винзавод» удобен еще и потому, что многие инсталляции если бы и влезли в залы Центрального дома художника или, к примеру, того же ММСИ, то смотрелись бы там, «в стесненных условиях», как минимум довольно странно.

Что до выставки самой по себе, Олег Кулик занял позицию на грани идеологической корректности. В сущности, «Верю» – чрезвычайно консервативный проект (в рамках системы актуального искусства, разумеется), и эта консервативность вкупе с концепцией проекта выглядит по меньшей мере сервильной. Вряд ли Кулику может быть неизвестно предположение (хотя бы потому, что оно является абсолютно трендовым), касающееся того, что состояние угасания, деградации культуры является для нее вполне нормальным (в сравнении с редкими пиками подъема, наиболее банальными примерами которых могут служить, скажем, Серебряный век в России или итальянское Возрождение).

В позиции «Верю» нет, в сущности, ничего нового (равно как и старого, преподнесенного как новое). По большому счету «Верю» – это еще одна сторона постмодернистской игры, которую, судя по всему, критикует проект. Не дает покоя и такой вопрос: почему проект настойчиво ассоциирует себя с русским православием? Если уж искать истоки веры, то обратиться к славянскому язычеству было бы куда более последовательным шагом.

Заклинания

«Верю» – это слишком просто для того, чтобы быть правдой

«Верю» – это слишком просто для того, чтобы быть правдой. Фразы типа: «Дышу – значит живу, живу – значит верю» – не более чем заклинания, и они ничем не лучше и не хуже пассажей Энгельса о религии и сущности метафизики. Впрочем, это очень соблазнительно (и одновременно безнадежно) – описывать сложные вещи простыми словами. Лишним подтверждением тому является то, что даже отдельные критики в своих рецензиях на «Верю» путают теологию и теософию.

Интересно, когда в России выйдет из моды переписывание плохих студенческих конспектов? Точнее, когда плохие конспекты плохих конспектов перестанут выдаваться за нечто пристойное? Проект претендует на некую нонконфессиональность, даже на нерелигиозность (что постулируется самим названием – «Верю» вместо «Верую» или «Верим»), однако пафос некоторой отстраненности теряется во впечатляющей наивности программы. Замены «Веруем» на «Верю» etc воспринимаются как отговорки.

Однако несмотря ни на что в целом выставка смотрится очень пристойно – на потребительском уровне, если не задавать себе лишних вопросов. Еще радует то, что не все художники приняли идеологию «Верю» всерьез. Или по крайней мере поняли ее слишком по-своему. Есть, например, хороший проект Андрея Монастырского и Ко «Тьма»: на стене, противоположной входу, висит листок бумаги; до него очень хочется добраться, но не тут-то было – вот вроде бы до заветного листочка осталось совсем чуть-чуть, однако тут свет гаснет и зритель оказывается в кромешной темноте. Пользоваться светящимися дисплеями мобильных телефонов ужасно не хочется – по крайней мере, автор этих строк воспринял это как «взлом» инсталляции.

Еще есть светлая работа Александра Пономарева «Генератор Нимбов»: колечки пара в лучах света неспешно взмывают к потолку. Несколько работ представляют собой небольшие закрытые пространства: юрты, квартиры, сторожки. Вполне хайдеггерианский посыл: оседлость, тихая и непретенциозная, имеет куда большее отношение к вере, нежели помпезные декларации.

Что еще сказать о «Винзаводе»? Холодно там, конечно. Видимо, кураторы Московской биеннале решили сделать так, чтобы хотя бы на одной из ее выставок зрители основательно померзли. Два года назад все едва ли не полностью окоченевшие бегали по Музею архитектуры, ну а теперь вот «Винзавод».

Текст: Максим Шульц

Вам может быть интересно

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Медведев заявил о включении стран НАТО в полномасштабную войну с Россией

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в интервью каналу Al Arabiya обвинил страны НАТО в участии в полномасштабной войне против России после ракетных ударов по Курской и Брянской областям.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Маргарита Симоньян заявила, что Скотт Беннетт, американский эксперт и комментатор Sputnik, мог быть убит за правду о конфликте на Украине. Беннетт активно освещал события в Донбассе и предупреждал о возможной угрозе своей жизни.

Зеленский разозлился на Раду за отмену заседания

Владимир Зеленский выразил недовольство Верховной радой, которая отменила заседание из-за страха перед возможным российским ударом после применения системы «Орешник».

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр

Российские военнослужащие продвинулись в районе населенных пунктов Ступочки и Григоровка у Часова Яра на Донбассе, взяв его в полуохват, а также начали бои на восточной окраине Великой Новоселки.

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?