Наиболее значительная часть дирижерской карьеры выдающегося маэстро Александра Лазарева связана с Большим театром. Расставшись с ним в 1995 году, Лазарев не выступал в Москве шесть лет. Молчание было нарушено в 2001 году, затем вновь последовали большие перерывы – два концерта в 2003-м и еще один в прошлом сезоне.
В сложной ситуации окажутся любители музыки 21 января: в этот вечер как минимум четыре концерта, на каждый из которых вполне стоит пойти
Каждый из этих вечеров становился событием: скажем, исполнение «Симфонических танцев» Рахманинова с Российским национальным оркестром (РНО) глубоко перепахало многих из тех, кто относится к этому композитору спокойно, а «Новая Россия» год назад звучала под управлением Лазарева так, что коллектив просто нельзя было узнать.
Тем примечательнее, что в этом сезоне у Лазарева целых три программы, объединенные в абонемент, который проходит в Светлановском зале Дома музыки (ММДМ). Второй концерт цикла состоится 20 января; на этот раз маэстро встанет за пульт Госоркестра. Прозвучат сюита из балета Глазунова «Времена года» и симфония Прокофьева № 4 во второй редакции.
В сложной ситуации окажутся любители музыки 21 января: в этот вечер как минимум четыре концерта, на каждый из которых вполне стоит пойти. В Рахманиновском зале консерватории – музыка Карла Филиппа Эммануила Баха, которую Алексей Любимов сыграет на самых разных клавишных инструментах: молоточковый клавир, тафель-клавир, клавикорд, клавесин, орган позитив.
В концерте также примет участие струнный барочный ансамбль. Александр Рудин, часто выступающий в ансамблях с Любимовым как виолончелист, на этот раз встанет за дирижерский пульт в Большом зале консерватории (БЗК).
Услышать Рудина в качестве симфонического дирижера – нечастая возможность; под его управлением один из лучших московских оркестров – Большой симфонический – представит редко звучащие сочинения Мясковского, Аренского и Головина. В программе участвуют сопрано Млада Худолей и артист Борис Плотников.
Фестиваль «Возвращение» закончился, однако его звезды продолжают выступать в Москве и порознь, и командой. Все в тот же день, 21 января, в Малом зале консерватории сыграет Максим Рысанов – лучший альтист своего поколения. С помощью Кристины Блаумане, Бориса Бровцына, Романа Минца и других «возвращенцев» он исполнит произведения Генделя, Вивальди, Телемана, Бриттена, Стравинского, Табаковой.
Еще один постоянный участник «Возвращения» – блистательный кларнетист Игорь Федоров в этот вечер выйдет на сцену Камерного зала ММДМ. Вместе с ансамблем The Pocket Symphony под управление Назара Кожухаря он представит программу «XVIII век... в джинсах. Только премьеры!». Прозвучат раритеты Моцарта, Телемана, Мольтера и Кроммера, причем обещано, что музыканты будут действительно в джинсах.
Три последних анонса связаны с именами прекрасных дам. Одна из них – яркая скрипачка Елена Ревич, хорошо известная и как солистка, и как бывший концертмейстер «Солистов Москвы» Юрия Башмета. Программу «Диалоги», которую она представит 24 января в Камерном зале ММДМ, составят сочинения Генделя, Моцарта, де Фалья, Изаи, Глиэра и даже Майкла Наймана.
Партнером Елены в этот вечер станет Евгений Стембольский плюс музыканты, известные по тому же проекту «Возвращение», – Дмитрий Илларионов, Максим Рысанов и Кристина Блаумане.
25 января в Концертном зале имени Чайковского РНО собирался играть Шостаковича, однако теперь обещаны сочинения другого недавнего юбиляра – Моцарта. Кристоф Мюллер продирижирует его симфониями №№ 26 и 34, а также несколькими оперными увертюрами; гвоздь программы – участие блистательной немецкой певицы Симоны Кермес, которая исполнила партию донны Анны в опере «Дон Жуан», прозвучавшей минувшим летом под управлением Теодора Курентзиса. На сей раз Кермес споет несколько концертных арий Моцарта.
А 29 января в БЗК – еще одно выступление РНО, на сей раз с рядом незаурядных певцов: Джозеф Каллейя, Василий Герелло, Паульс Путнинс; в концертном исполнении будет представлена опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Украшением вечера станет участие выдающейся певицы Лоры Клейкомб в заглавной партии.